Сущность правосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание

Правосознание имеет длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию, развертываемую во времени. Первобытные представления о праве — это не что иное, как представления о порядке взаимоотношений людей, фактических, личных отношений. Право отождествляется здесь с определенным общественным порядком и не противопоставляется обязанности.

Содержание

Введение………………………………………….………………….2

Понятие, структура, виды правосознания …………..………........5
Правосознание и правовая культура ……….. …………………...12
Правосознание и религиозность ………………………………….17
Проблема правового нигилизма …………………………………..20
Заключение………………………………………………………….29

Список использованной литературы……………………………....33

Работа состоит из  1 файл

Правосознание-курсовая.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)
 

      СУЩНОСТЬ  ПРАВОСОЗНАНИЯ 
 

Содержание: 

     Введение………………………………………….………………….2

  1. Понятие, структура,  виды правосознания …………..………........5
  2. Правосознание и правовая культура ……….. …………………...12
  3. Правосознание и религиозность ………………………………….17
  4. Проблема правового нигилизма …………………………………..20

     Заключение………………………………………………………….29

     Список использованной литературы……………………………....33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Как явление духовной жизни, право принадлежит  к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким поняѩием, отражающим особое измерение правовой реальности, выступает категория правовое сознание.

      Правовое  сознание оказывает активное воздействие  на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.

        Никакая человеческая деятельность  немыслима вне сознания индивидов. Ни один правовой акт, ни одно юридическое отношение не реализуется вне опосредующей их правовой пси⽅ологии и правовой идеологии.

      Правовое  сознание я⼲ляется разновидностью социального сознания, и, следовательно, к нему относятся вековые споры материалистов и идеалистов о первичности и вторичности материи и сознания вообще. Не вдаваясь в подробности, отметим здесь главное: сознание, несомненно, находится под определяющим воздействием бытия, но в то же время само бытие является результатом воплощений и чувств людей. Индивидуальное и коллективное сознание в обществе и государстве – локомотив исторического движения. Существуют различные формы общественного сознания, при помощи которых люди осознают окружающую их природу, общество. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, религиозное, правовое.

      Правосознание есть осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую природу с правом и в силу этого вторично по отношению к существующим экономическим отношениям. Оно формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потѫебностей и интересов общества, различных социальных групп; динамично развивается под влиянием меняющихся объективных условий и процессов; является частью общественного сознания и поэтому испытывает на себе влияние философских, идеологических и политических воззрений.1

      Правосознание имеет длительную историю, знает  свои пики и падения, свою эволюцию, развертываемую во времени. Первобытные представления о праве — это не что иное, как представления о порядке взаимоотношений людей, фактических, личных отношений. Право отождествляется здесь с определенным общественным порядком и не противопоставляется обязанности.

      Специфический признак правосознания — соотношение в сознании (индивидуальном, классовом и т.д.) жизненных условий, потребностей, интересов данного класса с возможными, необходимыми или существующими юридическими правами и обязанностями. Результатом такого соотнесения являются идеи, представления о праве.

        Так, правосознание было отличительной  чертой общественного сознания древних римлян, когда тор⼶ествовало римское право. Судебные и иные правовые формы жизнедеятельности римского общества находили и адекватное отражение в идеях и эмоциях римских граждан, формирования их поведения. Приметой быта и нравов древних римлян были непрерывные обращения к преторам, в сенат, в судебные учреждения по любому спорному вопросу: касалось ли это судеб государства или продажи раба.

      Чем дальше забирается человечество в неисповедимые  глубины прогресса, тем ярче проявляет себя юридическая природа сознания, тем важнее становится этапная задача - следовать многим положениям, раскрытым теорией права в правосознательной сфере человеческого бытия.

      Исследования  многих философов и юристов в  этой области составили значительные труды. Правосознание теснейшим  образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительносѩь живут лишь в сознании людей, поэтому право — явление психологическое (Л. Петражицкий). Другие пЕдчеркивали внешнюю принудительность права как внешнего средства регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи считали право классовым регулятором общественных отношений (K. Маркс, В. И. Ленин).  Четвертые признавали за правом роль оформителя и гаранта естественных прав человека (Ш. Монтескъе, Ж. Ж. Руссо).

