Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 03:23, курсовая работа
Государство представляет собой явление конктретно-историческое, поскольку существовало не всегда и возникло на определенном этапе развития человеческого общества. Парадокс истории состоит в том, что создав однажды государство во имя общего блага, человек стал заложником его корыстных интересов и всеохватывающего влияния. В дальнейшем стремясь ограничить всевластие государства и поставить его под контроль, человек понял, что не может существовать без него и вне его.
Введение
Глава 1. Закономерности развития государства
Глава 2. Причины и пути формирования государства
§ 1. Восточный путь возникновения государства
§ 2. Западный путь возникновения государства
§ 3. Синтезный путь возникновения государства
Глава 3. Теории происхождения государства
§ 1. Теократическая (теологическая) теория
§ 2. Патриархальная теория
§ 3. Договорная (естественно-правовая) теория
§ 4. Марксистская (классовая, материалистическая) теория
§ 5. Теория насилия
§ 6. Психологическая теория
§ 7. Расовая теория (теория инцеста – кровосмешения)
§ 8. Органическая теория
§ 9. Ирригационная теория (теория гидравлического происхождения государства)
Заключение
Библиографический список
Содержание
Введение
Глава 1. Закономерности
развития государства
Глава 2. Причины
и пути формирования государства
§ 1. Восточный
путь возникновения государства
§ 2. Западный путь
возникновения государства
§ 3. Синтезный
путь возникновения государства
Глава 3. Теории
происхождения государства
§ 1. Теократическая
(теологическая) теория
§ 2. Патриархальная
теория
§ 3. Договорная
(естественно-правовая) теория
§ 4. Марксистская
(классовая, материалистическая) теория
§ 5. Теория насилия
§ 6. Психологическая
теория
§ 7. Расовая теория
(теория инцеста – кровосмешения)
§ 8. Органическая
теория
§ 9. Ирригационная
теория (теория гидравлического происхождения
государства)
Заключение
Библиографический
список
Введение
Государство представляет
собой явление конктретно-историческое,
поскольку существовало не всегда и возникло
на определенном этапе развития человеческого
общества. Парадокс истории состоит в
том, что создав однажды государство во
имя общего блага, человек стал заложником
его корыстных интересов и всеохватывающего
влияния. В дальнейшем стремясь ограничить
всевластие государства и поставить его
под контроль, человек понял, что не может
существовать без него и вне его. Почему
так происходит? Для этого в данной курсовой
работе мы изучим и проанализируем причины
и закономерности, которые способствовали
формированию государства. Рассмотрим
три возможных пути формирования государства:
восточный, западный и синтезный.
В целом целью
и предметом данной курсовой работы
является общая характеристика основных
теорий происхождения государства и изучение
основ происхождения государства и права.
Каждую теорию мы рассмотрим подробно
с изучением ее основных концепций, представителей
и проблем.
Происхождение
государства и права – это
проблема из категории «вечных». На
протяжении всей истории изучения проблема
происхождения государства и права была
дискуссионной. Ей посвящено огромное
количество исследований, книг, монографий,
статей в периодической литературе как
у нас в стране, так и за рубежом.
По моему мнению,
вопрос о происхождении государства и
права в настоящее время является актуальным.
Актуальным он будет и в будущем, поскольку,
возникнув на определенном этапе развития
общества, в обозримом будущем государство
будет неизменным его спутником. Наука
может открыть новые факты, сыгравшие
решающую роль в возникновении того или
иного государства. Многообразие взглядов
на происхождение государства и права
обусловлено тем, что само государство
– чрезвычайно сложное, исторически изменяющееся
явление. Право как юридическое явление
неразрывно связано с государством, и,
соответственно, те причины, которые лежат
в основе возникновения государства, лежали
и в основе возникновения права. В отечественном
правоведении к анализу тех или иных аспектов
происхождения государства и права обращались
такие ученые, как С.С. Алексеев, А.Б. Венгеров,
А.В. Малько, Н.И. Матузов, П.Е. Недбайло,
Л.И. Спиридонов, Ю.А. Тихомиров и др. Характерно,
что исторические исследования государственных
и правовых институтов проводятся как
на общетеоретическом, так и на отраслевом
уровне, что показывает комплексный, межотраслевой
характер этих вопросов.
