Типы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:10, контрольная работа

Описание

Функции государства – это основные направления его деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Функции характеризуют государство в динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, от основных задач, стоящих перед ним и представляют собой реализации этих задач.

Содержание

Задание 1. Ответить на вопросы:
Понятие функций государства…………………………………………………..3
Внутренние и внешние функции государства………………………………………………………………………………..4
Механизм государства. Виды государственных органов……………………………………………………………………………………8
Понятие и принципы гражданства……………………………………………………………………………..12
Пробелы в праве, аналогия закона……………………………………………………………………………………….15
Понятие, признаки и виды юридической ответственности……………………………………………………………………….16
Задание 2. Определить вид социальных норм………………………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 48.29 Кб (Скачать документ)
      1. Лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.);
      1. Лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.);
      2. Лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
    1. Организационные и финансовые средства, а так же принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.

 

Виды государственных  органов

Государственные органы многообразны они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:

    • По порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации) и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);
    • По форме реализации государственной деятельности – на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы. Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие «представительные органы» и «законодательные органы» не совпадают по объему. Соотношение между ними такое – всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного, например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным); исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерство, ведомство, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов; судебные органы (конституционные, суды общей юрисдикции, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина; контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы горного и промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности);
    • По принципу разделения властей – на законодательные  (Федеральное Собрание РФ, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации; республиканские и областные законодательные структуры), исполнительные (Правительство РФ, министерство, ведомства, государственные комитеты РФ, региональные правительства, администрации и т.п.) и судебные (Конституционный Суд РФ, Высший Суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный Суд РФ, соответствующие суды субъектов РФ)
    • По иерархии – на федеральные (Президент РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.п.), республиканские (Президент Татарстана, и Башкортостана, Ингушетии, Министерство внутренних дел Дагестана и т.д.) местные (губернатор Астраханской области, правительство Пензенской области, прокуратура Саратовской области и т.п.);
    • По характеру подчиненности – на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойного» («вертикально-горизонтального») подчинения ( милиция, государственные банки и т.д.);
    • По срокам полномочий – на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (например, прокуратура, милиция, суд) и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);
    • По способу принятия решений – на коллегиальные (Государственная Дума РФ, Правительство Саратовской области и т.д.) и единоначальные (Президент РФ, министр, губернатор и т.п.);
    • По правовым формам деятельности – на правотворческие (Совет Федерации РФ, Правительство РФ), правоприменительные (Министерство образования РФ, управление юстиции Пензенской области) и правоохранительные (органы налоговой полиции, таможенные органы и т.д.);
    • По характеру компетенции – на органы обще компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.), и специальной компетенции, которые осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства, ведомства, государственные комитеты и пр.) и т.п.

 

Понятие и принципы гражданства

Гражданство - один  из  основных  элементов  правового  статуса  лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений  государства и личности,  то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на  него  всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых  за  гражданином,  а также защита его государством, где бы он ни находился.

Такое понимание  гражданства получает  все  большее  распространение  в доктрине, законодательстве и практике применения прав  и  свобод  во  многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из  основных  прав человека. Об этом свидетельствует, например, один из признанных  авторитетов в  области прав человека, член Европейской  Комиссии  по  правам  человека  в  Совете Европы австрийский юрист - профессор  Феликс  Эрмакора.  Он  считает, что, хотя  в  современном  международном  праве  и  нет  специальной  нормы, которая признавала бы гражданство в качестве одного из  прав  человека,  тем не менее, гражданство вынуждено выступать  как непременное условие  (conditio sine qua non) признания целого ряда прав и свобод и в  их  числе  -  принцип равенства.

Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица. Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом "О гражданстве Российской  Федерации"  от  28 ноября 1991 года, с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года.

До этого Закона на территории Российской Федерации действовали  Законы СССР "О гражданстве СССР" и постановление Верховного Суда  СССР  от  23  мая 1990 года "О порядке введения в действие Закона СССР" "О гражданстве СССР" и другие нормативные акты.

