Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:27, контрольная работа
Тоталитаризм является политическим феноменом XX в. Тоталитаризм одно из спорных в науке понятий. Некоторые авторы относят его к определенному типу: государства, диктатуры, политической власти, другие к общественно-политическому строю, третьи к социальной системе, охватывающей все сферы общественной - жизни, либо к определенной идеологии. Очень часто тоталитаризм определяют как политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль за населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу.
ведение……………………………………………………………………..……… 2
1. Понятие и признаки тоталитарного государства……………………………. 3-6
2. Взаимоотношение государства и личности в тоталитарном государстве…7-10
3. Причины возникновения тоталитарных государств…………………….....11-13
Заключение…………………………………………………………………….......14
Список литературы………………………………………………………………...15
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и признаки тоталитарного государства……………………………. 3-6
2. Взаимоотношение государства и личности в тоталитарном государстве…7-10
3. Причины возникновения тоталитарных государств…………………….....11-13
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования данной научной категории определяется тем, что в современном мире существуют два наиболее общих типа общественно-политических режимов: демократические и антидемократические. К числу последних, прежде всего, необходимо отнести тоталитарные режимы.
Тоталитаризм является политическим феноменом XX в. Тоталитаризм одно из спорных в науке понятий. Некоторые авторы относят его к определенному типу: государства, диктатуры, политической власти, другие к общественно-политическому строю, третьи к социальной системе, охватывающей все сферы общественной - жизни, либо к определенной идеологии. Очень часто тоталитаризм определяют как политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль за населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу.
В политической сфере вся власть принадлежит особой группе людей, которую народ не может контролировать. Большевики, например, поставившие перед собой цель свержения существующей системы, с самого начала были вынуждены действовать как конспиративная партия. Эта конспиративность, интеллектуальная, идеологическая и политическая закрытость остались её существенной характеристикой и после завоевания власти. Общество и государство при тоталитаризме оказываются поглощёнными одной господствующей партией, происходит слияние высших органов этой партии и высших органов государственной власти. Фактически происходит превращение партии в решающий стержневой элемент государственной структуры. Обязательным элементом такой структуры является запрет на оппозиционные партии и движения.
1. Понятие и признаки тоталитарного государства
Понятие «тоталитаризм» (от латинского totalis ) означает весь, целый, полный. Оно было введено идеологом итальянского фашизма Дж. Джитиле в начале 20 века. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Лидер итальянского фашизма Б. Муссолини ввел его в политический лексикон. С этого момента начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и гитлеровской Германии с 1933 г.
Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями человеческой жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Понятие «тоталитаризм» (от латинского totalis ) означает весь, целый, полный. Оно было введено идеологом итальянского фашизма Дж. Джитиле в начале 20 века. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Лидер итальянского фашизма Б. Муссолини ввел его в политический лексикон. С этого момента начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и гитлеровской Германии с 1933 г .
В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свои особенности (общие черты, присущие тоталитаризму во всех странах, приведены на рис.1). Вместе с тем есть общие черты, которые характерны для всех форм тоталитаризма и отражают его сущность:
1. Высокая концентрация власти, гипертрофия аппарата власти, ее проникновение во все поры жизни общества. В тоталитарном сознании проблемы « власть и общество» не существует: власть и общество мыслятся как единое неразделимое целое. Актуальными становятся совсем другие проблемы, а именно: власть и народ в борьбе против внутренних врагов, власть и народ- против враждебного внешнего окружения. В условиях тоталитаризма народ, реально отрешенный от власти, верит, что власть выражает интересы глубже и полнее, чем он смог бы это сделать.
Рис.1. Основные черты тоталитаризма
2. Для тоталитарных режимов характерна однопартийность. Существует единственная правящая партия, во главе которой стоит харизматический лидер. Сеть партийных ячеек этой партии пронизывает все производственно-
3. Идеология всей жизни общества. В основе тоталитарной идеологии- рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели ( мировое господство, построение коммунизма и т. д.), которая оправдывает все средства. Данная идеология включает серию мифов ( о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т. д.), которые отражают силу магических символов. Тоталитарное общество предпринимает широчайшие усилия для идеологической обработки населения.
Содержание
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие и признаки тоталитарного государства 5
Глава 2. Взаимоотношение государства и личности в тоталитарном государстве 9
Глава 3. Причины возникновения тоталитарных государств 23
Заключение 26
Список литературы 28
Литература
Список литературы
1. Баранов В.М. Общая теория права.- Р-н-Д: Феникс, 2001- 349с.
2. Бутенко А.П. Социологические вопросы истории и теории тоталитаризма // http://www.xserver.ru/user/
3. Загладин Н.В. Тоталитаризм и демократия : конфликт века // Кентавр, 2002, №5, 6.
4. Игрицкий Ю.И. Тоталитаризм вчера, сегодня, завтра? // Полис. 2005. - №4.
5. Кутафин О. Е. Основы государства и права. М.:. Юнити, 2003.- 290с.
6. Мурашко Г.П.К дискуссии о типах тоталитаризма //Вопросы истории, 2001, №8.
7. Перевалов В.Д. Теория государства и права.- М.: Высшее образование., 2008.- 379с.
8. Поспеловский Д. Тоталитаризм и вероисповедание. // Закон, 2002.№5.
9. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. -М.: Юрайт, 2006, - 421с.
10. Толстиков В. С. Рабочий класс и тоталитаризм. //Социологические исследования, 2004, № 1.
11. Фридрих К., Бжезинский 3. Тоталитарная диктатура и автократия // Тоталитаризм: Что это такое? (Исслед. зарубеж. политиков). - М.: ИНИОН, 2003. 115с.
Введение
Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим – это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно.
Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е века. Категория, «политический режим», по мнению некоторых ученых; в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического (государственного) режима.
Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах – государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим.
Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).
В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т.д.
Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.
Авторитарный режим может существовать в разных формах. Но при любой форме авторитаризма государственная власть реально не формируется и не контролируется народом.
Разновидностью авторитарного режима является тоталитарный режим.
Определение и признаки тоталитарного режима
Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство от демократических государств и искали четкое определение социалистической государственности. Понятие “тоталитаризм” означает весь, целый, полный (от латинских слов “TOTALITAS ”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый). Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале 20 в. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте.
Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика и вся общественная жизнь государства. Тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях – послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в защите, поддержке и заботе государства, выступают его социальной базой.
В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над личностью. Эта стадия породила монополизацию экономики и одновременно усиление государственной власти, ее регулирующих и контрольных функций. Индустриальная стадия способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, а именно, формированию коллективистского мировоззрения, сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. И, наконец, важную роль играли политические условия, к которым относятся появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений.
Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.
Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем народа», в большинстве случаев харизматическим, а также стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. При этом власть и народ мыслятся как единое целое, неразделимое целое, актуальным становится народ в борьбе против внутренних врагов, власть и народ против враждебного внешнего окружения.
Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.
В основе тоталитарной идеологии – рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и т.д.).
Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.
В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.