      Русский правовед И.А. Ильин рассматривал правосознание как совокупность воззрений на право, на государство, на всю организацию общественной жизни. Например, он считал, что форма правления в государстве определяется, прежде всего, монархическим или республиканским правосознанием народа. И.А. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других.2

      Более глубоким и плодотворным в уяснении механизма правового воздействия на общественные отношения является освоение такой категории, как правовая культура. Она неразрывно связана с правосознанием и немыслима без человека, его сознания и его деятельности.     

      Наиболее  зримую роль играет право⽁ознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие, действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.

      Развитое  правосознание и правовая активность граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан – необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.

      В данной работе  я рассмотрел, каким образом правосознание общества, отдельных групп, индивидов связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества, какова его роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом.

        Так же важное место отведено  в этой работе вопросу, когда  слабораМвитое правовое сознание оказывает отрицательное значение на общество и его институты. Формой такого отрицательного проявления является правовой нигилизм, который играет немаловажную роль в процессе реализации правовых норм и предписаний.

      Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования, проведенного в данной работе, и раскрывает причины моего интереса  к  данной теме. Используя различные источники, я попытался выяснить, какое значение в современном обществе имеет правосознание и как оно связано с правовой культурой. 

      1. Понятие, структура,  виды правосознания 

      Как особая форма общественного сознания, правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества        относительно права и его роли. Правосознание предполагает:

    • осмысление и ощущение нео⼱ходимости права;
    • оценку права;
    • осознание необходимости создания развитой системы законодательства;
    • осмысление потребности в изменении и дополнени⼸ действующих нормативных актов;
    • восприятие процесса и результатов реализации права;
    • соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими и т.д.).

      Специфика правового сознания состоит в  том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и внеправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина. 3

      Правовое  сознание оказывает воздействие  на поведение людей вместе с нормами  права, наряду с ними, а иногда и  вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норЗа одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения. Поэтому можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознанием в решении отдельных вопросов.

      Правосознание обычно не существует в "чистом" виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения морльных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Это особенно характерно для марксистско-ленинского отношения к праву. Марксизм-ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон — как меру политическую. Односторонний политический подход к праву не дает возможности полностью понять его сущность и роль в жизни общества. В нашей юридической науке и юридическом образовании необходимо стремиться к деполитизации права и правосознания. Классово-политический подход к правопониманию надо рассматривать как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества.

      Правосознание по своей структуре, по внутреннему  строению представляет собой сложное образование, в котором можно выделить такие элементы, как правовая идеология, правовая психология и правовая мораль. Следует иметь в виду, что приведенное структурирование носит условный характер и используется в целях познавания правосознания, которое в реальной жизни выступает как целостное явление.

      Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о праве. Это систематизированное научное выражениО правовых взглядов, идей, требований. В правовой идеологии отражение правовой жизни происходит на уровне ее теоретического, научного анализа и обобщения правовых явлений на основе глубоких юридических знаний. Содержание правовой идеологии обусловлено также целым комплексом конкретно-исторических факторов: достигнутым уровнем социально-экономического и культурного развития общества, сложившейся правовой системой и системой государственной власти, социальной структурой общества, соотношением интересов различных социальных групп, национальными традициями и т.п.4

      Правовая  психология выражает психическое отношение  к праву и правовым институтам и включает следующие элементы:

      — общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

      — психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;

      —  представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;

      — чувства, эмоции, настроения, связанные  с правом, присущие социальным группам;

      — способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций)  влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

      Правовая  психология включает в себя различного рода чувства, эмоциональные оценки, настроения, переживания по поводу функционирующего права, справедливого или несправедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения и т.д5. Эти чувства могут выражать одобрение, радость, удовлетворение в отношении справедливых законов, правопослушного поведения людей и, наоборот, - недовольство, возмущение, гнев по поводу несправедливых законов, произвола чиновников, беззакония, совершаемых преступлений. Психологические элементы правосознания, таким образом, представляют собой эмоциональное восприятие права, которое может быть присуще как отдельным людям, так и обществу в целом. Чаще всего осознание права выступает как обыденное и проявляется чаще в индивидуальном сознании.

Информация о работе Сущность правосознания