Сейчас на основе Закона "О  гражданстве  Российской  Федерации  Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года, в редакции Указа  от 27 декабря 1993 года утверждено Положение о порядке рассмотрения  вопросов гражданства Российской  Федерации.  Действует  Положение  об  Управлении  по вопросам гражданства Администрации Президента Российской Федерации.

Отношения, связанные с  гражданством  республик  Российской  Федерации, регламентируются в их Конституции и соответствующих  законодательных  актах. Все вышеизложенные документы, регламентируют нормы гражданства.

Действующая Конституция  Российской  Федерации  расширила  число  норм, регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены  к основам конституционного строя.

Закон   о   гражданстве   внес   определенный   вклад   в   Российское законодательство, провозгласив ряд новых демократических принципов,  которые до этого не были освещены в союзных законах.

Сущность связей по гражданству  сводилась к таким  его  признакам, как распространение на лицо суверенной власти  государства  как  внутри  страны, так и за её пределами, к  наделению  его  государством  всей  полноты  прав, свобод и обязанностей.  Это  связано  с  развитием  идей  этатизма  в  нашем государстве.  В  настоящий  же  момент  гражданство  как  связь  человека  с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав,  обязанностей  и ответственности, основанной на признании и  уважении  достоинства,  основных прав  и  свобод   человека   знаменовало   утверждение   новой   Конституции взаимоотношений личности и государства.

Этот  новый  подход  означает   признание   человека   и   государства равноправными,    равнообязанными    субъектами,    наделенными     взаимной ответственностью.

 

Основные принципы гражданства

 

Каждый человек по праву  носит название "гражданин", т.к.  имеет  право на гражданство.  Это  означает,  что  граждане  пользуются  равными  правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или  приобрели  его по иным основаниях, и  что  граждане  Российской  Федерации  не  могут  быть разделены на какие-то группы или разряды,  порождающие,  различные  права  и обязанности. Принцип  равенства  в  качестве  права  гражданина  гарантирует всеобщее и равное  избирательное  право,  обеспечивает  защиту  национальным меньшинствам,  защиту  от   дискриминации,   устанавливает   запрет   выдачи собственных граждан, запрет  привилегий  и  соответственно  равенство  всех, граждан перед законом. Этот  принцип  прослеживается  и  в  характерном  для многих современных конституций разделение носителей прав  и  свобод  на  две основные категории: гражданам предоставляется более  широкий  объем  прав  и свобод; в отношении всех  остальных,  включая  иностранцев,  проживающих  на территории данного государства, допускаются отдельные изъятия.  Это  главным образом касается политических прав.  Только  граждане  Российской  Федерации могут избирать и быть избранными в представительные органы. Только  граждане обязаны защищать Отечество и нести некоторые другие обязанности.  80-е  годы во многих европейских странах (Франция, ФРГ, Бельгия, Швейцария и  т.д.)  по мере  усиления   процессов   интеграции   все   более   четко   обозначается либерализация  оснований  приема  в  гражданство,  нарду  с  этим  снимаются ограничения, и расширяется объем прав иностранцев.

В скандинавских  странах  (за  исключением  Финляндии)  по  законам о гражданстве  конца  70-х  начала  80-х  годов  иностранцам   предоставляются некоторые политические  права.  В  Дании,  например,  иностранец,  проживший здесь 3 года, пользуется  активным  и  пассивным  избирательным  правом  при выборе коммунальных органов;  пользуются  иностранцы  и  свободой  выражения мнений.  Однако  свободы  собраний  и  объединений  предоставляются   только гражданам.

Демократический  принцип  провозглашения  в  действующей   Конституции является  своеобразной   гарантией   свободного   использования   российским гражданином его прав и свобод - "гражданин  Российской  Федерации  не  может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому  государству".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пробелы в праве, аналогия закона

Пробел  в праве - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве нормы, регулирующей общественное отношение, находящееся в сфере правового регулирования.

Условия конституции наличия пробела в праве:

      • Данное общественное отношение находится в сфере правового регулирования;
      • Отсутствует (полностью, частично) норма права, регулирующая данное отношение.

