Теория права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции — основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 28.11 Кб (Скачать документ)

Введение

Изучение процесса происхождения  государства и права имеет  не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность  проанализировать причины и условия  их возникновения и развития. Позволяет  четче определить все свойственные им функции — основные направления  их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Современная  действительность не обособлена от прошлого и будущего. Настоящее, воплощая в  себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное  иным качеством, порождает тем самым  новые тенденции и явления, закладывающие  предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современное государство  и право нужно знать, как они  возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины  влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и  содержания.

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано  с одной стороны, многогранностью  таких явлений, как государство  и право, с другой – с тем, что  каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды  и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды  на разные аспекты процесса происхождения  и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные  эконо­мические, финансовые, политические и иные интересы.

Полноценное существование государства, а ровно и общества в нем  не возможно без отлаженной и четко  функционирующей правовой системы. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и  взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той  или иной страны.

 

 

1. Вопрос о происхождении государства интересовал не одно поколение людей. Были созданы десятки самых различных теорий, высказаны сотни самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства продолжаются и по сей день. К числу последних  относятся:

- теологическую (божественную),

- патриархальную,

- договорную,

- насилия,

- психологическую,

- расовую,

- органическую,

- материалистическую (классовую)

- психоаналитическую

- юридическую

- государство Гегеля  теории.

1.1 Теологическая (божественная)

Представители: Фома Аквинский 

Государство от бога.

Теологическая теория была одной из первых теорий происхождения государства  и права и объясняла их возникновение  божественной волей. Известно, что ещё  в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения  государства и права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать  значительное влияние на формирование общественно политической мысли  и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные  позиции теологическая теория завоевала  в период становления и развития феодализма. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский - XIII в.), идеология Ислама и современной католической церкви (Ж. Маритен).

Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:

  • вечны, незыблемы и святы;
  • их возникновение и упразднение не зависит от человека;
  • являются выразителями воли Бога на земле.

 

Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.

Достоинства данной теории:

   - способствует укреплению  гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

   - препятствует   насилию,   революциям   и   гражданским  войнам, переделу власти и собственности.

    Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.

 

1.2  Патриархальная

Представители: Аристотель, Михайловский

Государство возникает непосредственно  из разросшейся семьи, где власть монарха – это власть отца над  членами семьи.

Патриархальная теория также как  и теологическая теория возникла в древности. Ее основателем был  Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и другие).

Суть  патриархальной  теории  в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

 

     Следовательно,  власть  правителя  (короля)  является  продолжением отцовской власти  в семье, Согласно патриархальной  теории:

   - монарх является отцом  всего народа;

   - благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

   - король действует во  благо подданных, охраняет и  защищает их (как отец членов  семьи);

   - власть короля (отца) ничем  не ограничена и незыблема;

   - подданные обязаны чтить  короля и подчиняться ему, как  члены семьи отцу.

  К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:

   * способствует сплочению  общества; уважению, почитанию государственной власти;

   * культивирует дух родства,  братства, взаимосвязанности членов  общества (как членов семьи).

Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:

  • в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;
  • монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа).

 

 

1.3  Договорная (естественно-правовая)

Представители:    Гоббс, Джон Локк, Дидро, Руссо, Радищев 

Государству предшествует естественное состояние людей, чтобы организовать общество сделать его послушным  и управляемым, необходимо заключить  общий договор, чтобы исполнять  его. Данный общественный договор заключается  с избранным народом правительством. Важнейшим условием такого договора признается охрана частной собственности, и обеспечение безопасности граждан.

Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой или естественного права. В большинство  концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого  человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.

Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:

   - первоначально люди находились  в догосударственном (первобытном)  состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами  по-разному (неограниченная личная  свобода, война всех против  всех, всеобщее благоденствие —  «золотой век» и т.п.);

   - каждый преследовал только  свои интересы и не считался  с интересами других, что приводило  к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное  общество могло уничтожить само  себя;

   - чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

   - в результате был создан  институт согласования интересов,  совместной жизни, взаимной защиты - государство.

Теория общественного договора имела большое прогрессивное  значение:

  • были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;
  • сделан шаг к созданию гражданского общества;
  • фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;
  • государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
  • в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей.

 

Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:

                  - "общественный договор" - скорее  идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали  другими путями - войнами, насилием  и при наличии иных условий;

   - ни  одно государство не возникло  на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;

   - сам  по себе общественный договор  между всеми членами общества  маловероятен в силу различия  интересов и слишком большого  числа жителей государства, физически  неспособных знать и учитывать  интересы друг друга;

   - общество  воспринимается одномерно, как  единое целое, в то время  как в реальной действительности  оно разделено на различные  группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные  интересы и враждебные друг  другу.

1.4  Теория насилия

Представители: Дюринг, Каутский

Авторы делают акцент на роли войн, необходимости  чужих и удержании своих территорий в образовании Государства, считали  что основой общественного развития, являются политические отношения, а  экономические являются следствием политических актов,  то есть, основа развития насилия, как форма государства.

Причину происхождения и основу политической власти и государства  они видели не в экономических  отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие  причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие  зарождалось внутри  самого общества (внутреннее насилие).

     При внутреннем насилии  – в обществе одна группа  людей насильственно подчиняет  себе остальную массу населения. При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика).

Насилие выражалось, как правило, в  присвоении материальных благ и средств  производства сильным (вооруженным) меньшинством:

  • сбор дани дружинниками;
  • расширение подвластных королю (феодалу) территорий;
  • огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);
  • иные формы насилия.

В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.

Недостатком теории насилия является то, что насилие было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства.

 

1.5   Психологическая

Представители: Петрожитский.

Государство возникает как результат  добросовестного подчинения людей, представители государственной  власти исходя из особенностей человеческой психики, то есть, людям свойственно  властвовать и подчиняться.

Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия.

Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

     Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - 'социальные, экономические, политические и др.

 

1.6   Расовая

Согласно этой теории, в мире существуют "высшие" расы, которые призваны господствовать, и "низшие", которым  самой природой предназначено находиться в подчинении у "высших" рас. Появление  государства, по логике сторонников  этой теории, необходимо для обеспечения  постоянного господства одних рас  над другими. Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX - первой половине  XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискреди­тирована  несколько десятилетий назад. Она  не используется больше как официальная  или даже полуофициальная идеология. Но как "научная" она имеет хождение в западных странах и в на­стоящее время.

1.7   Органическая

Представители: Спенсер

Государство формируется и существует по биологическим законам, как живой  организм и социальная эволюция, это  лишь часть общей эволюции.

В соответствии с органической теорией  человечество возникло как результат  эволюции животного мира - от низшего  к высшему. Дальнейшее развитие привело  к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в  котором правительство выполняет  функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как  передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

Информация о работе Теория права