Виды монархий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:48, контрольная работа

Описание

Монархия - В переводе с греческого означает единовластие. Она является одной самых древних форм правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Хотя в современном мире - это означает не просто власть одного, а власть наследуемая. Она нередко обожествляется (монарх - помазанник Божий). Правда ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов, чаще насилия, изредка приглашения, то есть вполне земных процедур.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 30.09 Кб (Скачать документ)
 

 Введение.

 

   Монархия - В  переводе с греческого означает единовластие. Она является одной самых древних форм правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Хотя в современном мире - это означает не просто власть одного, а власть наследуемая. Она нередко обожествляется (монарх - помазанник Божий). Правда ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов, чаще насилия, изредка приглашения, то есть вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств. Можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала девятнадцатого века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов. Даже в современном мире, несмотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления спор между ней и монархией продолжается.

 

Исторические  разновидности монархий.

 

   Монархия как  форма правления весьма неоднородна, и показала на протяжении веков свою гибкость и изменчивость, качества, благодаря которым ей и удается  существовать в современных высокоразвитых демократических государствах. Рассмотрим разновидности монархий. 
   Патриархальная монархия (традиционная). 
   Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа (традиционный монарх воспринимается как отец своих подданных).  
   Патриархальная монархия, так же, как и сакральная, имеет один древний обычай - принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Мифологическое наследие подобного рода изложено в классическом труде Р. Грейвса "Греческая мифология". Он пишет, что память о жертвоприношении царя достигла времен греческой и римской цивилизаций, но уже в замещенной форме (т.е. сохранились символические обряды).  
   Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом - так она и воспринимается в христианском богословии

Сакральная  монархия.

 

   Сакральная монархия - это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она  нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава  патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто  связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем  и Среднем царстве Египта, где  основной функцией фараона была жреческая.  
   Многовековая история сакральных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов королевская кровь считалась настолько священной, что даже незаконнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. Можно также вспомнить одну из причин принятия Русью христианства - обожествление власти монарха.

Деспотическая монархия.

 

   По-гречески, слово "деспот" означает "владыка", "повелитель". Деспотическая монархия складывается в милитаризированных обществах. Если сакральный монарх по происхождению - жрец, то деспотический - генерал. В деспотических монархиях  мы видим реально сильную монархическую  власть в сочетании с ограждением  чувства собственного достоинства  и прав подданных. Как уже говорилось, подданные в таких монархиях - народ-войско. 
   Классическими деспотическими монархами были ассирийский царь, армянский царь Древности и Раннего Средневековья, а также хан тюркской или монгольской орды (выборный деспотический правитель). Впоследствии такая форма монархии выродилась в военную диктатуру, свойственную странам, где государственный переворот был совершен военными.

Сословно-представительная монархия.

 

