Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:56, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть суверенитет государства в современных условиях.
Задачи:
- рассмотреть понятие и сущность суверенитета государства в современных условиях;
-выявить роль суверенитета в современных условиях;
-рассмотреть государственный суверенитет России в современных условиях;
-выявить проблемы суверенитета в современных условиях;
-выявить формы защиты государственного суверенитета.
Введение
Глава 1. «Суверенитет: его сущность, понятие и роль в государстве»
1.1. Понятие, сущность и политико-правовое значение суверенитета………..4
1.2. Суверенитет как категория международного права……………….………7
Глава 2. «Государственный суверенитет России в современных условиях: проблемы и пути их решения»
2.1. Государственный суверенитет России в современных условиях………..15
2.2. Проблемы суверенитета в Российской Федерации……………………….18
2.3. Формы защиты государственного суверенитета………………………….21
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Глава 1. «Суверенитет: его сущность, понятие и роль в государстве»
2.2. Проблемы суверенитета в Российской Федерации……………………….18
2.3. Формы защиты государственного суверенитета………………………….21
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность
Несмотря на многовековую научную разработку категории «государственный суверенитет», она нуждается в новом научном осмыслении и конкретизации. Это связано с тем, что каждая эпоха ставит перед государствами такие вопросы, от ответа на которые зависит их собственная судьба, само их существование. Особую сложность проблема суверенитета приобретает для федеративного государства. Нередко высказывается мнение, что она практически неразрешима. Известный французский юрист начала XX века Л.Дюги справедливо подчеркивал: «Каково бы ни было понятие, составленное относительно суверенитета, нельзя... создать юридически удовлетворительную конструкцию федерального государства»
К моменту принятия действующей Конституции Российской Федерации ни юристы, ни политические силы не пришли к теоретически выдержанному и практически удовлетворительному выводу относительно допустимости или недопустимости признания суверенного статуса за субъектами федерации. Данным обстоятельством во многом и объясняются «странности» российского суверенитета в 90-е годы прошлого века.
Суверенитет — категория, которая в новейшей истории России вызывала и продолжает вызывать острые политические споры. Борьба за суверенитет регионов в постсоветской России совпала с демократическими преобразованиями в стране. Опасность всеобщей «суверенизации» не была оценена своевременно и в должной мере. Осуществление Президентом Российской Федерации В.В.Путиным политики, направленной на восстановление единой вертикали власти в России, приведение в
соответствие с федеральным законодательством нормативных правовых актов всех субъектов Российской Федерации, связано со сменой подходов в понимании суверенитета.
Конституция Российской Федерации 1993 г. сделала значительный шаг к формализации федеративной структуры - в ней был закреплен принцип равноправия субъектов федерации. Но из-за логики внутриполитической борьбы этот принцип так и не был реализован. Процесс подписания договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации свел на нет принцип равноправия субъектов Федерации. Так начала формироваться не конституционная, а по сути договорная, асимметричная федерация. Это лишь на очень короткий срок позволило снять острые противоречия национально-государственного устройства и даже не столько их, сколько противоречия, связанные с формированием новой политической системы и утверждением новой политической элиты.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем программном, первом в качестве Главы государства, выступлении при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 г. подчеркнул: «В России федеративные отношения недостроены и недоразвиты. Региональная самостоятельность часто трактуется как санкция на дезинтеграцию государства. Мы все время говорим о федерации и ее укреплении, годами об этом же говорим. Однако надо признать: у нас еще нет полноценного федеративного государства... у нас создано децентрализованное государство»
Необходимость анализа современного состояния теории суверенитета и особенностей ее реализации в условиях России обусловили актуальность и выбор темы курсовой работы.
Цель работы: рассмотреть суверенитет государства в современных условиях.
Задачи:
- рассмотреть понятие и сущность суверенитета государства в современных условиях;
-выявить роль суверенитета в современных условиях;
-рассмотреть государственный суверенитет России в современных условиях;
-выявить проблемы суверенитета в современных условиях;
-выявить формы защиты государственного суверенитета.
Глава 1. «Суверенитет : его сущность, понятие и роль в государстве»
Различают несколько видов суверенитета: народный, национальный, государственный. Государственный суверенитет определяется как такое состояние государства, при котором она самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику. Изначально понятие «суверенитет» возникло как определенная характеристика государства, его атрибут. Суверенитет всегда связывали с государственной властью, он выражал ее способность быть в обществе абсолютной независимой силой.
Понятие «государственный суверенитет» возникло в борьбе за освобождение светской государственной власти из подчинения церкви. Государственный суверенитет имеет точное содержание и рамки применения. Он констатирует следующие его моменты:
- суверенитет только исключительно характеризует государственность, выделяя и подчеркивая ее отличие от других общественных явлений.
- суверенитет связан с волей народов, населения государственно оформленной территории.
- суверенитет является объективной реальностью, не требующей чьего-либо утверждения, но предполагающей использования его в качестве основы других государственно-правовых явлений.
Абсолютного государственного суверенитета нет, и быть не может, ибо на современном уровне цивилизации в условии единого мирового хозяйства неустранимые взаимозависимости государств по экономической, экологической, гуманитарной и многим другим линиям. Государственный суверенитет по своим значениям и свойствам может быть только в чем-то ограничен, во всяком случае не абсолютным, а таким, когда он сочетается с суверенитетом других государств.
