Суверенитет народа и формы его осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание

В настоящее время принцип народного суверенитета, один из важнейших принципов конституционного строя в Российской Федерации, является теоретическим и правовым основанием народовластия. Согласно Конституции РФ многонациональный народ России, выступая в качестве носителя суверенитета и единственного источника власти, осуществляет ее как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. П

Содержание

Введение
3
1. Понятие «суверенитет народа»
4
2. Народ как носитель верховной власти в стране
8
3. Конституционное регулирование основных институтов прямого (непосредственного) народовластия в российском государстве
11
3.1. Референдум
13
3.2. Выборы
19
4. Конституционные гарантии прямого народовластия в РФ
19
Заключение
24
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 48.87 Кб (Скачать документ)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

1. Понятие «суверенитет народа»

4

2. Народ как носитель  верховной власти в стране

8

3. Конституционное регулирование основных институтов прямого (непосредственного) народовластия в российском государстве 

11

   3.1. Референдум

13

   3.2. Выборы

19

4. Конституционные гарантии  прямого народовластия в РФ

19

Заключение

24

Список используемой литературы

26

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время принцип  народного суверенитета, один из важнейших  принципов конституционного строя  в Российской Федерации, является теоретическим  и правовым основанием народовластия. Согласно Конституции РФ многонациональный  народ России, выступая в качестве носителя суверенитета и единственного  источника власти, осуществляет ее как непосредственно, так и через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления. Принцип  народного суверенитета означает верховенство и независимость народа как полновластного субъекта, который самостоятельно осуществляет управление обществом и государством. В соответствии с этим принципом "все конституционные правомочия государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в Российской Федерации исходят от народа через  его свободно выражаемую волю".

Предметом изучения данной курсовой работы является народный суверенитет  в Российской Федерации как правовая категория, а также механизм и  проблемы его обеспечения в нашем  государстве.

Целью работы является исследование содержания и сущности понятия "народный суверенитет", исследование его практической реализации и проблем обеспечения  данного принципа.

В задачи исследования входит: рассмотреть три аспекта - государственный, народный и национальный суверенитеты, изучить различные концепции народного суверенитета зарубежных и отечественных исследователей и государствоведов, уяснить содержание таких терминов как "народовластие", "власть" и "народ" как источник власти, рассмотреть механизм практической реализации принципа народного суверенитета в Российской Федерации.

 

 

  1. ПОНЯТИЕ «СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА»

 

Суверенитет является одной  из значимых категорий правовой науки, о чем свидетельствует ее широкое  применение, как в теории конституционного права, так и в нормативных правовых актах.

Вследствие многогранности явлений, характеризуемых категорией «суверенитет», в науке существует целый ряд определений суверенитета. Согласно одному из них суверенитет  — это верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти.

Суверенитет представляет собой  термин, характеризующий политико-правовое явление, формы выражения верховенства власти субъекта — носителя суверенитета. В то же время он затрагивает не только политическую, но и экономическую  и социальную сферы общества. Тем  не менее термин «суверенитет» возник именно как политико-правовая категория, характеризующая определенные свойства государственной власти, и лишь позднее  стал рассматриваться с одной  стороны как признак государства, с другой стороны — для характеристики явлений, не отождествляемых с государством и государственной властью.

Правовое содержание понятия "суверенитет", насчитывающее  более чем четырехсотлетнюю историю, не могло не наполняться новым  содержанием в условиях развития властеотношений. Понятие "суверенитет" многомерно и может быть рассмотрено  в трех аспектах: "государственный  суверенитет", "народный суверенитет" и "национальный суверенитет".

Государственный суверенитет  - верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства.

Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком  и учёным XVI в. Жаном Боденом и  первоначально сохраняло связь  с европейским феодально-ленным правом, обозначая, прежде всего неограниченность власти верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно определению Бодена, суверенитет — это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащая ему в силу его естественного права. Однако в то время, регулирующее межгосударственные отношения в Западной Европе, каноническое право признавало верховную власть только за римским папой. И только в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг в сторону признания светских суверенных прав за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства.

В современном международном  праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие национального  суверенитета, понимаемого как право  каждой нации на самоопределение. Содержанием  национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений  с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим  и политическим устройством общества, т.е. он не является изначально любой  нации присущим. По своей сути национальный суверенитет является демократическим  принципом, реализация которого зависит  от осознания нацией своих жизненных  интересов, объективно вытекающих из условий  её существования и развития.

Однако принцип национального  суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право  на государственный суверенитет  на определённом историческом этапе  становится правом нации, которое может  реализовываться нацией, как в форме создания собственного государства, так и путём вхождения в состав более крупного государственного образования.

Доктрина народного суверенитета была разработана в XVIII в. французским  мыслителем Руссо, называвшим суверена ни чем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа.

Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве. При этом народ  рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета. Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность - носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором — вопрос о верховности власти самого государства.

 В настоящее время  доктрина народного суверенитета  признана мировым сообществом,  что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека1, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании. Также доктрина народного суверенитета нашла своё выражение в праве народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и в иных формах.

Конституция РФ2 дает достаточные основания для разрешения противоречия «двух суверенитетов». В ст. 3 говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый субъект – источник права. Любая нация реализует свои национальные интересы в рамках этого понятия, она, безусловно, полновластна и защищена от любой формы дискриминации, а тем более угнетения со стороны кого бы то ни было. Однако это не означает, что любая нация вправе создать свое государство, суверенитет по смыслу ст. 3 Конституции принадлежит не отдельным частям населения, а российскому народу в целом, а следовательно, любые сепаратистские решения окажутся в противоречии с Конституцией. Необходимо учитывать, что понятие «многонациональный народ» радикально меняет свое содержание в демократическом обществе с правовым государством. Если в тоталитарном государстве под разговоры о народовластии были возможны репрессии в отношении целых наций, то гуманистическая трактовка понятия «народ» как равных граждан с гарантированными для всех правами и свободами это полностью исключает.

В конституционной теории развитых стран понятия «нация»  и «народ» фактически отождествляются. В некоторых конституциях о суверенитете народа или нации вообще не упоминается (США), в других закрепляется суверенитет  народа (Италия), в третьих есть упоминание о «национальном суверенитете» (Франция), но трактовка этого термина сливается  с понятием «суверенитет народа». При  любых формулировках или их отсутствии считается необходимым признать первоисточник власти, из чего никак  не вытекает какой-либо легитимизации  сепаратизма или, наоборот, национальной дискриминации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. НАРОД КАК НОСИТЕЛЬ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ В СТРАНЕ

 

Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами  человека и гражданина. В этом его  гуманистическая сущность. Верховную  власть народа нельзя себе представить  иначе, как власть, осуществляемую отдельными людьми – здесь коренится и  определенная возможность манипулирования  интересами и волей народа со стороны  ложных пророков и потенциальных  тиранов. Народ осознает себя носителем  суверенитета только в отдельные  периоды общественного развития – лучше, когда это происходит в конституционно обусловленных  формах (референдум, выборы), хуже, когда  возникают взрывы возмущения против насилия или массовое сопротивление  несправедливой власти, чреватое кровопролитием и гражданской войной. Народ никогда  не бывает един в своих целях, ибо  различны интересы его социальных групп, поэтому отличать реализацию суверенитета народа от эгоистических устремлений  к власти опытных демагогов часто  бывает очень трудно, юридические  принципы здесь помогают лишь в небольшой  степени.

Информация о работе Суверенитет народа и формы его осуществления