Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 14:17, лекция
Задачи, предмет, обьект и законамерности ТГП.
1.
ТГП как наука
и учебная дисциплина.
ТГП – базовая общетеоретическая наука. ТГП выступает частью науки о праве (правоведения) и науки о государстве (государствоведения), не охватывая их целиком. Указанные науки изучают весь комплекс явлений, относящихся соответственно к праву и государству в целом. То есть они являются более широкими нежели ТГП.
ТГП как наука – это система научных знаний о сущности государственно-правовых явлений, об общих закономерностях их возникновения, функционирования, развития и взаимосвязи между собой.
Представляет собой знания о наиболее существенных сторонах изучаемых явлений, знания упорядоченные, то есть организованные в определённую систему, знания взаимосвязанные и логически последовательно изложенные, обоснованные, доказанные. Вместе с тем наука – это не только научные знания, наука – это деятельность по получению, производству, наращиванию этих знаний, осуществляемая специалистами в соответствующей сфере. Существо науки заключается не столько в познанных истинах, сколько в их поиске. Если рассматривать науку только как сумму знаний, истин, то она представляется как нечто статичное, неизменное. Развитие науки выступает как процесс постоянного накопления позитивных знаний.
ТГП является:
ТГП решает следующие задачи:
Каждая наука имеет свой предмет исследования. Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государственно-правовые явления исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные явления.
Различают понятия «предмет науки» и «объект науки».
Понятием объекта охватываются явления внешнего мира, на которые распространяется познание и практическое воздействие людей. Объект – это то, что подлежит научному изучению с помощью познавательных средств и приёмов соответствующей науки. Объект может являться общим для определённой группы наук, каждая из которых имеет в объекте свой предмет, то есть определённую сферу, проблематику, выделенные в данном объекте. Так, объектом ТГП являются государственно-правовые явления, общественные отношения, складывающиеся в государственно-правовой сфере. Однако они представляют собой объект изучения не только ТГП, но и других юридических наук. В то же время юридические науки отличаются друг от друга своим предметом.
Предмет науки – это круг вопросов, проблем, которые она изучает. Он определяет её самостоятельность. Это изучаемая ею сторона объективной действительности.
Предметом ТГП выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции, вопросы методологии. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (напр., норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).
Особенность понятий, вырабатываемых ТГП, по сравнению с частными юридическими науками, состоит в том, что они имеют категориальный характер. В них содержатся теоретически обобщённые по содержанию и краткие по форме изложенные ответы на вопросы, что представляет собой то или иное государственно-правовое явление, характеризующее государство и право в целом, каковы определяющие, сущностные признаки данного явления. На них основываются специальные науки.
Исследование предмета ТГП предполагает характеристику:
Общие закономерности – это такие связи и отношения, которые определяют развитие государства и права и одинаково свойственны всем типам государства и права; и специфически преломляясь в каждом их типе, в то же время составляют «собственные» закономерности, присущие каждому типу государства и права, которые тоже являются предметом рассмотрения ТГП. Иные частные закономерности анализируются в специальных юридических науках.
Следует проводить различия между наукой и учебной дисциплиной. Учебная дисциплина представляет собой систему определённых теоретических сведений, построенную в соответствии с конкретной учебной программой и предназначенную для подготовки специалистов того или иного профиля. Учебная дисциплина базируется на науке, может иметь одно с ней название. Целью дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методических приёмов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний. Учебная дисциплина более субъективна. Система науки ТГП обусловлена реальной системой изучаемых ею явлений и максимально к ней приближена, а система дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведённых на её изучение часов и личных качеств преподавателя. Учебная дисциплина ничего не изучает, она изучается сама. Поэтому она не обладает такими характерными для науки атрибутами, как предмет и метод. Применительно к учебной дисциплине можно говорить только о специфике её построения, методике изложения научных сведений. Её содержание и объём определяются в соответствии с учебными программами. Она включает в себя только те сведения, которые необходимы для подготовки специалистов в области юриспруденции.
Изучение ТГП способствует пониманию, осознанию развития процессов происхождения, становления, характеристик и свойств государственно-правовых явлений. Способствует становлению понятийного аппарата у юристов. Выделение её в качестве самостоятельной обусловлено государственным стандартом общепрофессиональной подготовки по специальности «Юриспруденция». Им же определяется и объём часов дисциплины. Освоение дисциплины базируется на учебных планах, которые определяют соотношение объёмов часов лекционных и семинарских занятий, формы аттестации студентов. Объём и содержание обязательных знаний определяются учебной программой курса. Учебная дисциплина зависит от развития науки.