Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:37, контрольная работа
На функционирование органов власти РСФСР и социалистических республик сильный отпечаток наложило вхождение этих территорий в состав Российской империи. Это обстоятельство обусловливало общность хозяйственных связей, единство транспортной системы страны и пр. Отсутствие единой государственности республик в этот период компенсировалось централизмом партийной организации, сводившей воедино нити управления в Москву - в Политбюро РКП(б).
Введение………………………………………………………………………..2
1. Проанализируйте и сравните государственное устройство СССР по Конституции 1924 и 1936 гг. по следующим параметрам: – объем полномочий высших представительных органов; – компетенции высших исполнительных органов……………………..3
2. Решите задачу, опираясь на текст Городового положения от 16 июня 1870 г………………………………………………………………………..7
3. Решите задачу, опираясь на текст «Основных государственных законов» в редакции 1906 г…………………………………………….…9
Заключение…………………………………………………………………...12
Список литературы……………………………………………………….….14
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В период предшествовавший образованию СССР произошли изменения в высших органах власти Российской Федерации. В 1921-22 гг. ВЦИК был увеличен в составе с 200 до 300 членов, за счет вхождения в него представителей автономии. Президиум ВЦИК занимался подготовкой съездов Советов, сессий ВЦИК и подготовкой постановлений. Все проекты декретов СНК должны были получать одобрение Президиума ВЦИК. Директивные указания вырабатывались партийными органами и съездами Советов, часто оформлялись как совместные постановления партийных и Советских органов.
На функционирование органов власти РСФСР и социалистических республик сильный отпечаток наложило вхождение этих территорий в состав Российской империи. Это обстоятельство обусловливало общность хозяйственных связей, единство транспортной системы страны и пр. Отсутствие единой государственности республик в этот период компенсировалось централизмом партийной организации, сводившей воедино нити управления в Москву - в Политбюро РКП(б).
1. Проанализируйте и сравните государственное устройство СССР по Конституции 1924 и 1936 гг.
Параметры для сравнения:
- объем полномочий
высших представительных
- компетенции высший исполнительных органов
По Конституции СССР 1924 года
22 декабря 1922 года был
образован Союз Советских Социалистических Республик.
В Конституции СССР и Конституциях союзных
республик отразились изменения в системе
Советов. Съезд Советов СССР стал верховным
органом власти, созывался один раз в год,
по требованию — созывался чрезвычайный
Съезд. Он составлялся из представителей
городских Советов и Советов городских
поселений — по 1 депутату на 25 тыс. жителей
(рабочих) и из представителей губернских
съездов Советов — по 1 депутату на 125 тыс.
жителей (крестьян). Для руководства страной
в период между Съездами избирался Центральный
исполнительный комитет СССР, избиравший
Президиум ЦИК из 21 члена, который созывал
очередные сессии ЦИК не реже 3 раз в год.
ЦИК состоял из Союзного Совета и Совета
Национальностей. Съезд Советов СССР избирал
Союзный Совет из представителей союзных
республик, пропорционально населению
каждой, в составе 414 человек. Совет Национальностей
образовывался из представителей союзных
и автономных республик — по 5 от каждой,
автономных областей РСФСР — по 1 от каждой,
и утверждался Съездом Советов СССР. ЦИК
образовывал исполнительный и распорядительный
орган — Совет Народных Комиссаров СССР
во главе с Председателем СНК СССР. В союзных
и автономных республиках власть осуществляли
Съезды Советов, на период между съездами
они избирали ЦИК, которые образовывали
свои исполнительные органы — СНК. Краевые,
областные, губернские, окружные, уездные,
районные и волостные Съезды Советов,
избираемые Советами депутатов городов
и селений, избирали свои исполнительные
органы — Исполнительные Комитеты и их
Президиумы. С изменением административно-
Депутаты избирались населением прямым открытым голосованием на избирательных собраниях из кандидатов коммунистов и беспартийных. Устанавливался перечень лиц лишенных избирательных прав, аналогичный Конституции РСФСР 1918 года. Количество лишенных избирательных прав уменьшалось: в городах в 1923 году — 8,2 %, в 1934 году — 2,4 % [3]
По Конституции СССР 1936 года
Конституция СССР 1936 года создала новую единую систему органов государственной власти в центре и на местах, преобразовав Советы рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. Это стало следствием диктатуры пролетариата — победы над классами эксплуататоров двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Все ограничения избирательных прав были отменены, введены всеобщие, равные и прямые выборы при тайном голосовании во все Советы. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР, достигшим 18 летнего возраста, за исключением умалишенных и осужденных судом с лишением избирательных прав. Кандидаты выставлялись по избирательным округам общественными организациями и обществами трудящихся.
Высшим органом
При разработке проекта Конституции в 1936 году планировалось сделать выборы альтернативными, то есть с альтернативными кандидатами при голосовании за каждый депутатский мандат. Однако, негативное отношение партийной номенклатуры, мнимая активность контрреволюционных групп и надвигавшаяся война помешали воплотить это в жизнь. На XIX съезде ВКП(б) в 1952 году партийные органы были отграничены от Советской власти, однако быстро вернулись к прямому руководству после смерти И. В. Сталина.[1]
В отличие от Конституции 1924, по которой право издавать общесоюзные законы, помимо съезда Советов СССР, имели также ЦИК СССР, его Президиум и СНК СССР, Конституция 1936 отнесла законодательную власть в сферу исключительно прерогатив Верховного Совета. В отличие от съездов Советов СССР, Верховный Совет СССР избирается путем не многостепенных, а прямых выборов. Верховные Советы избирают Президиумы, образуют общесоюзное и республиканские пр-ва - Советы Народных Комиссаров, преобразованные в 1946 в Советы Министров. Конституция 1936 установила, что все органы государственной власти снизу доверху избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Всякие ограничения и преимущества при выборах были ликвидированы. Все граждане СССР, достигшие 18 лет, имеют право участвовать в выборах депутатов в Советы. В Верховный Совет могут быть избраны все граждане, достигшие 23 лет, в Верховные Советы республик - от 21 года, в местные Советы - от 18 лет. [2]
Высшие органы государственной власти СССР 1924—1936
2. Решите задачу, опираясь на текст Городового положения от 16 июня 1870 г.