Для достижения
указанных целей необходимо решить
следующие задачи: определить основные
причины и закономерности возникновения
государства и права; подробно рассмотреть
основные теории происхождения государства
и права.
Государство занимало,
занимает и будет занимать одно из
важнейших мест в развитии человечества.
Происхождение государства –
это закономерный процесс возникновения
властно-политической системы управления
в ходе качественных изменений первобытной
организации человеческого общества[1].
Глава 1. Закономерности
развития государства
Государственность
приходит на смену родоплеменному строю,
когда первобытное равенство
и историческая первичная общественная
форма собственности изживают себя и общество
разделяется. Этому строю были присущи
общественная власть и социальные нормы,
регулировавшие поведение людей, но при
отсутствии власти обособленного и как
бы стоящего над обществом особого аппарата
для принудительного воздействия. В управлении
делами рода участвовали на основе равноправия
все его взрослые члены. Все жизненно важные
вопросы разрешались на общем собрании
рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.
Постепенно первобытные
коллективистские производственные отношения
стали видоизменяться и разрушаться. Три
крупных общественных разделения труда
(выделение скотоводства, отделение ремесла
от земледелия, обособление слоя людей,
занятых в сфере обмена – торговли), а
также постепенное совершенствование
орудий труда и накопление опыта привели
к такому росту производительности труда,
когда начал создаваться значительный
прибавочный продукт. С этого времени
появилась объективная возможность обеспечить
содержание большой группы людей, специализирующейся
на выполнении каких-либо общественно
значимых функций, группы, которая непосредственного
участия в материальном производстве
уже не принимает.
Прогрессирующее
общественное разделение труда изменяет
содержание и формы организации
общественной жизни в семейных и родовых
общинах, во фратриях, куриях и племенах.
Родоплеменная структура усложняется,
начинает развиваться разделение социальных
функций[2].
Например, в германских
племенах во времена Цезаря и Тацита
все их члены обрабатывали землю,
пасли скот, участвовали в военных походах,
ходили на народные собрания. Позднее,
к V–VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы
расселились на обширных территориях,
положение изменилось. Войны велись теперь
где-то далеко, многие общинники не желали
участвовать в дальних походах. Это вызвало
численный рост дружины, занятой войной.
Увеличивалось число приближенных короля,
среди них выделились служители культа
– духовенство. Таким образом, общинники,
которые раньше занимались всеми делами
социума, силой обстоятельств понуждаются
заниматься чем-то одним. Совмещение военных
и хозяйственных функций становилось
все менее возможным. В результате подобной
специализации появилась значительная
группа людей, которая не участвовала
в создании материальных ценностей. Они
воевали, выполняли судебные и полицейские
функции, т.е. все то, что присуще государству
как воплощению уже не общественной, а
государственной власти.
Все большее
удаление родоплеменных структур от
первоначального равенства
Переход от первобытно-общинного
строя к государственно- организованному
обществу сопровождался образованием
территориальной общины и развитием центров
племенной жизни – укрепленных городов.
Состав территориальной общины определялся
уже не родственными отношениями, а расселением
в одной местности, соседством. С этого
момента территория стала важным фактором
в процессе формирования государственности.
Государство возникает
как закономерный, объективно обусловленный
результат естественного
Параллельно с
указанными процессами идет классообразование,
которое принимает различные
формы в зависимости от возникающего
способа производства, от получающих
господство форм собственности на землю
– государственной или частной.
Государство может
возникнуть только тогда, когда общество
достигло определенного уровня экономического
развития, который позволяет содержать
государственный аппарат. Поэтому не случайно,
что первоначально государства возникают
в эпоху бронзы, а в Южной Европе – позднее,
в эпоху железа.
