Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 13:41, реферат
Каждое государство обладает определенными чертами, отражающими его особенности. Можно характеризовать то или иное государство как демократическое или тоталитарное, республику или монархию, федерацию или унитарное государство и т.д. Совокупность характерных черт составляет общую картину способа организации государства.
1. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя. Его закрепление в конституции РБ.............................................................................................. 3
2. Суверенитет государства, народа, нации. Их взаимосвязь....................... 8
3. Союз Беларуси и России. Конституционные основы внешней политики РБ 11
Список использованных источников............................................................ 18
Содержание
1. Понятие конституционного
строя и основ
2. Суверенитет
государства, народа, нации. Их
взаимосвязь...................
3. Союз Беларуси и России. Конституционные основы внешней политики РБ 11
Список использованных
источников....................
1.
Понятие конституционного
строя и основ
конституционного
строя. Его закрепление
в конституции
РБ.
Каждое государство
обладает определенными чертами, отражающими
его особенности. Можно характеризовать
то или иное государство как
Конституция Республики
Беларусь в качестве первого раздела
содержит раздел «Основы конституционного
строя». Уже сам факт начала текста
Конституции (помимо преамбулы как
вектора законотворческой и правоприменительной
деятельности) с данного раздела
свидетельствует о его
Что же представляет собой конституционный строй?
Под конституционным строем понимают такой общественный и государственный строй, характеризующийся демократизмом, т.е. имеющий следующие важнейшие признаки (черты)[[1]]:
1. подчинение государства праву (причем не формально провозглашенное, а реально воплощенное);
2. прежде всего, признание и гарантированность неотъемлемых прав человека, существование такого правового статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (они содержатся в таких важнейших документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.);
3. разделение властей, система сдержек и противовесов как важнейшее сдерживающее начало против сползания власти к авторитаризму и тирании;
4. многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности;
5. политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских;
6. наличие гражданского общества, т.е. системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов, т.е. институты гражданского общества, выступают в качестве конструктивного, а в соответствующих ситуациях и весьма жесткого оппонента власти.
Таким образом, конституционный строй (в содержательном аспекте, а не формальном) – это такой государственный и общественный строй, который определен демократической Конституцией как основным законом страны, и для которого в силу демократизма Конституции характерны указанные выше черты.
Одним из важнейших
предназначений Основного Закона является
закрепление в нем
Основой всего
конституционного строя является закрепленный
в ст. 2 Конституции РБ принцип
о человеке, его правах и свободах,
гарантиях их реализации как высшей
ценности и цели функционирования общества
и государства. К числу основ
также следует отнести
Республика Беларусь
с начала 90-х годов прошлого столетия
выбрала демократический путь развития.
Вначале это было зафиксировано
в Декларации о государственном
суверенитете, принятой 27 июля 1990 г. и
получившей 25 августа 1991 г. статус конституционного
закона, а затем в законе от 27 февраля
1991 г. об основных принципах народовластия
в Республике Беларусь. В настоящее
время демократизм
В статье 6 Основного Закона зафиксирован важнейший принцип организации и деятельности государства – разделение властей: государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную, судебную.
В Конституции закрепляется принцип верховенства права.
Право – многоаспектное научное понятие. Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему закону свободы. Таким образом, право можно определять как норму свободы.
Существует множество научных направлений, формирующих представления о праве: теория естественного права; историческая школа права; психологическая теория; материалистическая теория права; нормативистское направление.
В литературе, исходя из множественности взглядов о праве, называют следующие основные его признаки:
1. право – это система правил поведения людей, которая устанавливается или санкционируется государством;
2. в силу того, что право имеет общеобязательный характер, его применение и реализация при необходимости обеспечивается государственным принуждением; для этих целей может быть использован специальный аппарат (полиция, суд, армия и др.). В силу общеобязательности право отличается от других социальных норм (морали, обычаев, религии и др.);
3. право выражается в официальной форме (имеет свои источники, например, законы).
Спор о праве существует с момента его зарождения и в нем участвуют не только юристы, но и философы, социологи, представители других наук.
