Типы идеологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2011 в 23:14, реферат

Описание

Идеологии предлагают цели, ориентиры для политических действий. Идеология нужна постольку, поскольку в жизни необходимо принимать решения по многим вопросам, на которые не всегда может дать ответ наука. Идеология, таким образом, – это другая, нежели наука, форма общественного сознания. А в практической жизни часто принимаются решения, которые или «лучше» или «хуже», в зависимости от того, чему придается большее значение, что в данный момент служит ценностью. Рассматривая идеологию как систему ценностей, можно заметить, как меняются акценты в её характеристике.

Содержание

Введение

Основная часть

Заключение

Литература

Работа состоит из  1 файл

типы идеологий.docx

— 57.11 Кб (Скачать документ)

    Аналогичная система общечеловеческих ценностей  сложилась в китайской цивилизации. Совесть, преданность, сыновья почтительность, гуманность, интеллект, трудолюбие, приверженность к середине – такова иерархия китайской  системы ценностей. Китайская система  ценностей своими корнями уходит в глубокую древность, теоретически она была оформлена Конфуцием  и практически без изменений  функционирует в современном  китайском обществе.

    В христианстве общечеловеческие ценности были изложены в Нагорной проповеди  Иисуса Христа. К ним относились требования равенства людей перед  Богом, любви к ближнему, нестяжательства, нравственного самосовершенствования, искренности, отрицания лицемерия (фарисейства) и частной собственности.

    Актуализация  проблемы общечеловеческих ценностей  характерна и для современного мира. В докладах Программы развития ООН  сформулирована концепция развития человека на основе главных восьми целей мирового сообщества: ликвидации крайней нищеты и голода; обеспечения всеобщего начального образования; равенства между мужчинами и женщинами, сокращения детской смертности; улучшения охраны материнства; борьбы со СПИДом; обеспечения экологической устойчивости; формирования глобального партнерства в целях развития.

    Национально-государственное  самосознание как важнейшая составная  часть мировоззренческой основы идеологии государства – это совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих сущность и специфику представлений членов национальной общности о своей истории, государственности, современном состоянии и перспективах своего национально-государственного развития, а также о роли и месте среди других национальных общностей и характере взаимоотношений с ними. Национально-государственное самосознание включает рациональное осознание своей принадлежности к нации и государству и эмоциональное, зачастую неосознаваемое чувство своей этнической идентичности, принадлежности к своей цивилизационной и государственной общности.

    Национально-государственное  самосознание лежит в основе того, что можно назвать духом, душой, ментальностью народа. В постижении национально-государственного самосознания важно придерживаться правила: не вкладывать в самосознание народа тех взглядов, представлений, чувств, которых сам народ не находит в своей истории. В этом плане, говоря о национально-государственном самосознании белорусского народа, можно выделить такие ментальные характеристики, которые зафиксированы в его исторической жизни, как: чувство братскости с русским народом; единство образа жизни, территориальной целостности, культурной и цивилизационной общности. Для национально-государственного самосознания белорусского народа характерно также признание сильной государственной власти, эволюционности преобразований, ориентации реформ на широкие слои населения, уважительного отношения к историческому прошлому страны, приверженность делу европейской и международной безопасности, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мирового сообщества.

    Патриотизм  – любовь к родине – это еще один важнейший компонент идеологии государства. Он связан со строем чувств, мыслей и действий человека, направленных на служение интересам отечества, готовности защищать его от врагов. Патриотизм является одним из наиболее глубоких чувств человека, которое формировалась на протяжении многих веков и коренится в его национальной матрице. Через патриотизм человек постигает смысл своей жизни, сопричастность мировому историческому процессу. Как говорится в «Повести временных лет», лучше на родине лечь костьми, чем на чужбине быть в почете! Именно любовь к родине делает человека по-настоящему счастливым. Ю.А.Гагарин говорил, что счастье – это тогда, когда у тебя есть Родина. Любовь к Родине сродни любви к матери. Когда плохо матери, тогда плохо и сыну, когда плохо Родине, тогда плохо и человеку. «Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой». Это святое чувство, которое возвышает и облагораживает человека, делает его ответственным за социальное и государственное устройство. И где бы человек ни находился, Родина, как и мать, у него всегда одна.  
 
