Влияние права на религию
С разделением
религиозных и правовых норм возникают
коллизии религии и права. Верующий человек
может оценивать право с точки зрения
норм своей религии, а законопослушный
гражданин может оценивать нормы той или
иной религии с точки зрения господствующего
права. И не всегда эти оценки позитивны.
Между религией и правом в светском государстве
складываются сложные взаимоотношения.
Влияние права на религию в известной
мере специфично. Так, конституция Российской
Федерации, федеральный закон «О свободе
совести» гарантируют свободу совести
и вероисповеданий, равноправие концессий,
возможность для верующих замены военной
службы альтернативной гражданской службой.
В то же время, сегодня становится очевидным,
что право не должно быть безучастно к
«причудливым» формам пользования свободой
совести и, в частности, к оккультным религиям
и тоталитарным сектам, подавляющим личность
и путём зомбирования превращающим её
в слепого исполнителя воли «гуру», «учителя»
и стоящих за ними тёмных сил. Право в этой
ситуации должно быть настороже, иначе
неизбежен синдром «Аум Синрике». 20 век
возродил религиозные движения, содержащие
в себе основания для своеобразного понимания
справедливости.
Речь, прежде
всего, идёт о различных формах оккультизма.
Оккультизм - общее название учений,
признающих существование скрытых
сил в человеке и космосе, недоступных
для общего человеческого опыта,
но доступных для людей, прошедших
через особое посвящение и специальную
тренировку. Оккультизм - это преимущественно
западная традиция, которая с большой
охотой, однако пользуется достижениями
восточной религиозно-философской
мысли. К оккультизму относится
целая группа учений, практически
каждое из которых, с древности до
20 века, формировалось либо непосредственно
на Западе, либо представителями Западной
культуры. Название этой группы учений
происходит от латинского occoltus - тайный.
Суть
всех разнообразных строго оккультных
теорий сводится к следующему: в
мире властвует принцип справедливого
воздаяния, осуществляемый таинственными
силами. Тот факт, что в нашей жизни справедливость
осуществляется далеко не всегда и достойный
человек, часто, не получает по заслугам,
находит в оккультизме следующее оправдание:
воздаяние осуществляется за самые незначительные
и даже незаметные для человека черты,
согласно таинственной взаимосвязи всех
вещей в мире, поэтому всегда найдётся
что-либо, что человеком не учитывается,
но может быть сменено ему в вину и является
причиной его бедствий. Знать же и учитывать
все тайные моменты, определяющие человеческую
судьбу, могут только избранные, так называемые
«посвящённые». Именно они могут растолковать
человеку движущие силы, тайные «пружины»
его жизни и направить его на «правильный
путь». Оккультизм представляет собой
достаточно широкое общественное движение,
распространение в разных странах. В недрах
этого движения сформировались определённые
взгляды относительно государственного
устройства. Оккультная теория государства
предполагает придание этой идеологии
официального статуса. Все граждане оккультистского
государства должны будут неуклонно соблюдать
предписанные им ритуалы, регламентирующие
абсолютно все стороны их жизни. Если кто-либо
откажется подчиняться такой регламентации,
ему будет угрожать смерть, поскольку,
согласно концепции таинственного воздаяния,
весе люди связаны и за свойства и поступки
одних могут отвечать другие, например
их родные, близкие и даже соотечественники.
Таким образом, каждый человек будет отвечать
за благосостояние всей нации. А поскольку
всеобщего благосостояния в ближайшее
время не ожидается, у оккультистского
правления будет прекрасный повод свалить
вину, например, на всех рыжих, так как
рыжий цвет несовместим с «благой кармой»
и все, кто мирится с ним, наказываются
богами и т.п. Таким образом, оккультное
право - право, регламентирующее не только
поведение, но вообще вся -кую активность
человека, в том числе ту, которая не может
быть наблюдаема, следовательно, по степени
охвата различных сторон человеческой
жизни оккультное право есть предел тоталитарного
права, а это не может не настораживать
народы тех стран, которые, так или иначе,
познакомились с проявлениями тоталитаризма.
Одним из средств социального контроля
над антиобщественными проявлениями религиозности
может послужить религиоведческая экспертиза,
направленная на анализ следствий, вытекающих
из того или иного вероучения, на предмет
возмож-ных мотивов преступления. Вероисповедание,
даже если оно продемонстрировало свою
опасность для общества, нельзя запретить,
так как для осуществления этого запрета
надо было бы ввести контроль над мыслью
и цензуру информации. Это не демократия
- но, сложно, дорого и чревато далеко идущими
и трудно предсказуемыми побочными следствиями.
Можно лишь запрещать те религиозные организации,
в которых утверждаются вероучения, содержащие
в себе в свёрнутом виде преступные мотивы.
Опыт такого запрещения в либерально-демократических
странах существует в отношении тех организаций,
которые были не только религиозными,
но и политическими - прежде всего нацистских,
а также отдельных оккультных сект. Главное
в судебно-религиоведческой экспертизе
- определить характер вероучения.