Теория государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:43, реферат

Описание

Приступая к изучению содержания и особенностей государственного управления, необходимо, прежде всего, определить, что же такое управление? Этот термин стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
1. Понятие принципа государственного управления…………………………..
2. Основания систематизации принципов государственного управления……………………………………………………………………
3. Виды принципов государственного управления…………………………...
4. Применение принципов государственного управления…………………...
Заключение………………………………………………………………….……
Список используемой литерат

Работа состоит из  1 файл

Принципы гос-го управления.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

Значит, для рационального применения принципов государст­венного управления необходимо комплексное знание:

а) единич­ного проявления каждого принципа государственного управле­ния;

б) специфического проявления отдельных групп принципов государственного управления;

в) общего (совокупного) проявле­ния целостной системы принципов государственного управления.

Для решения данной проблемы актуально также развитие практических навыков у государственных служащих, особенно у должностных лиц руководящего состава. Надо постоянно соизме­рять свои поступки и действия с соответствующими принципами государственного управления, в свете их требований принимать и исполнять управленческие решения. При изучении деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуп­равления, их проверках и заслушивании отчетов следует обнару­живать и оценивать меру реального освоения ими закономернос­тей, отношений и взаимосвязей, находящихся в их ведении управ­ленческих процессов.

И в завершение несколько слов об эффективности применения принципов государственного управления. Имея источником объ­ективные закономерности, отношения и взаимосвязи, принципы государственного управления реализуются благодаря и посредст­вом субъективной деятельности, главным образом деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Эта объективно-субъективная зависимость позволяет выявлять и оце­нивать степень освоения объективных закономерностей, отноше­ний и взаимосвязей и использования их в общественной практи­ке. Чем более организация и функционирование компонентов субъекта государственного управления соответствуют требовани­ям системы принципов, тем социально эффективнее будут ре­зультаты государственного управления.

Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.

Любая деятельность состоит из решения, его реализации (исполнение) и контроля за реализацией.

По существу, на подобной основе строится государственный аппарат, т.е. совокупность органов, выражающих государственную власть. Соответственно в рамках этого аппарата происходит «разделение труда» по осуществлению государственных задач и функцию. Оно предполагает, что и находило свое конституционное выражение, выделение  органов государственной власти (так назывались Советы всех уровней), органов государственного управления и судебных органов. Каждый из них был призван осуществлять тот или иной вид государственной деятельности. Так, на долю государственной власти приходилось  решение наиболее важных  вопросов государственной и общественной  жизни в форме законов (создание законов); органы государственного управления в основном осуществляли реализацию законов (приведение их в исполнение); судебные органы выполняли законоохранную функцию.

Место и роль государственного управления в механизме «разделения труда» определялись следующими характеристиками:

      государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

      государственное управление – деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных  нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий (распорядительство);

      государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления;

      государственное управление -  исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства;

      государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению к законодательной деятельности.

      Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в числе которых: 

      вертикальность (субординарность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных  органов;

      реализация принадлежащих этим субъектам юридически властных  полномочий в административном, т.е. во внесудебном порядке;

      предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);

      включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий) и т.п.

В таком понимании органы государственного управления рассматривались в качестве исполнительного аппарата государственной власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической реализации законодательства, а также иных  правовых актов органов государственной власти, т.е. Советов различных уровней. В своих основных организационных проявлениях эти органы были «привязаны» прямо или опосредствованно к системе Советов народных депутатов.

Исполнительно-распорядительную деятельность практически осуществляли не все государственные органы, а лишь те, которые конституционно обозначались как органы государственного управления (специальный субъект). В общегосударственном масштабе эти органы осуществляли государственную власть (государственно-властные полномочия) в форме исполнительной  и правоприменительной функций. Здесь виден специфический вариант проявления государственной  власти, которому отводилось особое (самостоятельное) место в  механизме «разделения труда» (функций). Приоритетность сохранялась при этом за законодательной (правотворческой) деятельностью.

