Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 13:52, курсовая работа
Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Актуальность исследования определяется тем, что типология или классификация государств и правовых систем по типам представляют собой объективно необходимые, закономерные методы познания государственно-исторического процесса развития государства и права. Они выступают как отражение исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств познания исторического процесса развития государства и права.
Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним. Предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления.
Введение 3
1.Типология государства: понятие и признаки 5
2.Подходы к типологии государств 7
2.1. Характеристика формационного подхода 10
2.2. Характеристика цивилизационного подхода 13
3. Типы государств согласно формационной теории 16
3.1. Рабовладельческое государство 16
3.2. Феодальное государство 19
3.3. Буржуазное государство 21
3.4. Социалистическое государство 23
3.5. Переходное государство 24
4.Типы государств согласно цивилизационной теории 25
4.1. Место государства в первичной цивилизации 25
4.2. Место государства во вторичной цивилизации 27
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Первичные
цивилизации принимают нередко
имперский характер. Обычно к ним
причисляют древнеегипетскую, шумерскую,
ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую,
сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую
и др. Их анализ показывает огромную
роль государства как объединяющей
и организующей силы, не определяемой,
а определяющей социальные и экономические
структуры. Отличительной особенностью
этих обществ было соединение государства
с религией в политико-религиозном
комплексе, где государство –
более чем государство. Религия
же прямо включает в себя обожествленного
правителя, т.е. государство в культе
вождя, фараона, раджи, микадо и т.д.
В первичных восточных
4.2.
Место государства во
вторичной цивилизации
Вторичные
цивилизации – это
Во
вторичных цивилизациях положение
правителя было двойственным. С одной
стороны, он средство утверждения сакральных
принципов и заветов и в
качестве такового достоин всяческого
повиновения. А с другой – он сам
не вправе нарушать эти заветы, иначе
его власть незаконна. Его власть
- служение, должное следовать идеалу,
и поэтому вторична.
Заключение
В
курсовой работе были представлены типы
государств, согласно двум основным подходам
– формационному и
Современное понимание прогресса государственности
выдвигает на первый план качество жизни,
положение личности, которое обеспечивает
государство. Свобода личности, благоприятные
материальные условия, возможность творческого
самоутверждения, наличие прав – эти и
другие составляющие «человеческого измерения»
превращают его в основной критерий оценок
прогресса государства. Причем человек
– это не абстракция, а вполне реальная
личность, более конкретная, чем те «классы»
с их отношением к средствам производства,
к собственности, которые населяют формационную
теорию.
В современной
теории государства проявляется конкретный
критерий прогресса государственности.
Борьба за качество жизни наполняет реальным
смыслом существование многих коллективных
образований, конкретных личностей.
В нашей стране долгое время доминировала
формационная теория. Более того, наше
государство считалось социалистическим,
и сама история нашего государства свидетельствует
о наличии недостатков и недоработок в
данной теории. Вместе с тем, нельзя не
отметить несомненной важности и актуальности
упомянутой теории для времени ее появления
в науке и последующего развития теории
государства и права. Что касается
цивилизационного подхода, то согласно
ему, определяющими в развитии государства
являются факторы социокультурные, включающие
духовную жизнь общества, идеологию, нравственность,
религию. Важно подчеркнуть, что необычайная
актуальность цивилизационной концепции
обусловлена затронутыми в ней глобальными
проблемами современных государств, связанными
с будущим человечества, с господством
на мировой арене нескольких
крупных, конкурирующих друг с другом
держав. Именно выход цивилизационного
подхода на упомянутые глобальные проблемы
и делает этот, а не формационный подход
наиболее актуальным для современной
науки.
Список
использованной литературы
Монографии
Научная
периодика
Учебники
и учебные пособия