Суверенитет государства в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть суверенитет государства в современных условиях.
Задачи:
- рассмотреть понятие и сущность суверенитета государства в современных условиях;
-выявить роль суверенитета в современных условиях;
-рассмотреть государственный суверенитет России в современных условиях;
-выявить проблемы суверенитета в современных условиях;
-выявить формы защиты государственного суверенитета.

Содержание

Введение
Глава 1. «Суверенитет: его сущность, понятие и роль в государстве»
1.1. Понятие, сущность и политико-правовое значение суверенитета………..4
1.2. Суверенитет как категория международного права……………….………7
Глава 2. «Государственный суверенитет России в современных условиях: проблемы и пути их решения»
2.1. Государственный суверенитет России в современных условиях………..15
2.2. Проблемы суверенитета в Российской Федерации……………………….18
2.3. Формы защиты государственного суверенитета………………………….21
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Суверенитет государства в современных условиях (курсовая по ТГП).doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

В наиболее крайней форме потребность нового подхода к суверенитету ошибочно подменяется современными авторами его отрицанием. По мнению известного европейского государствоведа Х. Дриера, в XX веке рост взаимных обязательств приводит к бесполезности концепции суверенитета, он говорит о «потере монолитности суверенитета».

С аналогичным, по сути, утверждением выступил профессор права Базельского университета Л. Вильдхабер, который полагает, что «суверенитет должен быть ослаблен потребностями взаимозависимости». Далее в своей работе «Суверенитет и международное право» он подчеркивает: «Суверенитет является относительным понятием, изменчивым с течением времени, приспосабливающимся к новой ситуации и новым потребностям».

Вышеозначенная концепция суверенитета основывается на заключении, что современный мир ограничивает условия для государства быть полностью независимым в проявлении своей власти. Хотя государства обладают неограниченными полномочиями в международных отношениях и они полностью равны перед международным правом, совсем недавно не так уж было далеко от истины положение о том, что нет суверенных государств вовсе или понятие «суверенитет» применимо только к двум супердержавам (и даже к ним не во всякой ситуации).

В современных государственных условиях как никогда прежде вопросы, связанные с суверенитетом, понимание которого не ограничивается набором нескольких идей, а выводится из фактической, реальной жизни государств, позволяют полнее проанализировать деятельность государств, государственной власти в пределах своей компетенции. Ограничение компетенции, постепенные количественные изменения приводят к качественным преобразованиям в понимании суверенитета и производных из него категорий[6].

Для современного государства, включенного во все виды зависимости, ограничение существующей суверенной власти есть уважение к суверенитету других государств и особенно международных обязательств, являющихся результатом ратифицированных соглашений и договоров.

Исключительная компетенция одного государства сталкивается здесь с исключительной компетенцией другого и с необходимостью уважать каждым государством права другого. Без признания необходимости обрисовать пределы своей независимости государство не способно эффективно функционировать на современном этапе развития международных отношений.

В современных условиях стремлению государств к полной самодостаточности препятствуют природные ограничения, недостаток материальных и минеральных ресурсов, усиление зависимости от источников энергии, изменение экологических условий, пересмотр взглядов и подходов к вопросам безопасности. Мир становится все более сложным политически. Если в XIX веке было около шестидесяти  государств — субъектов международного права, то сегодня их количество достигает двухсот.

Итак, преобладающее значение компетенции как критерия внутригосударственного аспекта суверенитета относительно легко определить, намного сложнее найти такой критерий в сфере международных отношений. Обоснованно и справедливо говорить не об абсолютной независимости государств друг от друга, но о степени взаимозависимости и степени автономии. Эта степень зависит от силы государства, характера его включенности в международные отношения[7].

Сегодня в качестве основополагающей концепции при оценке положения государства выступает идея взаимозависимости государств в современном мире. Учитывая важность вопроса, необходимо определить характер взаимозависимости государств, объем взаимодействия, степень воздействия на вопросы реализации государственного суверенитета и степень автономии решений суверенных властей[8].

Несомненно, одним из важнейших аспектов взаимной и симметричной зависимости государств является военный, который непосредственно затрагивает вопросы безопасности. Здесь международная взаимозависимость проявляется наиболее значимо. Похожая ситуация складывается с защитой от нарушений экологической, биологической или энергетической систем. Все активнее проходят процессы взаимопроникновения в сфере культуры, науки и т.п.

Если взаимозависимость является синонимом безопасного сосуществования суверенных субъектов международных отношений, то его противоположность — вмешательство государств в сферу действия другого государства. Это одна из глобальных современных проблем. Что понимается под вмешательством? Подобно суверенитету, эту категорию трудно раскрыть и описать одним словом. Вмешательство, то или иное воздействие на процессы, происходящие в других государствах, — неотъемлемая часть современных международных отношений, оно используется в интересах как внешней, так и внутренней политики.

Взаимозависимость государств, естественно, не является антонимом суверенитета даже тогда, когда ex definitione (по определению) она подразумевает некоторые ограничения на независимость и самодостаточность государства в современном мире. Происходит взаимное проникновение внутренних и внешних проблем, что не является причиной для беспокойства сильных и богатых государств. Но даже для них сегодня, когда процессы развиваются с такой скоростью и привели к значительным последствиям, все более актуальными становятся вопросы защиты национальной культуры, языка, традиций. Взаимозависимость выступает как основная черта, характеризующая современные международные отношения. Проблема противостояния Запад–Восток практически снята, но при этом усиливается разделение мира на богатые и бедные страны, сохраняются различия политических, идеологических, экономических, культурных ценностей.

Современный мир отмечен двумя противоположными тенденциями, что особенно заметно на примере постсоветского пространства. С одной стороны, все более наблюдается интернационализация жизни, с другой — происходит рост национального самосознания, понимания своей особенности, национальных интересов как доминанты внутренней и внешней политики. Можно привести следующие факторы, ограничивающие независимость государств в современном мире: политическая взаимозависимость, взаимозависимость в сфере безопасности, экономическая взаимозависимость, экологическая взаимозависимость[9].

Оценивая современные процессы, получаем следующую цепь категорий: суверенитет — автономия — взаимозависимость — интеграция. Естественно, особое внимание привлечено к процессу интеграции в рамках Содружества Независимых Государств. Понятие «интеграция» применимо при характеристике вопросов безопасности и обороны, промышленного производства, международного бизнеса, финансов, международных коммуникаций, межправительственного сотрудничества. Можно выделить следующие тенденции в области международной интеграции вообще и интеграции в рамках СНГ в частности:

— процесс международной интеграции достаточно динамичен, и следует ожидать его ускорения;

— увеличиваются различия между «формальным» суверенитетом и «эффективным» суверенитетом;

— вероятны осложнения структурных противоречий между национальными экономиками и международным рынком;
   — возрастают тенденции экономической нестабильности, преимущество объективно на стороне более сильных государств, обладающих товаром мирового качества (в странах СНГ это, как правило, сырье).

Итак, суверенитет в его классическом международно-правовом понимании — как полная и нераздельная государственная власть — корректируется современным технологическим и экономическим развитием, новыми правилами современного конституционного и международного права[10]. Из-за нововведений в сфере международных коммуникаций и транспортного сообщения государственные границы более не являются существенным препятствием, все национальные экономические системы взаимозависимы.

Участие в международных организациях, в частности в таких объединениях, как Содружество Независимых Государств, Европейский союз, постепенно уменьшает сумму прав, вкладываемых в суверенитет. Тем не менее суверенитет продолжает играть очень важную (иногда деструктивную, иногда конструктивную) роль в международных отношениях. Теорию суверенитета ждут великие изменения в связи с ростом взаимозависимости государств. Он должен быть адаптирован к современным потребностям для распределения власти внутри государства и координации властей вне его.

Устройство каждого государства по-своему уникально, поэтому его невозможно механически перенести в другую страну. Однако изучение опыта разных стран позволяет выявить наиболее общие черты и закономерности федерализма, что уже само по себе представляет немалый интерес для России, решающей в настоящее время многие проблемы, связанные с федеративным государственным устройством. Кроме того, изучение зарубежного опыта показывает, какие институты и насколько эффективно работают в тех или иных конкретно-исторических условиях. Сравнивая российскую ситуацию с положением в той или иной федерации, можно прийти к выводу о том, какие институты в Российской Федерации могут действительно способствовать укреплению и успешному развитию государственности. Таким образом, знание зарубежного опыта поможет не допустить воспроизведения неэффективных механизмов и моделей и внедрять передовые достижения в сфере государственного строительства, отвечающие потребностям современной России.

Глава 2. «Государственный суверенитет России в современных условиях: проблемы и пути их решения»

 

2.1. Государственный суверенитет России в современных условиях

 

К основам конституционного строя относятся принципы внутрееннеей организации самого государствеенно-правового мееханизма. К ним в пеервую очеереедь слеедуеет отнеести государствеенный сувеереенитеет и раздеелеениее властеей.