   Изучение феодального  общества невозможно без глубокого  осмысления форм его государственного развития. Любая социально-экономическая  формация, в том числе и феодальная, представляет собой сложный общественный организм, в котором производственные отношения взаимодействуют со своей надстройкой в виде государства, права и идеологии обретая с их помощью плоть и кровь. Сословная монархия, или феодальная монархия с сословным представительством 
   представляет одну из известных феодализму форм государства, сложившуюся в условиях политической централизации. Политическая эволюция государства на этом этапе обнаруживает такие своеобразные социальные структуры феодального общества, которые отличает характерные соединения не только классовых, но и сословных различий.  
   Такая форма монархии в истории встречается чаще всего. Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты. В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству. 
   Для восточно-арийских обществ характерно включение царя в сословие, только не в высшее, а во второе - в воинское.  
   В западной традиции сословных обществ монарх был надсословен. Можно даже предполагать, что в ахейских обществах аристократия была сильнее монархии, и все же царский род выделялся и обособлялся. 
   Точно так же в традиции Руси до монгольского нашествия князья являлись своеобразно обособленным сословием, отстраненным от аристократии - бояр.  
   Надо отметить, что сословным обществам монархия, безусловно, полезна, потому что монархический принцип позволяет главу государства сделать надсословным, а следовательно, сделать его судьей в случае межсословных конфликтов. 
   В лучшие периоды отечественной истории мы можем наблюдать монархию сословную. С созданием единой России, был осуществлен переход к сословно-представительной монархии (в XVI-XVII вв. царь правил с аристократической Боярс 
кой думой и сословным представительством - Земским собором).    Распространенно мнение историков, что сословное представительство и тем самым сословно-представительные монархии складываются в процессе борьбы за объединение государств против феодальной раздробленности. Нередко встречаются упоминания (это характерно для Западной Европы), что короли боролись с крупными феодалами, опираясь на парламент мелкого дворянства и горожан (бюргеров). В истории России тоже можно проследить такие тенденции. Становление сословно-представительской монархии в нашей истории пришлось как раз на становление Руси, как единого государства, что только способствовало укреплению. Она уже не существует, однако в отдельных странах сохранились ее реликты (пережитки), закрепленные государственным правом. Сословное представительство представляет собой принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений представляют не все население страны или ее отдельные территориальной части, а закрытые социальные группы - сословия, от которы 
х эти депутаты непосредственно избираются (или назначаются). Сословное представительство было исторически первой системой представительства (в Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII в.) и просуществовало во многих государствах Европы вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступило место национальному представительству. В настоящее время рудиментом сословного представительства является, например, Палата Лордов парламента Великобритании, где заседают наследственные и личные духовные и светские лорды, т.е. представители духовенства и дворянства. Отсюда следует, что парламенты появились в процессе борьбы за единство государства. Первый датируемый в Западной Европе парламент - Кортесы Кастилии (1185 г.). Первый датируемый опыт парламентаризма в отечественной истории - Земский собор кн. Всеволода III - Большое Гнездо (1211 г.), то есть наш парламент на 54 года старше английского, созванного впервые в 1265 г. Сословно-представительные монархии преобладают в Западной Европе XIII-XVI вв. В отечественной истории эта форма правления держится с середины XVI и до конца XVII вв. Впрочем, строго говоря, сословно-представительная монархия - это уже составная политическая система.

Современная абсолютная монархия.   

Абсолютная монархия представляет собой разновидность  монархической формы правления, характеризующуюся юридическим  и фактическим сосредоточением  всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха (по формуле Петровского  Воинского устава - "самовластный монарх, который никому на свете  о своих делах ответу дать не должен"). 
   Принцип абсолютизма генетически связан с тремя заметными историческими явлениями: с бюрократизацией, отходом от христианских основ и этатизмом. 
   Большому государству свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна монархия с бюрократией. Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы. В XVII столетии она стала страной классического абсолютизма. 
   Абсолютная монархия связана с антихристианскими тенденциями эпохи Возрождения, а эпоха Просвещения вся была посвящена дехристианизации западноевропейской культуры. Существовал так называемый "просвещенный абсолютизм", который, подозреваю, означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из приближенных "просветителей". 
   В эпоху Просвещения существовал принцип общественного договора в варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его в том, что в интересах дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип был реализован в абсолютизме. 
   В настоящее время в мире сохраняются 7 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.  
   Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.  
   Ватикан - город-государство, расположенный в Риме, на холме Монте-Ватикано. Территория 0,44 кв. км. За пределами государства, в Риме на правах экстерриториальности находятся 13 зданий и замок Гандолфо (летняя резиденция Пап). 
   Ватикан - абсолютная теократическая монархия. 
   Глава государства - избираемый пожизненно коллегией кардиналов Папа Римский. С 16.10.1978 г. на престоле находится Иоанн Павел II. Ему принадлежит законодательная и судебная власть. Функции премьер-министра исполняет государственный секретарь. Административное управление территорией осуществляет губернатор, назначаемый Папой. Высший консультативные органы - Вселенский Собор римско-католической церкви (последний раз созывался в 1962 - 65 гг.), коллегия кардиналов и епископский собор. 
   Практическое руководство религиозной, политической и экономической деятельностью осуществляется римской курией. В ее составе - секретариат, совет по государственным делам, 10 конгрегаций (духовных ведомств) и другие службы. 
   Охрану резиденции несет швейцарская папская гвардия. 
    Численность населения - 870 чел., в основном служащие государственных учреждений и персонал музеев (1999 г.). 
   Ватиканское гражданство имеют около 400чел. 
   Государственная религия - католицизм. 
   Государственные языки - латинский и итальянский. 
    Ватикан владеет огромными капиталами. Его вклады в итальянские банки составляют около 32 000 млрд. лир. Ватикан владеет акциями многих компаний в электронной, химической, текстильной, пищевой отраслей промышленности по всему миру. Имущество Ватикана в США оценивается в 40 млрд. дол. Ватикан - крупный земельный собственник. Значительная часть доходов поступает в Ватикан в виде налогов на церковь, доходов от иностранного туризма, продажи почтовых марок. 
   До 1870 г. под управлением Пап находилась область в центральной Италии, включая Рим (папская область). В 1870 г. войска Итальянского королевства вторглись на территорию папской области и присоединили ее к остальной Италии. Под властью Пап остался только западный район Рима - Ватикан. В 1929 г. между Италией и Ватиканом были подписаны Лактеранские соглашения. В них были урегулированы государственные и финансовые отношения между сторонами. Соглашения действуют и поныне.    

