Суверенитет государства в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования данной работы – дать ответ на вопрос «Что такое суверенитет государства в современных условиях?».
Объектом исследования являются внешние и внутренние взаимоотношения государства, предметом – суверенитет государства.
При подготовке работы поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию суверенитет;
- проанализировать тенденции развития государственного суверенитета;
- изучить основы государственного суверенитета Российской Федерации.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
- изучение научной литературы;
- анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики;
- анализ нормативно – правовых документов регулирующих вопросы суверенитета России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
1 Суверенитет государства как категория юридической науки………………...6
1.1 Государство и его признаки…………………………………………………...6
1.2 Юридические признаки суверенитета государства………………………...10
2 Суверенитет государства в современных условиях…………………………..16
2.1 Проблемы суверенитета в федеративном государстве……………………..16
2.2 Государственный суверенитет в условиях глобализации………………….21
Заключение………………………………………………………………………..26
Глоссарий………………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………………………………30
Приложения………………………………………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

Мязитов - Суверенитет государства в современных условиях.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

Различают внешний и внутренний суверенитет. Внешний суверенитет означает, что государство контролирует территорию внутри своих границ и никакое другое государство не может контролировать эту территорию или войти на нее. Внутренний суверенитет означает, что государство должно контролировать все формы внутренней жизни страны. Внутренний суверенитет связан с возможностью государства распоряжаться своей территорией и ресурсами, а также с изданием законов и принуждением подданных к их исполнению. Внешний - с возможностью проводить независимую политику, устанавливать дипломатические отношения с другими государствами, объявлять им войну и заключать мир.

Понятие суверенитета позволяет отличать государственные формирования от негосударственных, или протогосударственных. Там, где обнаруживается властный центр, способный к принятию окончательных решений, суверенитет очевиден, а государство носит унитарный характер, например, Франция. В конфедерациях, напротив, такой центр отсутствует, либо решения принимаются от случая к случаю, либо идет борьба группировок, которые могут только временно удерживать позицию окончательного решения. Типичные примеры конфедераций, носящих протогосударственный характер, - Ахейский союз (Древняя Греция), Конфедерация Новой Англии (1643 г.), Американская Конфедерация (1781 г.), Северо-германский союз (1867 г.), Швейцарская Конфедерация (до 1867 г.).

Иногда в качестве примера конфедеративных объединений приводят различные межгосударственные объединения - НАТО, ЕС, СНГ, Организация африканского единства и др. Однако подобное отнесение вряд ли может считаться обоснованным, поскольку центр принятия решений в данном случае не может указывать одному из своих учредителей, что ему делать на своей суверенной территории. Такого рода объединения необходимо считать межгосударственными союзами, действующими в соответствии с заключенными соглашениями. В том случае, когда комплекс вопросов, затрагиваемых этими соглашениями, превышает некий критический уровень, формирующий центр принятия решений, можно говорить о протогосударственной структуре. Такое положение дел сложилось в Европейском Союзе.

Важным аспектом понятия «суверенитет» является разделение независимых и зависимых государств, вассальных, колониальных образований. Несуверенные государственные образования лишены суверенитета, хотя и могут по ряду вопросов имитировать, насколько это позволяется метрополией, поведение суверенного государства. Поэтому они в полной мере не могут считаться государствами.

Суверенитет делят на позитивный и негативный, что связывается обычно с идеями негативной и позитивной свободы. Свобода принадлежит индивиду, суверенитет - государству. При негативной свободе индивида человек не подвергается влиянию со стороны других. Это «свобода от»: от вмешательства со стороны других, от их давления. При этом человек для обладания негативной свободой должен осознавать себя свободным и быть на определенном уровне самоидентификации. Позитивная свобода - это «свобода в»: способность быть хозяином самому себе в своих действиях, выборе, реализации своих целей. Позитивная свобода предполагает, что часть индивидов, которые могут быть свободными, не обладает ресурсами для ее реализации (образование, способности, деньги) и, соответственно, не в состоянии прочувствовать преимущества позитивной свободы. В качестве негативного суверенитета стали признавать свободу от внешнего вмешательства, а под позитивным суверенитетом - свободу удовлетворять нужды населения. При этом, как и в случае с негативной свободой, негативный суверенитет предполагает, что субъект осознает себя именно как субъект. Если этого осознания нет, нет четкой самоидентификации. В этом случае можно говорить о незрелости субъекта для восприятия даже негативного суверенитета. [11, C. 98]

В современной российской юридической науке проблеме суверенитета уделено значительное внимание. Актуальность вопроса обусловлена тем, что проблема суверенитета в федеративном государстве - важнейший аспект практической политики, так как от концептуального его решения зависит характер властных отношений федерации и ее субъектов, а также характер и способы разделения власти по вертикали.

Федеративное соглашение может существовать в виде отдельного акта. Например, Учредительный акт о создании Мексиканских Соединенных Штатов. Соглашения об учреждении федераций нередко включены в основной закон (Конституцию), который принимается с участием субъектов федерации (штатов, земель, султанатов, кантонов, провинций и т. д.). Территория субъекта федерации составляет пространство, на которое распространяется не только его власть, но и федеральных органов. Эта территория является также и территорией союзного государства, на который распространяется общефедеральный суверенитет.

Во многих федерациях весь объем государственных полномочий делится на две основные части. Одну из них определяют как сферу исключительной компетенции, другую - остаточной. К исключительной компетенции относятся полномочия, которыми пользуется лишь тот, за кем они закреплены. Ее обладатель обычно не может выходить за пределы исключительных полномочий, если иное прямо не оговорено законом.

Характеристика федерации в качестве политически единого государства является либо результатом ошибки, либо попыткой страны приобрести федеративную внешность, при сохранении унитарной структуры управления, и здесь мы напрямую сталкиваемся с проблемой несоответствия формы и содержания. Иногда, сознавая привлекательность конституции, далекие от демократии режимы провозглашают конституционный строй. Подобным же образом титул федерации, снабженный несвойственными ему признаками, используется в таких псевдофедерациях, как Нигерия.

Суверенитет понимается в свете теории разделения власти и компетенций между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти ее субъектов. Государственный суверенитет делится между федерацией и ее членами, соответственно закрепленной в Конституции доле государственной власти. Федерация суверенна в отношении своих полномочий, а субъекты в отношении своих. В обоснование такого взгляда указывалось, что политико-правовой статус субъектов федерации не может быть изменен никем из них в одностороннем порядке. [5, C, 77]

В Конституции Российской Федерации вопросы суверенитета (ст. 3, 5) раскрываются и интерпретируются несколько по-иному. В соответствии с ч. 1 ст. 3 носителем и единственным источником власти в России признается ее многонациональный народ. Эта норма позволила официальным властям (например, Конституционному Суду РФ) занять позицию, согласно которой суверенитет РФ един и неделим.

По мнению многих ученых и публицистов, именно федеративная идея может стать решением многих проблем планеты, переживающей в настоящее время определенную напряженность вследствие противоборства между двумя противоположными тенденциями: стремлением к глобализации и развитием национальной, региональной самобытности во всех ее проявлениях.

Характерные черты федерации. Проблема суверенитета в федеративном государстве Суверенитет в федеративном государстве не делится между федерацией и ее субъектами. Федерация - это одно государство, а не союз суверенных государств, отдающих часть суверенитета в пользу федеральной власти. Суверенитет - это качество верховенства и независимости государственной власти, и это качество нельзя разделить между государством как целым и его частями. В федеративном государстве делится не суверенитет, а компетенция, причем делится таким образом, что суверенитетом обладает федерация, а не субъекты федерации.

Различаются федерации, построенные по этническому («национальному») и по территориальному принципам. По этническому принципу: население государства составляют несколько этносов, каждый из которых образует субъект федерации. По территориальному принципу: население - преимущественно этнос или этнически однородная общность - живет на исторически обособившихся территориях. Население каждой такой территории образует субъект федерации. Федерации, построенные по этническому принципу, - это редкое исключение. А РФ вообще построена по этнотерриториальному принципу.

Федеративная финансовая система означает, что налоги устанавливаются совместно федерацией и ее субъектами, но федеральные и региональные налоги собираются субъектами независимо друг от друга.

Основополагающе принципы образования и функционирования федеративной системы: а) добровольность объединения государств или государственных образований в федерацию; б) равноправие субъектов федерации независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала и пр.; в) плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами. Широкая возможность граждан активно и беспрепятственно участвовать в федеральных и региональных политических процессах; г) принцип законности и конституционности, означающий строгое и неуклонное соблюдение федерацией и субъектами федерации, федеративными и всеми остальными органами и организациями обычных и конституционных законов как в отношениях друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными общественно-политическими органами и организациями.

 

2.2 Государственный суверенитет в условиях глобализации

 

История и современность подтверждают: государство является важнейшим фактором общественного развития. Поэтому именно на него обрушивается шквал критики, именно с ним связывают надежды на прогрессивные преобразования. Всегда идет поиск ответов на вопросы: как реорганизовать власть, уменьшить, или усилить влияние государства на экономику, обеспечить демократизацию управления. Реформы последних лет привели к тому, что в отечественной научной литературе стала преобладать концепция либерально-рыночного государства. Отказ от государственного управления сочетается с признанием частной собственности и даже выходом государства из экономической игры.

Юридическая наука сохраняет стойкие симпатии к нормативно-функциональной трактовке государства и характеристике его элементов (власть, население, территория, налоги). В то же время стали сильнее выявляться общие государственные дела наряду с классовыми, позднее автор обращал внимание на своего рода «триаду» государственных дел - классовых, общих и всеобщих дел (в масштабе мирового сообщества). Это позволило выйти за пределы традиционной трактовки государства как узкоклассовой политической организации. В дальнейшем был сделан акцент на социально-консенсуальной функции государства. Государство рассматривается как универсальная политическая организация в обществе, обусловленная его социальной асимметрией и необходимостью выполнения его «общих дел», как организация легализованного и легитимного принуждения, обладающая особой публичной властью. [8, C. 11-12]

Происходят изменения в иностранных государствах. Во Франции сделан акцент на «государство публичных услуг». В нем выделяются символический, юридический, политический, органический, социальный аспекты (в смысле - устройства), рассматриваются проблемы его динамики и трансформации, включая будущее государство в условиях глобализации и международных «угроз» суверенитету. Государство призвано активно поддерживать сплоченность общества и выполнять свои обязательства по социальному контракту, эффективно оказывать публичные услуги.

Сказанное позволяет нам дать определение государства. Это - публичная организация общества для управления его общими делами на основе права. Такое определение конкретизируется в конституциях государств с помощью характеристик их конституционных признаков. Применительно к России речь идет о демократическом федеративном правовом социальном государстве с республиканской формой правления (статьи 1, 7 Конституции РФ). К сожалению, до сих пор в трактовке государства преобладает элементный подход. А это приводило и приводит к преувеличенной оценке роли одного элемента - публичной власти и недооценке других элементов и, естественно, к утрате их системных связей и взаимных влияний. [1]

Между тем государство как сложнейшая социальная система состоит из нескольких элементов. Это - граждане (народ, нация, население), это - публичная (государственная) власть, это - территория и ее границы, это - государственные ресурсы (налоги, бюджет, собственность), это - установление правового порядка, это - официальное представительство в мировом сообществе. Каждый элемент представляет собой своего рода подсистему со своими составными частями. Связи же между элементами устойчивые и подвижные, и их забвение чревато государственными ошибками. Эти ошибки обнаруживаются в ходе развития государства, когда накапливаются изменения и меняются построение и компетенция государственных институтов, политические курсы и режимы. Совершаются государственные перевороты. Проводятся реформы. [4, C. 226]

Исследование современных проблем суверенитета государств приводит к выводу о том, что государственный суверенитет рассматривается в качестве одного из признаков государства. Его смысл - верховенство государственной власти внутри страны, ее самостоятельность и полноправие в жизни общества и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. В свою очередь, выделяются три главных свойства суверенитета: верховенство, единство государственной власти и независимость, причем его «абсолютность» ограничена правом и международными обязательствами. Налицо суверенитет как проявление сущности государства и его суверенных прав.

Но вряд ли суверенитет выступает одним из признаков государства, скорее всего, в нем выражена суммарная характеристика всех признаков государства. И это вполне отражает первичность теории суверенитета народа и суверенитета наций и производность государственного суверенитета. Не случайно и концепция прав человека и гражданина имеет свои естественноисторические источники, которые служат для государства императивом.

Показательно, что и современные международные структуры делают акцент либо на объединении наций и народов, либо на обеспечение прав человека, либо на содружестве государств. Таковы, например, ООН, СБСЕ, СНГ и др. Подобное переплетение планетарных императивов сохраняет свою устойчивость.

Глобализация и появление глобального управления трансформируют структуру международного права. Различие между внутригосударственным и международным правом становится менее обоснованными, мягкие формы создания норм становятся все более распространенными, суверенное равенство государств постепенно подрывается и основание легитимности международного права все в большей степени ставится под сомнение.

Глобальное административное право означает, что большая часть глобального управления может пониматься как регулирование и администрация. Зарождается глобальное административное пространство, в котором строгая дихотомия (разделение) между внутригосударственным и международным в большей степени разрушена, в котором административные функции осуществляются часто в сложном взаимодействии между должностными лицами и институтами.

Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях