Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:05, курсовая работа
В настоящее время принцип народного суверенитета, один из важнейших принципов конституционного строя в Российской Федерации, является теоретическим и правовым основанием народовластия. Согласно Конституции РФ многонациональный народ России, выступая в качестве носителя суверенитета и единственного источника власти, осуществляет ее как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. П
Введение
3
1. Понятие «суверенитет народа»
4
2. Народ как носитель верховной власти в стране
8
3. Конституционное регулирование основных институтов прямого (непосредственного) народовластия в российском государстве
11
3.1. Референдум
13
3.2. Выборы
19
4. Конституционные гарантии прямого народовластия в РФ
19
Заключение
24
Список используемой литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение |
3 |
1. Понятие «суверенитет народа» |
4 |
2. Народ как носитель верховной власти в стране |
8 |
3. Конституционное регулирование основных институтов прямого (непосредственного) народовластия в российском государстве |
11 |
3.1. Референдум |
13 |
3.2. Выборы |
19 |
4. Конституционные гарантии прямого народовластия в РФ |
19 |
Заключение |
24 |
Список используемой литературы |
26 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время принцип
народного суверенитета, один из важнейших
принципов конституционного строя
в Российской Федерации, является теоретическим
и правовым основанием народовластия.
Согласно Конституции РФ многонациональный
народ России, выступая в качестве
носителя суверенитета и единственного
источника власти, осуществляет ее
как непосредственно, так и через
органы государственной власти и
органы местного самоуправления. Принцип
народного суверенитета означает верховенство
и независимость народа как полновластного
субъекта, который самостоятельно осуществляет
управление обществом и государством.
В соответствии с этим принципом
"все конституционные
Предметом изучения данной курсовой работы является народный суверенитет в Российской Федерации как правовая категория, а также механизм и проблемы его обеспечения в нашем государстве.
Целью работы является исследование содержания и сущности понятия "народный суверенитет", исследование его практической реализации и проблем обеспечения данного принципа.
В задачи исследования входит: рассмотреть три аспекта - государственный, народный и национальный суверенитеты, изучить различные концепции народного суверенитета зарубежных и отечественных исследователей и государствоведов, уяснить содержание таких терминов как "народовластие", "власть" и "народ" как источник власти, рассмотреть механизм практической реализации принципа народного суверенитета в Российской Федерации.
Суверенитет является одной из значимых категорий правовой науки, о чем свидетельствует ее широкое применение, как в теории конституционного права, так и в нормативных правовых актах.
Вследствие многогранности
явлений, характеризуемых категорией
«суверенитет», в науке существует
целый ряд определений
Суверенитет представляет собой
термин, характеризующий политико-
Правовое содержание понятия "суверенитет", насчитывающее более чем четырехсотлетнюю историю, не могло не наполняться новым содержанием в условиях развития властеотношений. Понятие "суверенитет" многомерно и может быть рассмотрено в трех аспектах: "государственный суверенитет", "народный суверенитет" и "национальный суверенитет".
Государственный суверенитет - верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства.
Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и учёным XVI в. Жаном Боденом и первоначально сохраняло связь с европейским феодально-ленным правом, обозначая, прежде всего неограниченность власти верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно определению Бодена, суверенитет — это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащая ему в силу его естественного права. Однако в то время, регулирующее межгосударственные отношения в Западной Европе, каноническое право признавало верховную власть только за римским папой. И только в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг в сторону признания светских суверенных прав за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства.
В современном международном
праве, помимо государственного суверенитета,
сформировалось понятие национального
суверенитета, понимаемого как право
каждой нации на самоопределение. Содержанием
национального суверенитета является
полновластие нации и её политическая
свобода выбирать свою государственно-правовую
организацию и форму
Однако принцип национального суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право на государственный суверенитет на определённом историческом этапе становится правом нации, которое может реализовываться нацией, как в форме создания собственного государства, так и путём вхождения в состав более крупного государственного образования.
Доктрина народного
Суть народного суверенитета
заключается в верховенстве народа
в государстве. При этом народ
рассматривается как
В настоящее время
доктрина народного
Конституция РФ2 дает достаточные основания для разрешения противоречия «двух суверенитетов». В ст. 3 говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый субъект – источник права. Любая нация реализует свои национальные интересы в рамках этого понятия, она, безусловно, полновластна и защищена от любой формы дискриминации, а тем более угнетения со стороны кого бы то ни было. Однако это не означает, что любая нация вправе создать свое государство, суверенитет по смыслу ст. 3 Конституции принадлежит не отдельным частям населения, а российскому народу в целом, а следовательно, любые сепаратистские решения окажутся в противоречии с Конституцией. Необходимо учитывать, что понятие «многонациональный народ» радикально меняет свое содержание в демократическом обществе с правовым государством. Если в тоталитарном государстве под разговоры о народовластии были возможны репрессии в отношении целых наций, то гуманистическая трактовка понятия «народ» как равных граждан с гарантированными для всех правами и свободами это полностью исключает.
В конституционной теории
развитых стран понятия «нация»
и «народ» фактически отождествляются.
В некоторых конституциях о суверенитете
народа или нации вообще не упоминается
(США), в других закрепляется суверенитет
народа (Италия), в третьих есть упоминание
о «национальном суверенитете» (Франция),
но трактовка этого термина
2. НАРОД КАК НОСИТЕЛЬ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ В СТРАНЕ
Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущность. Верховную власть народа нельзя себе представить иначе, как власть, осуществляемую отдельными людьми – здесь коренится и определенная возможность манипулирования интересами и волей народа со стороны ложных пророков и потенциальных тиранов. Народ осознает себя носителем суверенитета только в отдельные периоды общественного развития – лучше, когда это происходит в конституционно обусловленных формах (референдум, выборы), хуже, когда возникают взрывы возмущения против насилия или массовое сопротивление несправедливой власти, чреватое кровопролитием и гражданской войной. Народ никогда не бывает един в своих целях, ибо различны интересы его социальных групп, поэтому отличать реализацию суверенитета народа от эгоистических устремлений к власти опытных демагогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени.
Информация о работе Суверенитет народа и формы его осуществления