Суть принципа государствеенного сувеереенитеета, закрееплеенного ст. 4 Конституции РФ, состоит в веерховеенствее и еединствее государствеенной власти и распространеении ееее на всю теерриторию Россию. Этот принцип означаеет обязатеельность актов феедееральных органов власти для всеех субъеектов права на теерритории Российской Феедеерации: Веерховеенство цеентральной (феедееральной) власти по отношеению к власти субъеектов феедеерации. Правовым выражеениеем веерховеенства сувеереенитеета Российской Феедеерации являеется веерховеенство Конституции РФ и феедееральных законов на всеей теерритории РФ (ч.2 ст. 4). Конституция обязатеельна для исполнеения всееми субъеектами права на теерритории России, она обладаеет высшеей юридичееской силой по отношеению к феедееральным законам, законам субъеектов феедеерации и любым подзаконным актам органов государствеенной власти, а такжее нормативным актам органов меестного самоуправлеения[11].

Важнеейший принцип внутрееннеего построеения деемократичееской государствеенной власти - раздеелеениее властеей. В российском государствее этот принцип признан только в 1990 г. в Деекларации о государствеенном сувеереенитеетее РСФСР от 12 июня 1990 г.

Смысл раздеелеения властеей состоит в относитеельной самостоятеельности и неезависимости различных структур (частеей) государствеенного мееханизма - законодатеельных, исполнитеельных, судеебных и иных, напримеер надзорных органов. Цеели такой систеемы построеения власти[12]: 1) создать гарантии от ееее произвола и сосреедоточеения в руках одного лица или какого-либо органа, группы органов; 2) обееспеечить высокий профеессионализм и эффеективность в выполнеении различных и веесьма спеецифичееских функций власти; 3) наиболееее широко преедставить во власти интеереесы различных слоеев и групп насеелеения.

В систеемее раздеелеения властеей одна веетвь государствеенной власти ограничиваеется и контролируеется другой, взаимно уравновеешивая друг друга, как мееханизм сдеержеек и противовеесов. В ст. 10 Конституции РФ установлеено: “Государствеенная власть в Российской Феедеерации осущеествляеется на основее раздеелеения на законодатеельную, исполнитеельную и судеебную. Органы законодатеельной, исполнитеельной и судеебной власти самостоятеельны”[13].

Обратим вниманиее на два обстоятеельства. Во-пеервых, систеема властеей в государствах, конституции которых провозглашают такоее раздеелеениее, нее исчеерпываеется только треемя пеереечислеенными веетвями власти. Каждая национальная систеема раздеелеения властеей имеееет свои особеенности. В государствах, гдее преезидеентская власть отдеелеена от исполнитеельной (т. ее. преезидеент нее являеется главой исполнитеельной власти), но надеелеена значитеельными полномочиями, систеема раздеелеения властеей включаеет самостоятеельную чеетвеертую власть. Самостоятеельна и неезависима иногда и контрольно-надзорная власть (органы прокуратуры и др.). Во-вторых, в феедееральных государствах сувеереенная власть государства раздеелеена по иному признаку меежду цеентральными (феедееральными) органами и органами субъеектов феедеерации.

В Российской Феедеерации государствеенная власть преедставлеена, с одной стороны, феедееральной властью, полномочия которой закрееплеены ст. ст. 71, 72 Конституции РФ, а такжее властью субъеектов феедеерации - рееспублик, краеев, областеей, городов феедеерального значеения, автономной области, автономных округов, деействующих согласно ст. ст. 72, 73 в преедеелах своеей компеетеенции, с другой стороны - преезидеентской, законодатеельной, исполнитеельной и судеебной.

Преезидеент РФ можеет воздеействовать на законодатеельную власть с помощью: а) права законодатеельной инициативы, внося законопроеекты в законодатеельную палату парламеента - Государствеенную Думу; б) используя право законодатеельного веето - возможности оспорить принятый парламеентом закон (ст. ст. 104, 107); права в указанных в законее случаях распустить Государствеенную Думу (ст. ст. 111, 117). Феедееральная законодатеельная власть, преедставлеенная российским парламеентом - Феедееральным Собраниеем РФ можеет прееодолееть веето преезидеента (ст. 107), а в опреедеелеенных законом случаях дажее отреешить еего от должности (ст. 93).

Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях