Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:58, курсовая работа
Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
1.Понятие формы государства
1.1.Причины разнообразия форм государства
2.Формы правления в зарубежных странах
2.1.Монархия
2.2.Монархия: абсолютная и ограниченная
2.3.Монархия дуалистическая
2.4.Парламентарная монархия
2.5.Республика
2.6.Президентская (дуалистическая) республика
2.7.Парламентарная республика
2.8. Смешанные формы правления
3.Формы государственного устройства в зарубежных странах
3.1. Унитарная форма государственного устройства
3.2.Федеративная форма государственного устройства
4.Политический режим
4.1.Демократическое государство
4.2.Авторитарное государство
4.3.Тоталитарное государство
Министерство образования Российской Федерации
Московский городской институт менеджмента
Курсовая работа на тему:
Типология государств
Москва 2004 г.
Содержание работы:
1.Понятие формы государства
1.1.Причины разнообразия форм государства
2.Формы правления в зарубежных странах
2.1.Монархия
2.2.Монархия: абсолютная и ограниченная
2.3.Монархия дуалистическая
2.4.Парламентарная монархия
2.5.Республика
2.6.Президентская (дуалистическая) республика
2.7.Парламентарная республика
2.8. Смешанные формы правления
3.Формы государственного устройства в зарубежных странах
3.1. Унитарная
форма государственного
3.2.Федеративная
форма государственного
4.Политический режим
4.1.Демократическое государство
4.2.Авторитарное государство
4.3.Тоталитарное
государство
Введение.
Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.
Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Серьезное
влияние на форму государства
оказывает культурный уровень народа,
его исторические традиции, характер
религиозных мировоззрений, национальные
особенности, природные условия проживания
и другие факторы. Специфику формы государства
определяет также характер взаимоотношений
государства и его органов с негосударственными
организациями (партиями, профсоюзами,
общественными движениями, церковью и
другими организациями)
1.Понятие формы государства.
В настоящее время под формой государства понимают организацию свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.
Ясно, что проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.
Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых - это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местных властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.
Таким образом, форма государства состоит из трех основных элементов, а именно: формы государственного правления, формы государственного устройства, формы государственного (политического) режима.
Указанное
понимание формы государства
сложилось не сразу. Долгое время
ее считали состоявшей из формы правления
и формы государственного устройства,
к которым в последствии
1.1.Причины разнообразия форм государства.
Формы государства весьма разнообразны. Среди главнейших причин разнообразия форм государства можно назвать следующие:
2.Формы правления в зарубежных странах.
Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом.
Характер
формы правления, существующей в
данном государстве, зависит от организации
верховной государственной
2.1.Монархия.
Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия.
Термин «монархия» - греческого происхождения, означает «единовластие», «единодержавие», хотя известны и исключения. Так в Спарте существовало два царя. Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме монархией. И наоборот, лица, именовавшиеся монархами, не имели фактически их полномочий в царский период Рима. Впрочем, несмотря на большое внимание древних к формам правления последние доставались еще во многом неразработанными. Монархию связывали лишь с исполнением военных функций, позднее - жреческих, судебных. Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутом монархии, более важными считались личные качества монарха. Институт монархии не отличался особой разработанностью и в начальный период феодализма, поскольку был связан с крупной земельной собственностью, испытывал влияние раздробленности или довольно жесткое ограничение сословно-представительными собраниями.
Период
расцвета монархии - это рубеж Нового
времени. Именно тогда четко проявилось
отличие монархии от республиканской
формы правления, были выработаны важнейшие
ее разновидности: монархия абсолютная,
неограниченная и монархия конституционная,
ограниченная общенародным представительством
(парламентом).
2.2.Монархия: абсолютная и ограниченная.
Историческим предшественником современной монархии является монархия абсолютная, сформировавшаяся как политическое учреждение в поздний период развития средневековья.
Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было.
Например, Российская Империя времен Петра I, французская монархия при Людовике XIV. В настоящее время абсолютная монархия сохраняется в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, ОАЭ. В большинстве стран абсолютная монархия эволюционирует в монархию конституционную.
Конституционная
монархия подразделяется на два вида:
дуалистическую и
парламентарную монархии.
2.3.Монархия дуалистическая.
Дуалистическая монархия характеризуется определенными признаками. Прежде всего, при этой форме правления существуют одновременно два политический учреждения - монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть. Эта двойственность (дуализм) выражается в том, что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним. Парламент, которому конституция предоставляет реальные полномочия, никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность не оказывает. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.
В
настоящее время дуалистическая
монархия существует в Иордании, Кувейте,
Марокко.
2.4.Парламентарная монархия.
В парламентарной монархии не существует никакого дуализма. Власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. Юридически за монархом сохраняется право назначения главы правительства и министров, но делает он это только в соответствии с предложениями лидеров партийной фракции, располагающей большинством мест в парламенте (точнее в нижней палате парламента). Формально министры считаются слугами монарха, а само правительство - правительством монарха, но ни министры, ни правительство никакой ответственности (индивидуальной или коллегиальной) перед монархом не несут. В силу применяющихся при этой форме правления принципов парламентаризма правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В случае выражения парламентом правительству вотума недоверия последнее уходит в отставку или распускает парламент и назначает внеочередные выборы.
В парламентарной монархии монарх обычно лишен каких-либо дискреционных полномочий. Все исходящие от него акты приобретают юридическую силу только в том случае, если они контрассигнуются соответствующим министром. Без министерской скрепы ни один акт монарха не имеет юридической силы. В отличие от дуалистической монархии в парламентарной монархии центральное место в системе государственных органов занимает правительство, которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента.