Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:33, курсовая работа
Всякое государство в процессе своей жизни осуществляет ряд весьма сложных заданий и целей, развивает некоторую целесообразную деятельность. В этой деятельности нужно прежде всего различать те цели, которые ставит себе государство, и затем те средства, при помощи которых государство эти цели осуществляет. Что касается первых, то при универсальности государственной власти научное притязание на общеобязательную их классификацию представляется делом совершенно невозможным.
1. Введение.
2. Функции и обеспечивающая их структурная организация государства
2.1. Понятие, содержание и признаки функции государства.
2.2. Общесоциальное, классовое и национальное в функциях государства.
2.3. Эволюция функций государства.
2.4. Классификация функций.
2.5. Структура государства, обеспечивающая выполнение функций.
2.6. Государственный аппарат. Бюрократия и функции государства. Функции государства, государственной власти, органа государства.
3. Функции Российского государства на современном этапе.
3.1. Понятие и содержание функций государства.
3.2. Классификация и эволюция функций Российского государства.
4. Учение о государственных функциях.
4.1. Самопровозглашение.
4.2. Назначение и выборы..
4.3. Функции верховного управления.
4.4. Законодательные функции.
4.5. Функции, обусловленные главенством закона в государстве.
5. Заключение.
6. Список литературы..
К числу таких глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, которая переросла территориальные пределы одного государства. Объединение международных усилий в этой области осуществляется для
а) предупреждения промышленных аварий;
б) готовности к чрезвычайным ситуациям и для раннего оповещения о них; в) снижения серьезных последствий катастроф.
Мировое
сообщество заинтересовано также во
всеобщей охране природных ресурсов
и окружающей среды от крупномасштабного
вреда, причиняемого токсичными выбросами
промышленного производства, утечкой
нефти из танкеров и нефтепроводов,
загрязнением радиоактивными отходами
и др. Всеобщая озабоченность в сохранении
сырьевых и энергетических ресурсов привели
к международно-правовой договоренности
о согласовании национальной политики
отдельных стран в области энергетики
и ископаемого топлива.
4.
Учение о государственных
Учение о государственных функциях сложилось в западном государствоведении под исключительным влиянием культа законности в государстве. Это чисто политическое учение требовало, чтобы основной и главной деятельностью государства было издание законов как общих норм. Все остальные деятельности государства должны быть подзаконными и, следовательно, не должны играть какой-либо самостоятельной роли. Таким образом, получилась чрезвычайно упрощенная классификация, государственных функций, которая классически была сформулирована Монтескье в XI гл. его «Духа законов», и отсюда перешла как общее место в западную теорию государства, где она господствует и доныне. Согласно этой классификации государственные функции разделялись:
1) на законодательные,
2) на исполнительные (исполнение законов).
Причем в качестве некоторой поправки допускалось, что исполнительная деятельность может быть разбита на два вида:
а) на исполнение в тесном смысле слова,
б) на судебную деятельность.
Государство есть прежде всего организованное общество, и его властные акты имеют в виду создание властной организации, ее конструирование. Таким образом, нужно в первую очередь назвать те властные акты, при помощи которых образуются официальные носители власти в государстве как верховные, так и подчиненные. Это и будут организационные функции государства, учение о которых в современной теории излагается в отделе о подзаконных организационных указах. Между тем в государстве зачастую наблюдается организационная деятельность предзаконного, дозаконного характера. Происшедшие во время и после войны революции дают нам примеры таких предзаконных организационных функций. Образование временных правительств после крушения старого строя всегда является организационным актом, в основе которого не лежит предшествующий ему закон. В значительной степени неподзаконно и образование Учредительных собраний и т.д.
4.1. Самопровозглашение
Самопровозглашение является тем наиболее первичным властным актом, посредством которого устанавливается существование верховных официальных носителей государственной власти. Так самопровозглашает себя главой государства отдельный человек, явившийся родоначальником вновь возникшей монархии. Так самопровозгласили себя императорами Наполеон I и Наполеон III, так самопровозгласил себя великий князь Московский государем всей России. Но так же самопровозглашает себя и та совокупность лиц, которая становится официальным органом государства под именем «голосующего корпуса граждан».
4.2.