3. Современная Конституционная  монархия.    

Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы  правления, при которой власть монарха  ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент  и независимые суды. Характерными институтами данного вида монархии являются т.н. контрассигнатура и цивильный лист. 
   Контрассигнатура представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. Формально она объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Контрассигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление контрассигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах. 
   Цивильный лист - сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных монархиях. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен. 
   В зависимости от степени ограничения власти монарха конституцией различают дуалистическую и парламентарную монархии.

Дуалистическая  монархия.   

В ряде стран  Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). Это первоначальная форма  ограниченной (или конституционной) монархии. Здесь мы наблюдаем уже  возникающее или довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной. Отличие дуалистических монархий от парламентских состоит в сосредоточении в руках монарха бoльших полномочий в сфере государственной власти. Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Власть монарха ограничена конституцией. 
   Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной частью их (если избирательное право цензовое). Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. 
   Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето (от лат. veto - запрещаю). Этот акт не позволяет закону вступить в силу. Монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, т.е. может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона. А главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м. 
   Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя свое правило устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством или через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.    Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением.    Одним из представителей современной дуалистической монархии является Таиланд.    Свое начало тайская монархия берет в 1238г., году основания тайского королевства в городе Сукотай и коронации первого тайского короля. Первый тайский король, впрочем, был в свое время мелким князем и вассалом кхмерской империи, и для укрепления своего авторитета он еще женился на кхмерской принцессе. В дальнейшем в Таиланде сменились несколько династий. Правящая сейчас династия Чакри появилась в 1782г., когда после разгрома Аюттайи бирманцами, страна погрузилась в темные года. Тайский генерал, впоследствии король-основатель династии Рама I тогда смог победить Бирму и вытеснить их войска за пределы страны. Государство было возрождено, столица перенесена в Бангкок. Нынешний король страны Рама IX (Bhumibol Adulyadej, полное имя с титулом - Phrabaatsomdet Boramintaramahaphumiphonadunyadet) является девятым королем династии Чакри. Он родился в 1927г. в США и получил образование в Бангкоке и Швейцарии. Тайланд определяется как конституционная монархия.    В Конституции Таиланда записано, что король восходит на престол не по закону, а "согласно уважаемой традиции" и не подвергается любого рода наказаниям. Его королевское величество взошел на престол в 1946г. после преждевременной смерти своего брата, который правил всего год.    В 1996г. Таиланд отмечал 50-летие правления Рамы IX.    По закону ли или согласно традиции большинство простых тайцев воспринимают короля как нечто типа полубога; монархия наряду с религией и национальным единством очень высоко ставится в тайском обществе. Негативные отзывы о тайском короле как осуждаются обществом, так и преследуются по закону. Наказание за оскорбление личности короля и членов королевской семьи - 7 лет тюрьмы, поэтому всеми путеводителями насчет монархии рекомендуется отзываться либо уважительно, либо никак.     В то время как позволяется критика правительства и даже культуры (но не буддизма), считается сильным оскорблением нации и монархии не вставать при звуках национального или королевского гимна. Королевский гимн (кстати сочиненный действующим королем Таиланда, который помимо всего еще и музыкант) исполняется только в кинотеатрах перед фильмами; вся публика должна прослушать королевский гимн от начала и до конца стоя.    

  Парламентарная монархия   

В отличие от дуалистической парламентарная монархия является довольно распространенной формой правления. Она существует сегодня во многих странах мира (Великобритания, Испания, Япония и др.). Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят в основном представительный характер. Кроме того, он обладает своеобразной функцией государственного нотариуса, скрепляя своей подписью все важнейшие государственные акты.     При этом его полномочия ограничиваются формальной проверкой правильности оформления акта. Влиять на материальное содержание того или иного документа монарх, как правило, не может. В силу этого, а также исходя из принципа "монарх не ответственен" (монарх не может нести политическую и юридическую ответственность за свои действия), подпись монарха обязательно нуждается в контрасигнации (т.е. должна предварительно скрепляться подписью премьер-министра или ответственного министра). Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха. На практике все акты монарха готовятся правительством. Монарх скрепляет своей подписью и законодательные акты, однако правом вето в отношении принятых парламентом законов он, как правило, не обладает. Объем полномочий монарха в странах с парламентарной формой правления неодинаков. Он варьируется от практически полного отстранения монарха от участия в государственной деятельности и сведения его полномочий к функциям внешнего представительства (Швеция) до наделения более обширными полномочиями (Испания, где король согласно конституции 1978 г. является главнокомандующим испанской армией). Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.    

Полномочия монарха  могут включать в себя и некоторые "резервные", так называемые спящие прерогативы на случай возможных  политических кризисов (Великобритания, Бельгия, Нидерланды).    Монарх не получает заработную плату. Деньги на содержание монарха и его семьи ежегодно выделяются отдельной строкой в государственном бюджете и эта строка именуется "цивильным листом".    

Заключение.   

В последние  годы процесс "республиканизации" заметно замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Румыния, Болгария, а в какой-то степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной, на восстановление монархии смотрят как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Всерьез рассматривается вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху. В отдельных случаях попытки восстановить монархию предпринимаются и дикторами-авантюристами (классический пример - провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.  
   Разговоры о том, что в России сейчас просто необходимо восстанавливать институт монархии имеют под собой достаточно веские основания, но не лишены некоторой доли откровенного авантюризма. За время существования СССР я лишний раз убедилась, что стабильность политических систем в России напрямую зависит от чисто экономических факторов. Советская система, несмотря на кажущуюся разветвленную систему делегирования полномочий, от монархической отличалась не сильно. Чем Сталин отличался от, скажем, Ивана Грозного и Петра I? Не трудно заметить, что именно жесткое единоличное правление в большинстве случаев позволяло нашему государству добиваться успехов, пусть и ценой гражданских свобод. В настоящее время не имеет смысла говорить непосредственно о монархии; я считаю, во-первых, нужно наделить президента большими полномочиями, а, во-вторых, дать возможность народу влиять на коньюктуру власти, в области которой у нас наметилась крайне неприятная тенденция. 
   Кроме этого, необходимо предпринять ряд существенных шагов в преобразовании экономической системы страны. Возвращаясь к идее восстановления монархического строя в России, могу привести цитату из Макиавелли, которой говорил, что "за любой политической идеей нужно искать заурядный интерес к вещам". Кому это нужно - вопрос открытый, но, к счастью, моей курсовой работы не касается. А монархия, как это не печально, является лишь достоянием нашей истории, будущего для этого строя в России уже нет.
 

Информация о работе Виды монархий