 

 

Заключение

     Идеология – это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются  отношения людей к действительности и друг к другу, выражающих интересы различных социальных классов, групп, обществ. Каждая идеология стремится  к широкому распространению среди  населения путём пропаганды самой  себя. Пропаганда бывает: устная, печатная, наглядная. Эта сторона идеологии  представлена появлением СМИ (средство массовой информации), начавшими своё распространение с середины XIX века. Каждая идеология претендует на то, что именно она даёт верное знание о мире, а различные политические организации стремятся к распространению в обществе своих оценок прошлого и настоящего, и своё представление о будущем.

     Но  на деле любая идеология всегда неполна, всегда излагает только часть породившего  её философского учения, всегда связывает  эту часть с привычными для  народа представлениями. Таким образом, можно сделать следующий вывод:

     а) идеология зависит от исторической ситуации и от культуры народа, среди  которого она распространяется

     б) разные идеологии, построенные на основе одной и той же философии, могут  и противоречить друг другу.

     Идеологии разнообразны по степени популярности среди людей, по размерам, по содержанию. Основными считаются: либерализм, консерватизм, социализм и национал-социализм. Идеологическая функция является одной  из важнейших функций государства, где объектом её воздействия выступает  правовое сознание гражданина и другие формы общественного сознания. Идеологическая деятельность государства помогает аккумулировать общенациональные интересы и реализовывать их в политике государства, способствует мобилизации  материальных, финансовых и людских  ресурсов для использования их в  социально-значимых целях.

     Идеология выступает составной частью культуры, задавая модели восприятия и интерпретации  реальности, а затем и формируя определённое поведение населения, выражающееся уже в конкретные действия. Специфичность идеологии заключается, прежде всего, в том, что она:

     а) в большинстве случаев всегда связана с асимметричными отношениями к власти,

     б) выполняет ряд важных социальных функций, без которых общество не может существовать (ориентации, интеграции, мобилизации, социализации и др.),

     в) в отличие от науки допускает  эмоциональные оценки, подменяя ими  строгие доказательства,

     г) превращается в научную теорию, но опирается не только на научные факты  и процедуры, а на лексические  приёмы, маскирующие за убедительностью  подачи материала его недостаточную  научную обоснованность,

     д) объясняет в терминах «толпы»  ситуацию, которая не рационализирована, но воспринимается как беспокоящая  или угрожающая, то есть предлагает в упрощённом виде способы рационализации таких ситуаций в символической  форме.

     Идеология является системным образованием, включающим в качестве подсистем такие виды идеологий как общественная, национальная, государственная, нравственная, политическая, правовая и другие. Она должна быть светской, основанной на достижениях  современной науки.

     Идеологическая  и политическая картина российского  общества в данный момент довольно пестрая. Судя по наличию политических партий и движений, можно сказать, что в нашем обществе сегодня  соседствуют различные идеологические воззрения – это и марксистско-ленинские, и неоконсервативные, и либеральные, и националистические. Поэтому для создания идеологии выбор достаточно широк. Однако в современном российском обществе слышны призывы к деидеологизации. Упомянутый американский социолог Д. Белл писал, что любая идеология обречена, она сама себя разрушает, в каком-то смысле дает ложную жизнь обществу. Другими словами, объясняется необязательность идеологии в государстве, якобы государство способно функционировать и развиваться без общей идеи. Вряд ли таким образом можно ставить вопрос. Речь идет скорее о создании такой идеологии, ценности которой не подавляли бы человека, его права и свободу, а наоборот, помогали ему ими пользоваться.

     Призывы к всеобщему отказу от идеологии  несостоятельны. Жизнь идеологических доктрин в современном мире отнюдь не прекращается, а продолжается. История  ещё не знает ни одной политической системы, которая бы не была связана  с идеологическими ценностями. Ведь понимание таких общечеловеческих ценностей, как свобода демократии, в различных уголках мира сегодня  неоднозначно. Сегодня мы имеем возможность  говорить о различных типах демократии. Это лишь подтверждает сложность  механизмов регулирования социальными, политическими, правовыми и другими  процессами.

 

     Литература

  1. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова.-Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь.-2004.- 690с.
  1. Основы идеологии белорусского государства : учеб.-метод. пособие / В.В. Шинкарев, Г.В. Корзенко, С.П. Романова и др.; под общ. ред. В.В. Шинкарева. – 3-е изд. перераб. и доп. – Минск: БГПУ, 2008. – 275 с.
  1. Паречина С.Г. Концептуальные основы идеологии белорусского государства: Методическое пособие – 2-е изд., доп. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 68 с.

Информация о работе Типы идеологий