Изложенное позволяет обратить внимание еще на два принципиальных обстоятельства. Прежде всего, государственное управление и осуществляющие его функции, государственные органы есть составная  часть единого механизма государственной власти. Данное положение необходимо особо подчеркнуть в связи с тем, что до 80-х годов соответствующие Конституции и действующее законодательство только Советы всех уровней относили к числу органов государственной власти. И лишь в отношении Правительств было сделано исключение: они характеризовались в качестве «исполнительных и  распорядительных органов государственной власти». Все иные органы государственного управления (как, впрочем и судебные органы) вроде бы не имели  никакого отношения к механизму государственной власти, что, конечно, не соответствовало действительности. Наблюдалась, тем самым, явная переоценка роли Советов. Фактически же речь должна была идти, и для этого имелись все необходимые основания, о функционировании в системе «разделения труда» представительных,  исполнительных и судебных органов государственной власти, поскольку именно они реализовали в различных правовых и организационных формах полномочия государственно-властного характера.

Второе обстоятельство связано с тем, что, как это уже отмечалось при общей характеристике социального управления, последнее во всех  своих проявлениях органически связано с упорядочивающим воздействием не определенный объект. Говоря же о государственном управлении, акцентируется его исполнительное значение. В связи с этим возникает вопрос: как совместить управляющее воздействие с исполнительным?

Суть данной проблемы заключена в следующем. Управление различными сторонами государственной и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. При этом главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько в принятии соответствующих решений (например, законов), а в их реализации, т.е. в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически властных требований. А это и есть процесс исполнения. Конечно, и сам законодатель осуществляет те или иные действия, обеспечивающие исполнение принятых им законов. Но он не в состоянии взять на себя данную функцию в полном объеме, учитывая многообразие общественных отношений, нуждающихся в  упорядочивающем, т.е. постоянном управляющим воздействием.

Вообще недопустимо законодателю самому исполнять законы. Поэтому и возникает необходимость в специализированном управленческом звене государственного аппарата, осуществляющем такое воздействие в исполнительно-распорядительном варианте. Значит,  исполнение – это, в рассмотренном аспекте, и есть по существу непосредственная государственно-управленческая деятельность, т.е. управляющее  воздействие и исполнение полностью совместимы. При этом не имеет принципиального значения, кто является субъектом принятия соответствующего решения – законодательный либо исполнительно-распорядительный орган (исполнение закона либо подзаконного нормативного акта).

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В Заключении хотелось бы отметить, что в обществе все главное: производство, распределение, обмен и потребление, социальная сфера, наука, литература и искусство, право и мораль, архитектура и коммуникации, история и духовная культура, здоровье и физическое развитие людей, и многое другое. Но все это может тогда создать благоприятный и рациональный образ жизни, когда будет сведено в целостную, динамичную, гармоничную систему и «работать» на человека. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениями и процессами, должную системность, развитие, производительность и экономичность общественной жизни придает управление. Ибо только и исключительно оно обладает единством таких способностей, как целеполагание, организация и регуляция.

Проблема принципов государственного управления еще раз подтверждает одну и ту же посылку: все находится в руках людей, зависит от разума и, главное, его организованного прило­жения к какому-либо делу.

Критерием эф­фективности применения принципов государственного управле­ния является, прежде всего, достижение системности государст­венного управления, а посредством ее — гармоничности и ком­плексности общественной жизни в целом и ее отдельных сфер и областей.

              Конечно, в объеме реферата трудно полностью осветить такую глубокую и обширную тему как, принципы государственного управления, однако фундаментальные понятия и базовые  положения в указанной работе приведены.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.      Конституция Российской Федерации. М.: Издатель Умеренков, 2001.

2.      Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И Социальное государство              .              2004г              .

3.      Марченко М. Н. Обществознание М., 2004 с. 335.

4.      Опалев А.В.Обществознание. Общество, государство, право              2002.

5.      Орлова О.В Гражданское общество и личность: политико-правовые аспекты. 2005г.

6.      Конституции Российской Федерации 1993                           

 

 

 

4

 



Информация о работе Теория государственного управления