Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является всестороннее исследование «концепции разделения властей», как теории и принципа.
Введение ………………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Возникновение теории разделения властей …………………………. 5
Историческое становление разделения власти……………………... 5
Монтескье и Руссо: два представления о разделении властей........ 5
Глава 2. Взаимное сдерживание и равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве при помощи разделения властей …………………………………………………………….. 12
2.1 Государственная власть и ее ветви…………………………………. 12
2.2 Законодательная власть …………………………………………….. 13
2.3 Исполнительная власть……………………………………………… 14
2.4 Судебная власть ……………………………………………………... 16
Глава 3. Разделение властей в Российской Федерации ……………………... 17
3.1 Реальное осуществление принципа разделения властей ……….. 17
3.2 Статус президента РФ и его полномочия …………………………. 18
3.3 Законодательная власть в РФ ………………………………………. 19
3.4 Исполнительная власть в РФ ……………………………………….. 20
3.5 Судебная власть в РФ ………………………………………………. 21
Заключение……………………………………………………………………... 23
Список литературы……………………………………………………………... 25
Важнейшей конституционно-правовой
гарантией обеспечения
3.3 Законодательная власть в РФ
Парламент Российской Федерации — Федеральное собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, "в который входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации".15 Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.
Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.
В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.
Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д.
Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.
3.4 Исполнительная власть в РФ
"Исполнительную власть
Российской Федерации
Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.
Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции РФ перечисляет полномочия Правительства.
Под функциями исполнительной власти следует определить ведущее направление в деятельности органов исполнительной власти, в которых выражается целевая нагрузка данной ветви государственной власти и с ними напрямую связан предоставляемый органом исполнительной власти объем государственных полномочий.2 Иначе говоря, под функциями понимают и цели, которые ставит государство перед исполнительной властью, и основные направления ее деятельности, а также правовые средства, которые применяются для достижения поставленных целей.
Для исполнительной ветви государственной власти характерно то, что она осуществляет свои функции посредством специального аппарата. представляющего собой органы этой власти. Именно основные функции исполнительной власти могут служить научно обоснованным критерием классификации органов исполнительной власти.
К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы.
По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.
Конституционный суд РФ, который состоит из 19 судей и разрешает дела о соответствии Конституции РФ (ст.125 ч.2).
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127).
Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).
Принцип разделения властей
в сегодняшней России признан, конституционно
закреплен и в той или иной
мере применяется в построении и
функционировании государственных
институтов. Создание нормально функционирующего
механизма сдержек и
Заключение
Таким образом, принцип разделения властей воплощен в Российской Федерации в ходе радикальных демократических реформ. Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными органами может быть установлен демократический режим правления.
Как известно, существуют три основные функции государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства. Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций и ответственности между различными государственными органами.
Конституционный принцип, в соответствии с которым "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную исполнительную и судебную ", предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти. В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая не превышала пределы отведенных ей полномочий. Такая "система сдержек и противовесов" применяется в той или иной мере в большинстве демократических государств.
За более чем двухсотлетнюю историю своего существования, концепция разделения властей претерпела некоторые изменения. Эта теория нашла очень широкое применение в государственно-правовой практике многих стран. Каковы же результаты? Прежде всего, теория разделения властей явилась одним из основных гарантов прав и свобод человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли самое широкое применение. Второе преимущество государственной системы, основанной на принципе разделении властей – это относительная стабильность внутриполитического положения государства, потому что разделение властей позволяет выходить из критических ситуаций на основе норм конституции, посредством консенсуса социальных сил.
Законодательные акты
Научная и учебная литература
1 История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. -М.,1997. С. 233
2 Ш. Монтескье Избранные произведения.- М., 1955. С. 289
3 Ш. Монтескье Избранные произведения.- М., 1955. С. 289
4 Ш. Монтескье Избранные произведения.- М., 1955. С. 289
5 Ш. Монтескье Избранные произведения.- М., 1955. С. 290.
6 Венгеров А.Б. Теория государства и права.- М., 1998, С. 33-36.
7 Жан-Жак Руссо Трактаты. -М.,1969.С.199
8 Жан-Жак Руссо Трактаты. -М.,1969. С. 201
9 Жан-Жак Руссо Трактаты. -М.,1969. С. 357
10 Жан-Жак Руссо Трактаты.- М.,1969.С.204
11 Кутафин О.Е. Основы государства и права- М., 1998. С. 80.
12 Конституция РФ. 1993. Ст. 81 п.3
13 Конституция РФ. 1993.
1Конституция РФ. 1993.
15 ФЗ РФ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации" ст.1