Пути возникновения
государства (западный или восточный)
в решающей степени зависят от
того, произошло ли разложение сельской
общины или она сохранилась, что
в свою очередь определялось теми
конкретными условиями, в которых
находилось общественное производство.
Так, необходимость ирригационных работ
обусловливала сохранение общин и общественных
форм собственности на землю. Это в конечном
итоге приводило к фактическому появлению
единой государственной собственности,
и возникало восточное (азиатское) государство.
Разложение же общин определялось возможностью
успешной обработки земли одной семьей
и влекло появление частной собственности.
Возникало западное (рабовладельческое
или феодальное) государство.
Государственный
аппарат сформировался из аппарата
управления первобытного общества. Поэтому
власть неизбежно оказывалась в руках
родоплеменной знати, из которой образовывались
либо обособленная социальная группа,
клан, чиновническо-бюрократическая структура,
осуществлявшая эксплуатацию остального
общества, либо верхушка господствующего
класса, также эксплуатировавшая вместе
с этим классом остальную часть общества[3].
Глава 2. Причины
и пути формирования государства
Государство –
это политическая структура особого
рода, возникшая на определенно этапе
общественного развития и представляющая
собой центральный институт власти в политической
системе конкретного общества. Вопрос
о происхождении государства естественно
является спорным. О причинах возникновения
государства говорится в различных теориях
(их подробнее мы рассмотрим в третьей
главе). Это и теологическая теория (причина
– божественная сила), и договорная (сила
разума и сознания), и психологические
причины, органическая теория со своими
биологическими факторами, теория насилия
и т.п.
Подобное многообразие
мнений обусловлено следующими факторами:
- на процесс
происхождения
- мыслители,
предлагавшие объяснение этому процессу,
жили в разные исторические эпохи и использовали
разный объем накопленных человечеством
знаний;
- объясняя процесс
возникновения государства,
- также часто
мыслители, восхищенные достижениями
других наук, пытались эти результаты
применить к наукам общественным и увлекаясь
не замечали влияния на развитие других
факторов;
- часто на
взгляды авторов теорий
В каждой из теорий
происхождения государства есть
свои плюсы и минусы, негативные
и позитивные моменты, отражающие действительность
в той или иной ее части[4].
Процесс формирования
государства у конкретного
· восточном;
· западном;
· синтезном.
Различия между
ними состоят в том, каким имен
образом происходил процесс разрушения
форм родоплеменной организации, возникновения
социального расслоения и на этой основе
публичной политической власти, монопольно
правящей группы.
Конкретно-исторические
формы государства, его функции
зависели от характера воспроизводства
общественной жизни, то есть создания
условий жизнедеятельности человека и
воспроизводства самого человека при
переходе от присваивающей экономики
к производящей.
§ 1. Восточный
путь возникновения государства
государство западный
синтезный теория
На Востоке
наибольшее распространение получила
такая форма как азиатский
способ воспроизводства (Египет, Вавилон,
Китай, Индия и пр.). Подобный путь
формирования государства во многом
связан с необходимостью проведения
в данных обществах масштабных социальных
работ, а именно строительство и эксплуатация
ирригационных сооружений, организация
поливного земледелия и т.п. То есть государства
Древнего Восток возникали в силу необходимости
организации населения для осуществления
трудоемких ирригационных работ, которые
обеспечивали пропитание всем общинникам.
Для рытья каналов, строительства дамб
и т.п. усилий отдельной семьи было недостаточно.
Неразвитость орудийной деятельности,
низкая производительность труда компенсировались
кооперацией живого труда, объединением
усилий многих общин, необходимых для
возделывания земли, посева и сбора урожая.
Необходимость объединения и вызвала
выделение функций централизованного
управления в лице государства и его органов.
Разветвленный аппарат управления возникал
из родоплеменной знати, которая постепенно
закрепила за собой функции управления
и распределения произведенного продукта.
Это и позволили знати держать в своих
руках большую часть произведенного продукта,
накапливать в своих руках богатство.