Летом 1878 г. жителю г. Курска П. Андриянову было отказано в праве принять участие в выборах городской думы. П. Андриянов подал жалобу губернатору на действия городской управы. В ней он указал, что является русским подданным, ему 30 лет, владеет на правах собственности двумя доходными домами. В г. Курске он проживает с декабря 1877 г.
Какое решение должен принять губернатор?
Опираясь на текст Городового положения от 16 июня, мы рассматриваем главу II «Об утверждениях городского общественного управления» отдел 1 «О городских Избирательных Собраниях» статья 17.
Всякий городской обыватель,
к какому бы состоянию он ни принадлежал,
имеет право голоса в избрании
гласных при следующих
1) если он Русский подданный;
2) если ему не менее двадцати пяти лет от рождения;
3) если он, при этих
двух условиях, владеет в городских
пределах (ст. 4), на праве собственности,
недвижимым имуществом, подлежащим
сбору в пользу города, или
содержит торговое или
4) если на нем не
числится недоимок по
Исходя из данной статьи мы видим, что житель г. Курска П. Андрианов русский подданный, ему 30 лет. И хотя П.Андрианов проживает в г. Курске менее двух лет он владеет на правах собственности двумя доходными домами, что является одним из обязательных условий.
Таким образом, губернатор не вправе отказать П. Андрианову принять участие в выборах городской думы.
К началу сметного периода Государственная Дума не утвердила государственный бюджет на 1913 год по следующим мотивам:
а) протест депутатов на значительный рост расходов Министерства императорского двора;
б) чрезмерное увеличение военного бюджета в связи с приготовлением к войне;
в) наличие большого дефицита бюджета.
Правомерно ли решение Государственной Думы в каждом отдельном случае?
Какой порядок финансирования на очередной год должен действовать с учетом указанных условий?
Государственная дума вместе с Государственным советом наделялась законодательными правами. Главной ее функцией являлось обсуждение и разработка законопроектов. Думе принадлежала и законодательная инициатива: «возбуждение предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов», за исключением Основных государственных законов, инициатива пересмотра которых оставалась за императором. Однако законы о выборах в Госдуму и об изменении ее статуса должны были утверждаться самой Думой. Одобренные Госдумой законодательные предположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и после одобрения или отклонения им – к императору, который выносил окончательное решение. [4]
Опираясь на текст
«Основных государственных
а) ст. 115(73) Кредиты на расходы Министерства Императорского Двора, вместе с состоящими в его ведении учреждениями, в суммах, не превышающих ассигнований по Государственной Росписи на 1906 год, обсуждению Государственного Совета и Государственной Думы не подлежат. Равным образом, не подлежат их обсуждению такие изменения означенных кредитов, которые обусловливаются постановлениями Учреждения об Императорской Фамилии, соответственно происшедшим в ней переменам.
б) ст. 117 (75). Чрезвычайные сверхсметные кредиты на потребности военного времени и на особые приготовления, предшествующие войне, открываются по всем ведомствам, в порядке верховного управления, на основаниях, в законе определенных.
в) ст. 118 (76) Государственные займы для покрытия как сметных, так и сверхсметных расходов, разрешаются порядком, установленным для утверждения государственной росписи доходов и расходов. Государственные займы для покрытия расходов в случаях и в пределах, предусмотренных в статье 116, а также займы для покрытия расходов, назначаемых на основании статьи 117, разрешаются Государем Императором в порядке верховного управления. Время и условия совершения государственных займов определяются в порядке верховного управления.
В данном случае решение Государственной Думы не правомерно, т.к. обсуждению не подлежат. Основные законы предоставили Госдуме также компетенцию утверждения бюджета («государственной росписи») страны. Однако Дума не могла при этом исключать или сокращать расходы по государственным долгам и другим государственным обязательствам. Она не получила права обсуждать расходы императорского двора и императорской фамилии, чрезвычайные расходы в военное время и возможные сверхсметные расходы на войну, государственные займы. Эти проблемы разрешал «государь император в порядке верховного управления». [5]
Исходя из данных законов порядок финансирования на очередной год с учетом указанных условий будет следующий (исходя из статьи 116 (74)):
Если государственная роспись не будет утверждена к началу сметного периода, то остается в силе последняя, установленным порядком утвержденная, роспись, с теми лишь изменениями, какие обусловливаются исполнением последовавших после ее утверждения узаконений. Впредь до обнародования новой росписи, по постановлениям Совета Министров, в распоряжение Министерств и Главных Управлений открываются постепенно кредиты в размерах действительной потребности, не превышающие, однако, в месяц, во всей их совокупности, одной двенадцатой части общего по росписи итога расходов.
Заключение
История отечественного государства и права есть закономерная смена типов и форм государства, правовых систем на территории нашей великой Родины.
Как историческая наука история государства и права есть часть истории человечества, тесно связанная с историей народного хозяйства, культуры и других отраслей человеческой деятельности, но в то же время сохраняющая относительную самостоятельность и обладающая четко выраженным объектом исследования. История государства и права вместе с тем наука юридическая, одна из фундаментальных правовых дисциплин. В таком качестве она охватывает развитие всех аспектов эволюции государства его государственный механизм, форму государственного единства и пр.