Назначение и выборы
Это суть организационные формы властной деятельности, посредством которых образуются вторичные носители власти в государстве: назначать или выбирать может только некто, уже обладающий верховной властью и к тому управомоченный. Там, где нет первичного носителя власти, не может быть выполнен ни акт назначения, ни акт выборов. Теория новейшего западного демократического государства придала этим двум актам смысл некоторой принципиальной противоположности, отделяющей государство народное от государства автократического. Первое все покоится на избрании, второе — на назначении.
4.3.
Функции верховного управления
Деятельность
управления в государстве новой
европейской культуры имеет строго
подзаконный характер, и юридическая теория
государства обычно не знает никакого
самостоятельного понятия управления
как совокупности внезаконных или надзаконных
властных государственных актов. Современная
теория государства не замечает условно
исторического характера того различия,
которое проводится в этом отношении между
деятельностью управления и законом. Различие
это совершенно отсутствовало в государствах
других эпох и других культур. Уже учреждения
абсолютной монархии могут убедить, что
в пределах ее деятельность управления
нельзя считать простым исполнением законов,
так как в названной исторической форме
государства не создалось еще точного
закона и не выкристализировались еще
отличия между законом и подзаконным указом.
Вообще говоря, если взять государство
в широких исторических перспективах,
то для властных проявлений его деятельности
характерно отнюдь не издание каких-либо
норм, будь то нормы общие или нормы частные,
изданные по поводу какого-либо определенного
индивидуального жизненного случая, для
властной деятельности государства характерно,
скорее, издание единичных приказов, которые
только в довольно условном смысле могут
быть названы «нормами». Объявление войны,
например, этот исторически обычный в
практике властный акт — вовсе не есть
норма. Под нормативным же фактом он понимает
различные повеления, запреты и иные изречения,
которые не суть законодательные нормы,
но особого рода действия и поступки людей,
имеющие быстро преходящий, исчезающий
характер. Нормативные факты как бы уже
не существуют после произнесения соответствующих
слов или подписания соответственного
документа, тогда как нормы представляются
как нечто длительное или постоянно существующее.
Нормативные факты, сами не будучи нормами,
могут вызвать в жизни целый ряд норм различного
содержания, например акт объявления войны
— целый ряд законов, касающихся уголовных,
гражданских, полицейских, хозяйственных
отношений.
4.4.
Законодательные функции
Законодательные функции о которых мы имели случай говорить, когда излагали теорию закона и которые сводятся к изданию различных установлений особо повышенной силы действия. Издавая такие положения, государство как бы особо подчеркивает связанность своей воли тем, что ею было принято и положено. Поэтому начало законности в государстве и осуществляется прежде всего тогда, когда граждане чувствуют, что изданные постановления обязывают не только их самих, но и тех, кто их издал. Законность противопоставляется произволу, при господстве которого исчезает чувство связанности и начинает преобладать ощущение непрочности установленного порядка, который может быть изменен в любой момент и без всяких на то серьезных мотивов. Фактическое проведение законности в государстве требует не столько торжественных деклараций о «ненарушимости» законов, сколько создания кадра лиц, которые действительно выработанными современным конституционным правом. Современная теория считает, что единственным способом издания государственного акта повышенной силы является тот, который сводится к четырем моментам:
а) инициативе или почину со стороны уполномоченных лиц,
б) обсуждению в парламенте,
в) санкций главой государства,
г) публикации в установленном порядке.
4.5.
Функции, обусловленные
Закон, как было уже сказано, есть изданный в особо торжественной форме государственный акт. Необходимость издания особо торжественных актов объясняется желанием особо закрепить некоторые государственные волеизъявления, придать им особо ненарушимый характер и тем самым создать прочные устои для государственной жизни. Так как в значительном количестве случаев подобная потребность лучше всего удовлетворяется путем издания общих по своему содержанию норм, то законы весьма часто имеют характер общности, которая, по выражению Лаванда, составляет naturale, а не essentiale законов (то есть признак, обоснованный фактически, но не логически необходимый).
а) Закон
прежде всего требует исполнения, и начало
законности в государстве создает особый
родисполнительной деятельности как подзаконной
области управления. Есть два рода такой
подзаконной деятельности государства
— свободная и связанная. Закон может,
с одной стороны, ограничиваться выставлением
некоторых общих принципов деятельности,
предоставив исполнителям некоторый бланкет
в исполнении частностей. Так возникают
исполнительные функции, основанные на
свободном усмотрении в пределах, положенных
законом. б) Закон требует, далее, восстановления
нарушенного порядка тогда, когда закон
не соблюдается. Это составляет вид государственной
деятельности, которая называется судебной. Она
должна быть выделена в особую категорию,
потому что для нее существенен момент
реакции на нарушение закона, который отсутствует
в исполнительных актах. Суд имеет дело
не с проведением в жизнь непосредственной
воли закона, но с утверждением этой воли по
особому, частному случаю — по случаю несоблюдения
этой воли. Поэтому судебный приговор
и имеет характер такого властного акта,
который как бы подтверждает закон, констатирует
его и изъясняет. Судебные акты суть как
бы особый вспомогательный род деятельности
по отношению к законодательству. По отношению
к простой исполнительной деятельности
судебный приговор зачастую имеет значение
руководящее, поскольку исполнители должны
считаться не только с текстом законов,
но и с теми применениями, которые установил
суд по поводу различных конкретных правонарушений.
В этом смысле судебные акты могут быть
очень близки к актам законодательным,
создавая как бы особое субсидиарное законодательство,
построенное на принципах, выработанных
в официальном законе. Такова, например,
практика верховных судов, которым предоставлено
право окончательного толкования законов.
Отдельные толкования этих судов, особенно
в случаях пробелов в официальном праве,
могут иметь законодательный характер.
Но и в судах низшей инстанции, если им
предоставляется право свободного толкования,
судья может выступать в роли законодателя,
каковым был, например, римский претор,
каковым является современный английский
судья, в известных пределах судья советский
и каковым должен быть всякий судья по
учению школы «свободного права». Нужно
всегда помнить, что какова бы ни была
свобода судебного усмотрения, все же
мы имеем здесь дело с подзаконными
в) Наконец,
с особой формой подзаконной деятельности
мы имеем дело тогда, когда закон устанавливает
известный порядок для пересмотра и изменения
самих принципов, положенных в основание
какого-либо государственного строя. Это учредительные функции,
которые следует отличать от простых законодательных.
Законодательство имеет дело с изменением
законов в установленном порядке, а учредительные
акты имеют в виду изменение самого порядка
издания законов.
5.
Заключение
Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.
Таким образом, на основаниии всего вышеперечисленного можно сделать вывод: внешние функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести переностися в сферу экономики, поэтому в деятельности государства приоритетное место занимает экономическая функция, в других - в область политики, отсюда - повышенное внимание к реализации функции государственной власти и т.д. Исчезают одни функции, возникают другие. Поэтому, классификация функций, которая приведена в данной курсовой работе не является конечной для Российского государства.
Конечно, такая тема как “внешние функции государства” будет актуальной и через несколько десятков и даже сотен лет, пока существует такой институт как государство. По данной теме существует множество вопросов, часть из которых я попыталась раскрыть в данной работе. Это такие как: более подробная проработка каждой из приведенных в классификации функций, анализ различных теорий классификации функций государства, обработка и анализ материалов последних лет относительно данной темы и многие другие. Я думаю, что данная тема еще не “исчерпала” себя, и еще будет подвергнута всестороннему анализу в различных рефератах и научных работах.
В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.
Таким
образом, из рассмотренных нами функций,
мы видим, что государство является
не только аппаратом подавления, представителем
интересов господствующего
6. Список литературы.
1. Декрет II Всероссийского Съезда Советов от 28 октября 1917, Собрание Узаконений, № 1.
2. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. – М.: Аграф. – 1998.
3. Венгеров А.В. Теория государства и права. – М.: Юриспруденция. – 1999.
4.
Петражицкий, О.с.,II,стр.36.
5. Л.А. Морозова. Функции Российского государства на современном этапе. // Государство и право. – 1993. - №6.
6. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. – М.: Аграф. – 1998. – с. 549-562.
7. Венгеров А.В. Теория государства и права. – М.: Юриспруденция. – 1999. – с. 140-157.
8. Л.А. Морозова. Функции Российского государства на современном этапе. // Государство и право. – 1993. - №6. – с. 98-108.
9. Петражицкий, О.с.,II,стр.36.
10. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. – М.: Аграф. – 1998. – с. 562-573.