Несмотря на многообразие взглядов на право в современный период, представители теорий пытаются дать определение права посредством акцентирования его сущности. И в этом отношении в литературе подчеркивается, что одни видели в праве воплощение справедливости, другие – свободу, третьи указывали в качестве цели права – установление равновесия между различными общественными интересами.
Видным белорусским ученым-юристом С.Г. Дробязко право характеризуется в трех плоскостях: а) правосознании; б) нормативном массиве (законодательстве); в) правоотношениях. При этом он различает статичную (нормы или «право в книгах») и динамичную (правосознание и правоотношения) стороны права. Эта точка зрения позволяет полностью охватить природу права, а значит, является основой для его правильного определения.
Исходя из того, что в праве должно интегрироваться все наиболее ценное, присущее как самому праву, так и другим социальным регуляторам (нравственность, религия, обычаи и т.д.), профессор С.Г. Дробязко определяет право как «верховенствующий, общесоциальный, интегративный, охраняемый государством регулятор, выражающий политическую справедливость в системе норм, определяющих круг субъектов права, их юридические права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса».
Право имеет
определенные принципы – основные
идеи его существования и развития.
Есть принципы, которые распространяются
на всю систему права (общие принципы),
- справедливости, равноправия, гуманизма,
демократизма и другие; межотраслевые,
охватывающие две или более отраслей
права; отраслевые (например, в трудовом
праве принцип свободы
Основу конституционного
строя составляет признание приоритета
общепризнанных принципов международного
права и обеспечение
Для нынешнего строя (в отличие от советского) характерно закрепление в Конституции не только идеологического многообразия (ст. 4, 5 Конституции РБ), но и необъемлемого условия (основы) такого многообразия существования и развития государственной и частной формы собственности.
Основой конституционного строя Республики Беларусь является регулирование отношений между социальными, национальными и иными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.
В Республике Беларусь
создаются условия для
Основы конституционного строя, в целом конституционный строй утверждены народом, что обусловливает юридическую силу конституционных норм, их верховенство и обязательность для органов государства и граждан.
2.
Суверенитет государства,
народа, нации. Их
взаимосвязь.
Суверенитет является неотъемлемой частью любого государства.
Данное понятие было разработано в Средние века. В литературе отмечается, что классическое определение суверенитета было дано французским философом Ж. Баденом в его первой из 6 знаменитых книг о политическом сообществе (1576г.): «Всеобщая абсолютная и постоянная власть над гражданином» и «Суверенитет подданным в политическом сообществе».
Разработанная в Средние века теория суверенитета абсолютизировала власть абсолютных монархов. Но в 17-18 вв. подход к сущности суверенитета стал изменяться и этому способствовала буржуазная революция. Суверенитет связывался не с абсолютизмом, а с народом и государством (Руссо).
В начале 20 в. появляется термин «национальный суверенитет». В Науке конституционного права существует 3 суверенитета[[2]]:
- Государства
- Народа
- Нации
Единого подхода по вопросам сущности, соотношения видов суверенитета нет.
Суверенитет — (франц.) «верховенство», «независимость», «самостоятельность». В государстве не может быть несколько суверенитетов, он один и неделим, а выделение видов лишь условно.
Первичен суверенитет народа, т.к. во всех Конституциях есть положение, что народ является источником государственной власти. Сам по себе он реализоваться не может. Это возможно только в условиях наличия государства, государственных органов, законодательства.
Нация — часть народа, проживающего в государстве. В Советской Конституции было право на самоопределение нации вплоть до определения и образования самостоятельности государства.
В самостоятельном государстве каждая нация станет заявлять желание отделится от этого государства и определить свое государство. В итоге идея суверенной нации станет оружием к средству распада государства.
В современных Конституциях есть положение, закрепляющее, что территория данного государства едина и неделима. Следовательно, есть заслон на распад государства.
Суверенитет РБ
впервые был закреплен в
Признаки суверенитета
РБ проявляются в: Верховенстве, единстве
и независимости
Наличии своей территории (ст.9 Конституции).
Наличии собственных вооруженных сил.
Наличие своего гражданства (ст.10 Конституции).
Наличии собственной денежной и финансово-кредитной
системы.
Самостоятельности в вопросах науки, культуры
и других сфер.
Наличии государственной символики (гимн,
герб, флаг).