Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:16, курсовая работа
Цель данной работы подробно охарактеризовать типы современных государств.
Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть понятие типологии государства;
2. Охарактеризовать проблемы типологии государств;
Введение _________________________________________________2
Глава 1. Понятие, подходы и проблемы типологии государств ___5
1.1. Понятие типологии государства __________________________5
1.2. Проблема типологии государств ________________________ 7
1.3. Подходы к типологии государств ________________________8
Глава 2. Типы государств согласно формационной и цивилизационной теории _________________________________________11
2.1. Типология государств согласно формационной теории ______11
2.2. Типы государств согласно цивилизационной теории _______16
Глава 3. Другие критерии для выделения типов государств ______19
3.1. Типы государств по форме правления ___________________19
3.2. Типология государств по их отношению к религии _________21
3.3. Типы государств по форме государственного устройства ___22
Заключение _____________________________________________24
Библиографический список ________________________________26
Можно классифицировать государства по такому основанию,
как отношение официальной власти к религии. С этой точки зрения принято выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.
Светское государство - это государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов.
Принцип светского государства зафиксирован в конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия и др.). Конституция Российской Федерации 1993 г. устанавливает, что Россия - светское государство (статья 14). Никакая религия не может устанавливаться в России в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Детальное осуществление этих прав регулируется законом России «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г.
Клерикальное государство - это государство, где церковь
Теократическое государство - особая форма организации
Атеистическое государство - это государство, в котором
Атеистическими государствами были СССР и другие страны социалистического лагеря. После Октябрьской социалистической революции и Советского Союз стал первой в мире страной массового атеизма, где право атеистической пропаганды закреплено в Конституции (ст. 127). В СССР было созданы общества «Союз воинствующих безбожников» (1925).
История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т. е. способом территориального деления
При всем многообразии форм государственного устройства
Унитарное государство - это целостное централизованное
Федеративное государство (федерация) - это сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.
Заключение
В науке теории государства и права четко определилось две разновидности типологии государства: формационная и цивилизационная. Остальные типологии государств, в принципе, представляют собой симбиоз формационной и цивилизационной типологии, каждая из которых выражена в большей или меньшей степени.
Как объясняет формационный подход, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.
Последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы, По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации.
Первый исторический тип государства – рабовладельческое государство, возникшее в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющее собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Второй тип государства – феодальное. Третий – буржуазное, предполагающее частную собственность на средства производства. Четвертый тип – социалистическое государство, где господствует общественная собственность и власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса – переходное государство, то есть разновидность государства в рамках одного и того же исторического типа, где господствуют сразу несколько классов.
В нашей стране долгое время доминировала формационная теория. Более того, наше государство считалось социалистическим, и одно его существование гарантировало гражданам «светлое будущее» – коммунизм. Но этого не произошло, и этот факт говорит о наличии недостатков и недоработок в данной теории.
Что касается цивилизационного подхода, согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти.
В развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство. Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план качество жизни, положение личности, которое обеспечивает государство. Кроме того, есть еще один подход к изучению государства – информационный, который объединяет экономические и этнокультурные, социально-политические структуры в единое целое.
Библиографический список
1. Алексеев С. С. Государство и право: Начальный курс. М.: Право, 1993.
2. Венгеров А.В. – Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 1999
3. Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999
4. Графский В.Г. – Всеобщая история права и государства, Учебник, М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2000
5. Иванов Р.А. – Учение о государстве и праве социалистического исторического типа в отечественной юриспруденции // Вестник Омского Университета, №4, 1999
6. История политических и правовых учений – Учебник, под ред. Нерсесянца Р.В., М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999
7. Карасев В.И. – Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов, М.: МПСИ, 2000.
8. Каск Л.И. Функции и структура государства. ЛГУ, 1969.
9. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. - М.: Проспект, 2010 .
10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.2.
11. Общая теория государства и права - Учебник, под ред. Лазарева С.Н., М.: Юрист, 1996
12. Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Былина, 1998.
13. Теория государства и права. Курс лекций Матузова Н.И. и Малько А.В. – М. Юрист - 2004.
14. Теория государства и права. Учебник / Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М. и др.; под ред. Алексеева С.С.. – М., 2004.
15. Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М., Норма, 2003.
16. Общая теория права и государства. Под ред. академика РАЕН В. В. Лазарева. М., 1994. С.458.
17. Теория государства и права. Курс лекций в 2-х томах. Под ред. проф. М. Н. Марченко. М., 2004. С.498.
18. Явич Л.С. Сущность права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.
19. Конституция Российской Федерации.// Российская газета. – 1993. – 25 декабря