Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:51, курсовая работа
Государство и право – два взаимосвязанных общественных явления, они возникли одновременно и прошли вместе долгий путь в своем развитии. Государство как организация публичной власти, и право как система общеобязательных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю.
Знание истории становления государственных и правовых институтов России позволяет понять сущность государственно-правовых явлений, происходящих в наше время, в условиях формирования правового государства и гражданского общества, когда мы во многом возвращаемся к нашим истокам.
Введение……………………………………………………………….….2
Теории происхождения государства…………...….3
1.1.Теологическая теория….……………………………………...4
1.2.Патриархальная теория………………………….……….…...5
1.3. Договорная теория………………………………..……….….6
1.4. Теория насилия………………………………….………….…6
1.5. Органическая теория……...………………………….……....7
1.6. Марксистская теория………………………………………....7
1.7. Психологическая теория………………………………….…..8
1.8.Ирригационная теория………………………………………..9
Теории происхождения права…………..………….…10
2.1. Теории и школы возникновения права…………………......11
2.2. Теологическая теория права…………………………………11
2.3. Теория «естественного права»………………………………12
2.4. Юридический позитивизм…………………………………..14
2.5.Нормативизм………………………………….…………….…15
2.6. Психологическая школа права…………………....................16
2.7. Теория солидаризма в праве……………………………..…..17
2.8. «Социологическая юриспруденция»……………………......19
2.9. Марксистская теория права…………………………….……20
Заключение……………………………………………………………….23
Литература…………………………………………………………….….
Психологической теории придерживались также ученые Г. Тард (США), английский этнограф Д. Фрезер (конец ХIХ - начало ХХ в.), русские юристы Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский.
1.8. Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого К. Виттфогеля. В своей работе "Восточный деспотизм" он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах - Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.
Большинство ученых
исходят из того, что нельзя связывать
возникновение государства
2. ТЕОРИИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА
По вопросу
о понятии, сущности и условиях происхождения
права существует целый ряд мнений,
взглядов, теорий. И. Кант отмечал, что
право существует тысячи лет, а юристы
до сих пор не могут договориться, что
такое право. Это относится и к нашей отечественной
науке. Существование множеств школ и
теорий о праве имеет свои причины:
. возникновение теорий на разных этапах
развития общества, каждый этап выдвигает
свои проблемы, которые и отражаются в
теориях права;
. связь теории о праве с разными философским
воззрениями;
. обусловленность теории национальными,
религиозными традициями, особенностями
формирования правовых систем в той или
иной стране;
. одной из важных предпосылок множественности
теорий является сложность механизма
правового регулирования, который предполагает
наличие различных элементов: норм права,
юридических фактов, правоприменительных
актов, в том числе и судебных, влияние
на право и правовое регулирование правосознания,
нравственности с их представлением о
добре и зле, справедливости, разумности,
добросовестности и т.д.
. кроме того, право как социальный институт,
связанный с экономикой, политикой, интересами
классов и социальных групп и индивидов,
в своем регулировании взаимодействует
с корпоративными и иными социальными
нормами.
Каждая теория создается не на пустом месте, не в отрыве от правового регулирования, но каждая из них берет за основу один-два феномена, участвующих в правовом регулирование.
Заметим, что
существующие теории страдают определенной
односторонностью подходов. На формирование
теории оказывает влияние и
2.1. Теории и школы возникновения права.
Существующие
Школы и Теории происхождения права могут
выражать интересы различных социальных
сил, меняются интересы - меняются взгляды
на право. По мере развития истории под
давлением сложившихся исторических,
экономических и политических предпосылок
зарождались и успешно развивались при
помощи своих сторонников различные течения,
как то: Теологические теории права, Теории
«естественного права», Юридический позитивизм,
Нормативизм, Психологическая школа права,
Теория солидаризма,
«Социалистическая юриспруденция и, наконец,
Марксистская теория права. Все перечисленные
выше теории и школы будут подробно рассмотрены
далее.
2.2. Теологическая теория права.
Теологические взгляды на право - это исторически первое объяснение сущности права, возникшее еще в древности. Так в законах царя Хаммурапи записано: «Хаммурапи, царь Вавилона, утвердил своими законами правду и справедливость по внушению бога Мардуха».
Однако не следует думать, что теологические взгляды на право - это далекая история. Центральной идеей божественных взглядов является утверждение, что право происходит от Бога, создано Богом для регулирования поведения людей. Оно дается человеку через посредника, пророка или правителя. Эти взгляды связанны с идеологией мировых религиозных воззрений: иудаизмом, христианством, буддизмом, исламом.
В книге «Исход»
Библии записано: «Господь позвал Моисея
на Синайскую гору и передал каменные
скрижали, содержащие закон, писанный
перстом
Божьим».
В священных книгах индуизма записано, что Верховное существо (Бог) раскрыло Ману свой священный закон как отцу человечества в момент создания мира.
Мусульманское право, содержащееся в священных книгах ислама, является откровением Аллаха и вдохновленными Аллахом изречения пророка Мухамеда.
На мой взгляд теологическая теория не может объяснять происхождения права, потому что нет доказательств тому, что закон был писан «Божьим перстом». Мы можем судить об это только из народных историй передающихся из поколения в поколение.
2.3. Теория «естественного права».
В преддверие буржуазной
революции наибольшее распространение
и развитие получила теория «естественного
права». Она исходит из двойственности
права. Наряду с Позитивным правом, созданным
государством, согласно этой теории, существует
высшее «естественное право», свойственное
человеку от природы. «Естественное право»
служит критерием оценки права позитивного.
Все, что в позитивном праве противоречит
«естественному праву», недостойно уважения
и не должно считаться правом. Под «естественным
правом» представители этой теории фактически
понимали буржуазные представления о
справедливости, общем благе. Основными
идеями
«естественного права» провозглашались
право частной собственности, право на
жизнь, личную свободу, стремление к счастью,
равенство, право на революционные выступления
против правительства, попирающего эти
права.
В период разложения
феодализма и свершения буржуазных
революций рассматриваемая
«естественного права». Представители
школы «естественного права» того времени
(Г. Гроций, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк,
А.Н. Радищев) были прогрессивными деятелями,
использовали свои идеи для критики феодального
строя и для обоснования нового, буржуазного
порядка. Под лозунгами этой теории совершались
буржуазные революции. Ее идеи были отраженны
в содержании Декларации независимости
США (1776 г.), Декларации прав человека и
гражданина во Франции (1789 г.).
После укрепления власти буржуазии роль теории «естественного права» упала. Первое место заняли позитивистские идеи о праве. После второй мировой войны идеи школы «естественного права» в измененном виде были подхвачены теорией «возрожденного естественного права», которая выступает преимущественно как теологическое представление о праве.
Католическое
направление этой теории покоится на
сочинениях средневекового теолога
Фомы Аквинского. Естественным правом
провозглашается право
Главный недостаток теории школы «естественного права» - полное игнорирование сил, воздействующих на волю человека в его правовом творчестве и начала закономерности в развитии права.
Я считаю, что
эта теория не описывает происхождения
права, потому что она была выдвинута
только для того чтобы свергнуть
старые представления о праве
и под ее прикрытием проводить
буржуазные революции. «Эта теория призвана
вытеснить коммунистические идеи, отвергающие
частную собственность, а с приходом буржуазных
порядков она будет отправлена в архив
(Черданцев А.Ф. «Теория государства и
права» - учебник для вузов).
2.4. Юридический позитивизм.
Юридический позитивизм
возникает в начале XIX в., когда буржуазия
достаточно упрочила свои экономические
и политические позиции, в период относительно
мирного развития капитализма, свободной
конкуренции.
Юридический позитивизм отражал уверенность
буржуазии в незыблемости созданного
ею строя, в могуществе ее государства
и права. Буржуазия видит в своем праве
фактор стабилизации, порядка, эффективное
орудие против нарастающего рабочего
движения.
Позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению порядка. По теории юридического позитивизма право - факт реальности, позитивный факт. Всякое позитивное право происходит от власти. Право - приказ власти, поддержанный санкцией принуждения. Право есть результат только правотворческой функции государства, независимой от экономических и классовых отношений.
Юридический позитивизм
связан с философским позитивизмом.
Сущность права провозглашается
непознаваемой. Оно не нуждается
в иных обоснованиях кроме факта
своего существования. Право, по мнению
К. Бергбома, является основой любого строя.
Позитивисты отрывают истоки права от
экономики и классовых отношений. Свою
задачу они видят в описании права, в формально-
логическом исследовании его догмы. Формально-догматический
описательный метод признается в качестве
основного метода исследования. В рамках
юридического позитивизма создается концепция
правового государства. Идеи позитивизма
присущи современной буржуазной юриспруденции
в разных вариантах.
2.5. Нормативизм.
Одним из направлений
современного позитивизма является нормативизм.
Нормативизм - это крайнее проявление
формализма в теории права. Создатель
нормативизма, Г. Кельзен, воспринял от
позитивизма формально догматический
метод, от И. Канта - деление сферы познания
на сферу бытия и сферу долженствования.
Кельзен относит право к сфере долженствования,
которая никак не связанна с миром бытия,
не зависит от действительности. Свою
теорию он именует «чистой теорией права».
Сила права в самом праве. Кельзен строит
пирамиду норм. Каждая норма низшего порядка
действует только потому, что создана
согласно процедуре, указанной высшей
нормой. Сила одних норм опирается, следовательно
на другие, высшие нормы, но не на реальные
факторы. Сила всей правовой системы вытекает
из «основной нормы», которая презюмирует
существующей. В основании пирамиды лежат
индивидуальные нормы
(решения судов или администраций, договоры
и т.п.), включенные в право.
Таким образом, суд рассматривается как
правотворческий орган. Здесь Кельзен
отходит от позитивизма, приближаясь к
позиции социологического направления.
Государство у него растворяется в праве,
которое есть не что иное, как правопорядок,
отражение прав.
Юридическая наука,
заявлял Кельзен, должна заниматься
только нормами, должна отбросить экономическую
и тем более классовую обусловленность
права.
Оценка права с позиции морали недопустима,
ибо связь между этими явлениями не существует.
Перенося учение
Кельзена в реальность, можно выделить
как положительные так и
Нормативный подход больше, чем какой-либо
другой, подчеркивает определяющее свойство
права - его нормативность. Иметь в виде
руководство общее правило - это благо,
особенно если оно всеобщее и устойчивое.
Нормативность в данном подходе органически
связанна с формальной определенностью
права, что существенно облегчает возможность
руководствоваться правовыми требованиями.
Фиксированность средств государственного
принуждения в случаях нарушения права.
Противостояние режиму произвола и беззаконию.
Косвенная ориентация на необходимость
возведения в закон надлежащей
(справедливой, моральной, прогрессивной)
воли.
Ориентация на
подзаконное нормативное
Признание широких возможностей государства влиять на общественное развитие.
Отрицательное
в нормативном подходе
2.6. Психологическая школа права.
Родоначальником
психологической школы права
считается Л.И.
Петражитский, работавший в университетах
России, а после первой мировой войны -
в Польше. Л.И. Петражитский и другие представители
психологического направления (В. Лундштет,
К. Оливекрона, А. Росс) утверждают, что
психика людей - фактор определяющий развитие
общества, его морали, права, государства.
С точки зрения
Л.И. Петражицкого, первичными в праве
являются психическое правовое переживание,
правовые эмоции. Правовое переживание
носит императивно(обязанность) - атрибутивный(правомочие)
характер. В этом переживание правомочие
и обязанность неразрывно связанны. Норма
права представляет собой результат такого
переживания, мысленное явление, выражающее
связь правомочия и обязанности. Именно
правовые переживания есть звенья, соединяющие
общество и придающие ему стабильность.
Л.И. Петражицкий не отрицал существование
официально действующего права, однако
не объяснял, почему оно существует и действует.
Признавая наличие позитивного права,
он делил правовые переживания на два
типа: переживания позитивного права (представление
о том, что юридическая норма
- результат внешнего решения, представление
об ее источнике); переживания интуитивного
права, т.е. автономного, не связанного
с позитивным правом.
Информация о работе Теория происхождения государства и права