К причинам (объективным, субъективным) возникновения  пробелов в праве, например, относятся:

      • Развитие общественных отношений (находящихся в сфере правового регулирования);
      • Недостатки законодательной техники (обнаруживаются при реализации соответствующих нормативных актов);
      • Пробелы в праве устраняются (восполняются) законодателем (принимается соответствующим правотворческим органом недостающая норма или группа норм), преодолеваются правоприменительными органами (не вправе отказаться от решения данного юридического дела по причине неполноты законодательства). Способы преодоления пробелов в праве (методы их оперативного преодоления): аналогия закона и аналогия права.

Аналогия  закона - это решение юридического дела, применяя к общественным отношениям закон, регулирующий сходные отношения.

Аналогия  права - это решение юридического дела, на основе общих принципов  права (исходя из общих начал и  смысла законодательства).

В таких  отраслях права как административное право, уголовное право институт аналогии не допускается («нет преступления и наказания, нет проступка и  взыскания - без указания на то в  законе»). В гражданском праве  к институту аналогии прямое отношение  имеет ст.4 ГК Украины, в которой, в частности, говориться о том, что  гражданские права и обязанности  могут возникать из действий, которые  «хотя, и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности». Например, действительны договоры консигнации (разновидность договоров комиссионной продажи товаров), хотя в ГК Украины нет такого понятия «договор консигнации».

Понятие, признаки и виды юридической ответственности

1. Понятие юридической  ответственности 

 

Категория юридической ответственности  занимает значимое место в понятийном аппарате теоретико-правовой науки. При  этом единого понимания данного  феномена не выработано и по сей  день.

Прежде всего, необходимо указать  на многозначность термина ответственность  и обращение к анализу его  содержание в рамках различных наук. В первую очередь это относится  к философии, этике и юриспруденции.

Так философы делают акцент на долг лица перед другими лицами или обществом. По этому поводу В.П. Тугаринов замечал, что «ответственность есть способность  человека предвидеть результаты своей  деятельности и определять ее исходя из того, какую пользу или вред она  может принести обществу», наполняя ее тем самым «субъективным содержанием». Подобное наполнение термин ответственность имеет и с точки зрения этики, где он неразрывно связан с моральным долгом, осознанием необходимости определенного рода поведения в интересах других людей, коллектива, общества в целом.

Теоретико-правовая наука исследует  юридическую ответственность как  разновидность социальной ответственности. Как показывает анализ имеющихся  исследований данного вопроса, необходимо говорить о двух основных подходах к пониманию юридической ответственности. Их условно можно подразделить на «широкое» и «узкое».

«Широкое» понимание обосновывается тем, что юридическая ответственность  содержит в себе два аспекта –  негативный (ретроспективный) и позитивный (перспективный). В первом случае речь идет об ответственности за уже совершенные  деяния, а во втором – «ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей, порученное дело, за добросовестное поведение; ответственность перед обществом, государством, коллективом семьей, окружающими». Основу позитивной ответственности, по мнению сторонников данного подхода, составляет чувство морально-правового долга, гражданской позиции, развитого правосознания.

 

 

 

 

2. Признаки юридической  ответственности

 

Во-первых, юридическая ответственность  всегда связана с государственным  принуждением. Государственное принуждение  выступает содержанием юридической  ответственности. Рассматриваемый  признак юридической ответственности  в различных отраслях права проявляется  по-разному. Гражданское, хозяйственное, трудовое законодательство предусматривает  возможность добровольного исполнения обязанностей (возмещение причиненного вреда, заглаживание его силами или  за счет нарушителя). Так, гражданин  или предприятие, нарушившие договорные обязательства, могут в добровольном порядке уплатить установленную законом неустойку (штраф, пеню), возместить убытки. В этом случае, если добровольного исполнения не последует, ответственность реализуется через суд и арбитраж. В уголовном и административном праве государственное принуждение выступает более явно и всегда реализуется через деятельность специальных органов государства.

Информация о работе Типы государства