Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:32, курсовая работа
Больше внимания в моей работе уделено федеративному устройству и его проблемам. Это не случайно. В настоящее время федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Также это самая сложная организация территориального устройства, требующая пристального внимания для решения существующих в таких государствах проблем.
Введение 3
I. Форма государственного устройства: понятие, виды и значение для формы государства 6
II. Унитарное государство 8
1. Понятие и признаки 9
2. Виды унитарных государств 10
III. Федеративная форма государства 12
1. Понятие, признаки, задачи и принципы образования федерации 12
2. Виды федераций 16
IV. Конфедеративная форма государственного устройства 22
1. Понятие, признаки и особенности конфедерации 22
2. Межгосударственные и союзные образования 25
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Список нормативно-правовых актов 32
Конкретным проявлением и вопло
С
принятием Конституции 1787 года США
из конфедерации превратились в федеративное
государство. Создание федеративного
государства отвечало интересам
образования и функционирования
эффективной государственной
По Конституции все вопросы, связанные с предметом ведения штатов и центра, строго распределены. В тексте Конституции перечислено, что именно отнесено к ведению федерального парламента — конгресса (раздел 1 и 8 ст.1) и что запрещено отдельным штатам (раздел 10 ст.1). В тексте определено, что все то, что не отнесено Конституцией к полномочиям федерации, остается в компетенции субъектов федерации.
К ведению федерации отнесены важнейшие полномочия в сфере финансов и налогообложения, внешней политики и обороны, патентное и авторское право, федеральное судоустройства, порядок приобретения американского гражданства и некоторые другие вопросы. Также в США действует принцип верховенства федерального права.
Существует два вида федераций: национальная и территориальная. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.
Итак, можно выделить признаки как территориальной, так и национальной федераций.
Территориальная:
Примером территориальной
Национальная:
В настоящее время национальной федерацией является Индия.
Ряд исследователей выделяет также смешанный тип федеративного устройства, к такому типу относится форма государственного устройства России. Применительно к российскому федерализму существует понятие «асимметричной» федерации, т.е. федерации, в которой правовой статус субъектов различается. Но об этом в следующем пункте моей работы.
Конфедерация - форма государственного устройства, при которой госyдаpства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).
Как формы союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме, в настоящее время не существует нигде, а разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства. По сути, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения . Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), аконфедерации с многонациональным составом (Австро-Венгрия, Норвегия и Швеция, Сенегамбия и ряд других) распались. Велико значение и экономических факторов. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое. Наиболее известны две конфедерации - североамериканская и швейцарская. В настоящее время Европа стремится к конфедерации (но только в экономическом вопросе)
США: С момента обретения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное государство, в котором практически вся власть сохранялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией - Статьи Конфедерации. Статьи Конфедерации предусматривали орган представительной власти - Конгресс конфедерации, в котором каждый из штатов имел один голос. Конгрессу делегировались следующие полномочия: право объявлять войну, заключать договоры и вступать в союзы, формировать армию, чеканить монету, делать займы и т. д. Наиболее важные полномочия осуществлялись с согласия 9 из 13 штатов. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (Взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, "соразмерным с числом белого населения". Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость - Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы. Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения - таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787 г., учредившая федеральную форму государственного устройства.
Швейцария: Сходна была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.
Опыт истории
1. Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров;
2. Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом;
3. Конфедерация не обладает
4. Предметы ведения конфедерации
ограниченны перечнем
5. В конфедерации
образуются не все
6. В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства;
7. Постоянно действующие
государственные органы
8. Субъектам конфедерации
принадлежит право
9. Бюджет конфедерации формируетс
10. Субъекты конфедерации имеют
право устанавливать
11. Как правило, в конфедерациях
отсутствует единая система
12. Воинские формирования
13. В
конфедерации нет союзного
Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.
Существует мнение, что конфедерация может стать со временем весьма распространенным явлением. Алексеев С.С. пишет: "Не исключено, однако, что конфедерация (и даже конфедеративное государство) окажется в будущем конструктивной моделью государственного устройства, в особенности в условиях, когда распадаются государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты федерации, такие, как СССР, Югославия".
Межгосударственные
Распад в 1991 году СССР не выстроил каменных стен на границах бывших союзных республик. Объективные законы исторического развития оказались сильнее амбиций политиков. Россия с ее огромными материальными и людскими ресурсами стала центром экономической интеграции, желанным потребителем неконкурентоспособной на мировом рынке продукции стран «ближнего зарубежья». Политический авторитет России позволяет ей с большими или меньшим успехом осуществлять миротворческие операции в горячих точках бывшего союза, выступать посредником в мирных переговорах между воюющими государствами.
Взаимоотношения с «ближним зарубежьем» подвержены влиянию как внутренних, так и внешних факторов. Сиюминутные политические выгоды от предвыборных обещаний вернуть прежнюю спокойную жизнь в рамках СССР, решить одним махом проблему соотечественников в других республиках оборачивается недоверием со стороны соседей, желанием заручиться поддержкой более сильных стран на случай непредсказуемого развития событий. При этом не остаются в стороне и другие страны. Включение ими в сферу своих интересов государств-участников СНГ становится причиной острых дипломатических конфликтов. Тем не менее, Россия продолжает сохранять свое главенствующее положение в СНГ и дальнейшее развитие событий в этой области во многом зависит от мудрости, терпения и гибкости политики нашего государства.
За время существования Содружества был подписан ряд соглашений, касающихся вопросов обороны и охраны границ, денежно-финансовой политики, промышленности, транспорта, охраны окружающей среды.
Итак, Содружество Независимых Государств – это межгосударственное объединение, образованное Белоруссией, Украиной и Россией. В соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает свое существование, заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других, Армения, Казахстан, Молдавия, Таджикистан, областях. 21 декабря 1991 года к Соглашению присоединились Азербайджан Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Украиной и Россией в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. В 1993 принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.