Суверенитет государства – это важнейшее основное свойство государства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой. Обладание государственным суверенитетом – это не что иное как верховенство и независимость государственной власти внутри станы, а также проведение внешней политики. Однако и здесь возможны ограничения. Международным сообществом выработаны цивилизованные отношения между государствами, которых они должны придерживаться. Общепринято, что состояние дел с соблюдением прав и свобод человека в том или ином государстве может быть предметом международной защиты.
Верховенство государственной власти – это такое ее состояние, при котором над ней не может быть иной власти. Это прежде всего ее неограниченность. Верховенство власти означает ее единство, в том смысле, что нет двоевластия, другой конкурирующей власти, посягающей на представительство воли народа. Независимость государственной власти означает ее самостоятельность, ее исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный порядок[1].
Государственная власть, обладая полнотой и верховенством не безгранична в своих властных амбициях. Всегда есть пределы этой власти. Это означает, что государство не может признаваться тем субъектом, границы которого безграничны, и оно может делать все, что ему заблагорассудиться. Чтобы избежать тоталитаризма, действует принцип разделения властей. Степени цивилизованности государства следует по его отношению к правам и свободам граждан, насколько они реально гарантированны.
Народный суверенитет означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно. Именно народ является единственным источником государственной власти. Он осуществляет ее как непосредственно, так и через представительные органы в формах и пределах установленных Конституцией.[2] Суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики. Именно народ узаконивает государственную власть и осуществляет контроль за их деятельностью. Для этого используются перевыборы должностных лиц, которые получают от народа мандат на пребывание в должности.
Народный суверенитет является первичным по отношению к государственному суверенитету, однако он может быть реализован лишь при условии существования государственного суверенитета.
Суверенитет нации выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределятся в экономической, государственной, духовной сферах. Нацией является историческая общность людей, складывающейся в процессе формирования их территории, экономических связей, языка, культуры. Нация формируется из различных племен, народностей. В условии общего признания на международном уровне нерушимости государственных границ. Попытка отдельных наций сформировать свое государство встречает серьезный отпор со стороны государства в рамках которого существует нация.
1.2. Суверенитет как категория международного права
Суверенитет — неотъемлемое качество государства как субъекта международного права. Понятие государственного суверенитета раскрывается в международно-правовых документах через следующие характеристики.
1. «Суверенное равенство» всех государств. Принцип описывается в Декларации о принципах международного права следующим образом: «Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера»[3].
В частности, понятие суверенного равенства включает в себя ряд элементов:
a) государства юридически равны;
б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
г) территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны;
д) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
2. Невмешательство. В соответствии с этим принципом ни одна внешняя сила не имеет права вмешиваться во внутренние дела государства[4]. Принцип невмешательства распространяется не только на недопустимость использования военной силы, но и на другие способы воздействия экономического, культурного, политического характера.
3. Верховенство. Верховенство государственной власти над всеми лицами и их действиями. Эта исключительная территориальная юрисдикция относится к власти законодательной, судебной и исполнительной.
4. Полнота государственной власти. Суверенное государство обладает всеми полномочиями — суверенными правами без каких бы то ни было ограничений извне.
5. Иммунитет государства. В соответствии с принципом государственного иммунитета, вытекающим из принципа суверенного равенства государств, государство не может быть привлечено к суду другого государства в качестве ответчика иначе, как в случае своего прямого согласия. Так, юрисдикция международного суда распространяется на стороны конфликта или спора только в том случае, если государство предварительно заявило о своем признании юрисдикции этого суда.
На понимание суверенитета наложило свой отпечаток существование военно-политических группировок. Очевидно, что члены единого военного или политического блока имеют собственные национальные интересы и обязательства, включая гарантии взаимной безопасности и уважения принципов взаимоотношений, основывающихся на взаимозависимости.
К 90-м годам сложилась система, при которой две сверхдержавы доминировали в мире и порой даже военным путем вмешивались в дела соседних (и не только) государств. С изменением политических реалий, прекращением существования СССР происходит формирование многополюсного мира, в котором можно выделить несколько центров силы: США, Россия, Европейский союз, Япония, Китай. Это изменение требует и нового подхода к пониманию суверенитета.
Прежде всего становится необходимым отход от понимания суверенитета как тотально неограниченной свободы действий. Указанный процесс может быть охарактеризован как «деабсолютизация» суверенитета. Определенные ограничения, так или иначе, накладываются на государство международным правом, межгосударственными соглашениями, иными документами. Право государства на самоограничение, выводимое из функционирования государства в сфере международных отношений, есть высшее доказательство существования государственного суверенитета, потому что это собственное решение суверена принимается им и получает свою силу в законном порядке. Подобного рода обязательства не влекут ограничения суверенитета, но только определение степени свободы и прав суверена[5].
Довольно распространена теория, которая заключает, что развитие международных отношений, осуществляемое в основном через посредство международных договоров, приводит к такой системе взаимозависимости государств, подчинения их общему мировому правопорядку, что возникает противоречие между суверенитетом государства, с одной стороны, и международным правом — с другой. Согласно этой теории, суверенитет государств исчезает и переходит к сообществу государств. Данная теория является продолжением концепций Г. Краббе, Г.Ласки, Л. Дюги, Н. Политиса, согласно которым суверенитет предстает как устарелая доктрина, исчерпавшая себя догма.
Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях