Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 00:37, реферат
Целью данной работы является изучение исторических типов государств и их оценка с современной точки зрения. Под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства и базис исторического типа общества.
Введение………………………………………………………………………......3
1. Понятие и признаки государства. Понятие типологии государств………...5
2. Основные подходы к типологизации государств.
2.1. Античные концепции………………………………………………………..9
2.2. Историко-формационный подход Гегеля…………………………………10
2.3. Формационный подход……………………………………………………..11
2.4. Цивилизационный и культурологический подходы……………………...15
2.5. Либертатно-юридическая концепция……………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………25
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт Государственного
управления и права
Кафедра теории и истории
права
по дисциплине «Теория государства и права»
на тему «Типология государств»
Проверил преподаватель
________________________
Москва – 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и признаки государства. Понятие типологии государств………...5
2. Основные подходы к типологизации государств.
2.1. Античные концепции………………………………………………………
2.2. Историко-формационный подход Гегеля…………………………………10
2.3. Формационный подход……………………………………………………..11
2.4. Цивилизационный и культурологический подходы……………………...15
2.5. Либертатно-юридическая концепция……………………………………...19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим, важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, дозволяющая объединить их в группы со сходными признаками на основании тех или иных факторов, называется типологией.
Проблема типологии государства и в настоящее время является актуальной в рамках теории государства и права и неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним. Если предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления, то предметом типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.
Классификация формы государства - это систематика государства, относящаяся к организации и устройству государственной власти; типизация государства - суть деление (группировка) государств с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства. Форма государства соотносится с его типом как форма соотносится с сущностью вообще: она есть внешняя организация государства определенного типа.
Целью данной работы является изучение исторических типов государств и их оценка с современной точки зрения. Под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства и базис исторического типа общества.
Несмотря на перемены, происшедшие в российском правоведении за последние годы, проблема исторических типов государства и права, а также вопрос о государстве и праве социалистического исторического типа как одного из ее аспектов, так и не получили должной научной разработки. Количество печатных работ, непосредственно посвященных проблемам типологии государства, пока невелико. В советский период исследовательская работа проводилась под влиянием догматизированного формационного подхода. Поэтому типология государства рассматривалась только в рамках этой концепции.
В последствии, основной тенденцией стал отказ от господствовавшей на протяжении десятилетий концепции общественно-экономических формаций как базовой для выделения и характеристики отдельных исторических типов государства и права под предлогом ее необоснованности, неактуальности, ошибочности. Привычными стали обращение к иным теоретическим конструкциям (например, цивилизационный подход).
В данной работе будет предпринята попытка, комплексно подойти к изучению данной проблемы и объективно оценить все представленные суждения о разделении государств на типы.
1. Понятие и признаки государства. Понятие типологии государств.
Государство как сложное и многомерное явление может быть рассмотрено с разных сторон. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть1.
В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является неполным. В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера. Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников.
Наиболее общими признаками государства являются: публичная власть, деление населения на территории, налоги и сборы. Существуют ещё и другие признаки, отличающие государство от других организаций - суверенитет, издание общеобязательных правил поведения (правотворчество), причастность к государству всего населения, государственный язык.
Первый признак государства - публичная
власть - это власть, которая предполагает
разделение общества на управляющих и
управляемых, стоит над обществом, не сливаясь
с ним. В отличие от других видов социальной
власти государственная власть является
аппаратной (имеет механизм осуществления),
суверенной (не зависит от иной власти),
легитимной (опирается на закон). Второй
признак государства - разделение населения
по территориальному принципу. Выражением
территориального принципа является административно-
Ряд авторов в качестве самостоятельного признака государства рассматривает государственный суверенитет. Государственный суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере. Верховенство государства внутри страны проявляется: а) в исключительном праве государства официально представлять все общество, а не отдельные его части; б) в универсализме - власть в государстве распространяется на все население; в) в прерогативе - государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права. Независимость государства проявляется: а) в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта межгосударственных отношений; б) в осуществлении самостоятельной внешней политики; в) в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства. Следует отметить, что суверенитет - это признак государственной власти, а не государства в целом. Суверенитет можно считать признаком государства с известной долей условности как признак функциональный.
Таковы самые общие, отправные признаки государства и взятые в совокупности они объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества. Вполне понятно, что в разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные признаки государства отличаются как конкретным внутренним содержанием, так и своим внешним проявлением. Движение теоретической мысли, направленное в конечном счете на выяснение подлинной природы государства, предполагает и выявление противоречий, характеризующих государство.
Как и любое явление социальной жизни, государство содержит противоречивые стороны и тенденции. Одно из противоречий заключается в том, что государство одновременно выражает классовые и общесоциальные интересы. Само это противоречие вытекает из того, что подавление сопротивления угнетаемых классов на определенных этапах развития государства отнюдь не единственная задача государства. Будучи официальным представителем всего общества, заведуя его общими делами, оно выражает и общенациональные интересы. Подводя итог вышесказанному можно предложить один из возможных «рабочих» вариантов краткого общего определения государства.
Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых, задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества2.
Дальнейшее, более глубокое выявление природы государства предполагает рассмотрение проблемы типологии государства.
Сама по себе «типология» - это учение о классификации, т.е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные типы, классы, виды, группы в соответствии с наиболее общими и существенными признаками и свойствами объектов данного рода; это учение об упорядочении и систематизации сложных объектов (в нашем случае таким сложным объектом является государство). Исходя из этого, можно дать определение непосредственно самой типологии государства.
Типология государства -
это научная классификация
Типология государств необходима для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность. В связи с большим количеством государств в многовековой истории человечества и в современном мире, огромное значение имеет проблема научной классификации государств. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяет объединить их в группы на основе определенных критериев, и называется типологией.
Центральным в типологии государства является понятие «типа государства». Понятие «тип государства» служит для обозначения наиболее общих черт различных государств, дающих возможность определить типовую принадлежность государства, то есть его родство с другими государствами. Тип государства - это совокупность общих, наиболее устойчивых сторон и свойств, характерных для определённых групп государств, существовавших (или существующих) в определённую эпоху3. Для всех государств этой исторической эпохи характерны одни и те же сущностные черты.
В отечественной науке понятие "тип государства" долгое время понималось как исторический тип государства. Исторический тип государства - это совокупность основных, важнейших черт государства определённой общественно-экономической формации, выражающих его сущность и социальное назначение (а также совокупность государств, относящихся к одной общественно-экономической формации и имеющих единую сущность)4. При таком подходе смена одних типов государства другими рассматривалась как историческая закономерность, в силу которой социалистическое государство возникает как последний и высший тип.
Категория "тип государства"
в советской науке
2. Основные подходы к типологизации государств.
2.1. Античные концепции.
Особенности исторических
периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-
Античные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Полибий и др.) считали, что основными критериями разграничения государств являются: количество властвующих в государстве; осуществляемая государством цель. По первому признаку различалось правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку, различные формы государства делились на две группы: правильные и неправильные. К группе правильных форм государства относились те формы, где власть осуществляется на основе законов и в общих интересах, а к неправильным формам – те, где власть не опирается на законы и служит интересам лишь правителей.
Опираясь на такой подход, Платон выделял три правильные формы: царскую власть (законную монархию, т.е. правление одного лица на основе законов), аристократию (законную власть немногих) и законную демократию (власть демоса на основе законов) и соответственно три неправильные формы: тиранию (незаконную власть одного), олигархию (незаконную власть немногих) и незаконную демократию (власть демоса не на основе законов).
С тех же позиций Аристотель писал, что тремя правильными формами являются царская власть, аристократия и полития (правление большинства на основе законов), а тремя неправильными формами – тирания, олигархия и демократия (правление демоса, большинства не на основе законов).