Типы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 13:52, курсовая работа

Описание

Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Актуальность исследования определяется тем, что типология или классификация государств и правовых систем по типам представляют собой объективно необходимые, закономерные методы познания государственно-исторического процесса развития государства и права. Они выступают как отражение исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств познания исторического процесса развития государства и права.
Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним. Предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления.

Содержание

Введение 3
1.Типология государства: понятие и признаки 5
2.Подходы к типологии государств 7
2.1. Характеристика формационного подхода 10
2.2. Характеристика цивилизационного подхода 13
3. Типы государств согласно формационной теории 16
3.1. Рабовладельческое государство 16
3.2. Феодальное государство 19
3.3. Буржуазное государство 21
3.4. Социалистическое государство 23
3.5. Переходное государство 24
4.Типы государств согласно цивилизационной теории 25
4.1. Место государства в первичной цивилизации 25
4.2. Место государства во вторичной цивилизации 27
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Курсач!!!.docx

— 57.19 Кб (Скачать документ)

      Первичные цивилизации принимают нередко  имперский характер. Обычно к ним  причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей  и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические  структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства  с религией в политико-религиозном  комплексе, где государство –  более чем государство. Религия  же прямо включает в себя обожествленного  правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной  частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано  с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального  функционирования общества. 
 
 
 
 
 
 
 

        4.2. Место государства во вторичной цивилизации 

     Вторичные цивилизации – это западноевропейская, североамериканская, восточноевропейская, латиноамериканская, буддийская и др21. Здесь проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказывалась уже не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Но и здесь с цивилизационной точки зрения государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной системе.

     Во  вторичных цивилизациях положение  правителя было двойственным. С одной  стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в  качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой – он сам  не вправе нарушать эти заветы, иначе  его власть незаконна. Его власть  - служение, должное следовать идеалу, и поэтому вторична.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

     В  курсовой работе были представлены типы государств, согласно двум основным подходам – формационному и цивилизационному. Задачи, поставленные вначале, были выполнены.

       Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план качество жизни, положение личности, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав – эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства. Причем человек – это не абстракция, а вполне реальная личность, более конкретная, чем те «классы» с их отношением к средствам производства, к собственности, которые населяют формационную теорию. 
           В современной теории государства проявляется конкретный критерий прогресса государственности. Борьба за качество жизни наполняет реальным смыслом существование многих коллективных образований, конкретных личностей.

       В нашей стране долгое время доминировала формационная теория. Более того, наше государство считалось социалистическим, и сама история нашего государства свидетельствует о наличии недостатков и недоработок в данной теории. Вместе с тем, нельзя не отметить несомненной важности и актуальности упомянутой теории для времени ее появления в науке и последующего развития теории государства и права.  Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Важно подчеркнуть, что необычайная актуальность цивилизационной концепции  обусловлена затронутыми в ней глобальными проблемами современных государств, связанными с будущим человечества, с господством на мировой арене нескольких крупных, конкурирующих друг с другом держав. Именно выход цивилизационного подхода на упомянутые глобальные проблемы и делает этот, а не формационный подход наиболее актуальным для современной науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

     Монографии 

  1. Хабибуллин  А.Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики. СПб. – 1997.
  2. Сорокин В.В. Государство переходного периода: теоретические вопросы. Барнаул.- 2000г.
  3. Карасев В.И. – Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов, М.: МПСИ, 2000
  4. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. М.: Юр.лит., 1997
  5. Нарочницкая Н. А. Россия и русские в мировой истории. М.: Международные отношения, 2003.
  6. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 1999
  7. Тойнби, А. Д. Постижение истории / А. Д. Тойнби. - М., 1991.
 
 

    Научная периодика 

  1. Букалов А.В. – Интергационная соционика. Типы коллективов, наций, государств // Соционика, ментология и психология личности, №5, 1998
  2. Иванов Р.А. – Учение о государстве и праве социалисттического исторического типа в отечественной юриспруденции // Вестник Омского Университета, №4, 1999
  3. Звонарёва О. С. О цивилизованном подходе в теории государства и права / О. С. Звонарёва // Правоведение. - 2003. - №4. - С.173-180.
  4. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория. //Государство и право, 2001, №3. С. 94-100.
  5. Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений. //Общественные науки и  современность, 1996, №4. С.45-55.
 
 
 

    Учебники  и учебные пособия 

  1. Графский  В.Г. – Всеобщая история права  и государства, Учебник, М.: НОРМА  – ИНФРА-М, 2000.
  2. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005.
  3. Матузов Н.И., Малько А.В. Тория государства и права: Учебник. -2-е издание., перераб.  и доп. – М.: Юристъ, 2009. – 541с.
  4. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – М.: «Юристъ», 2002. – 414 с.
  5. Назаренко Г. В. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов 
    Серия: «Библиотека «Законодательство»: Право»; Изд. 2-е, доп., перераб.,2001.
  6. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М.: Издательство Норма, 2003
  7. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. 4-е изд., стер. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.

Информация о работе Типы государства