Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:58, курсовая работа
Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения. Государство – это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций.
Соотношение и взаимосвязь государства и права
1.1 Введение
1.2 Три модели соотношения государства и права. Проявления взаимосвязи
1.3 Заключение
Формы государственного правления
2.1 Введение
2.2 Понятие формы правления. Виды форм правления
2.3 Заключение
Внутренние функции современного государства
3.1 Введение
3.2 Понятие и классификация функций государства
3.3Внутренние функции современного государства
Заключение
Библиография
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1 Введение
1.2 Три модели
соотношения государства и
1.3 Заключение
2.1 Введение
2.2 Понятие формы правления. Виды форм правления
2.3 Заключение
3.1 Введение
3.2 Понятие и
классификация функций
3.3Внутренние
функции современного
Заключение
Библиография
1.1
Введение
Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения. Государство – это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций.
Как
видно даже из определений, государство
и право взаимосвязаны между
собой. Выясним, в чем конкретно
заключается эта взаимосвязь, и каково
соотношение этих явлений.
1.2
Три модели соотношения
государства и
права. Проявления
взаимосвязи
Проблема
соотношения государства и
Согласно первой, государство выше и важнее права, оно творит право и использует его в качестве инструмента своей политики.
Согласно второй, напротив, право выше и важнее государства, что соответствует естественно-правовой теории.
Тоталитарная модель соотношения государства и права была широко распространена в советской научной и учебной литературе, так как она уходит корнями в учение К. Маркса. Либеральная модель стала активно утверждаться в нашем общественном сознании последние годы. Однако ни та, ни другая концепция не имеет серьезного научного обоснования. Ошибкой их обеих является противопоставление права и государства. На самом деле право и государство неотделимы друг от друга и существуют в тесной взаимосвязи, в чем мы убедимся путем анализа соотносимых явлений. Вот это и будет третья, реалистическая модель, показывающая, каким образом сосуществуют право и государство на практике.
Несмотря на то, что право и государство различаются по своей структуре, способам функционирования и т.д., мы можем говорить об их единстве в следующем:
Государство влияет на право следующим образом:
Иными словами, основными сферами воздействия государства на право являются правотворчество и правореализация. Формальная определенность и общеобязательность – важнейшие свойства права, придаваемые ему именно государством.
Право, в свою очередь, воздействует на государство:
С
помощью права, таким образом, определяется
вид и мера государственного принуждения,
вследствие чего оно становится правовым
и контролируемым.
1.3
Заключение
Итак,
государство и право
2.1
Введение
Форма
государства складывается из трех основных
элементов: формы правления, формы
государственного устройства и политического
(государственно-правового) режима. Рассмотрим
первый из этих элементов. Определим
понятие формы правления, ее виды,
их основные характеристики и отличия.
2.2
Понятие формы
правления. Виды
форм правления
Формой
правления называется организация
верховной государственной
В категорию верховной государственной власти входят: глава государства, законодательный орган, правительство.
По положению главы государства формы правления подразделяются на монархии и республики. Это две основные формы государственного правления.
Монархия (от греческого monarchia – единовластие) – это такая форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.. Она характеризуется следующими признаками:
Монархии, в свою очередь, подразделяются на абсолютные и ограниченные.
Абсолютной
считается такая монархия, при
которой вся полнота власти сосредоточена
в руках главы государства, монарха,
конституция и парламент
Ограниченная (или, по-другому, конституционная) монархия предполагает ограничение власти монарха каким-либо представительным органом. Таковыми являются в настоящее время Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др..
Следует отметить, что ряд современных государств с монархической формой правления (Кувейт, Бахрейн) приняли конституции и сформировали парламенты, но при этом по своей сути они остаются абсолютными монархиями, так как конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а решения парламента носят лишь рекомендательный характер.
Отличительным признаком абсолютной монархии, в отличие от монархии вообще, является отсутствие юридической ответственности главы государства. Признаки ограниченной монархии таковы:
Монархия была господствующей формой правления на протяжении длительного периода истории. В рабовладельческий период существовали деспотии (характеризовавшиеся полным бесправием подданных по отношению к монарху или даже к его слуге) и теократии (при сосредоточении политической и жреческой власти в руках монарха). В феодальный период – представительные монархии (при котором власть монарха ограничивалась сословно-территориальным представительством), затем абсолютные. В буржуазный период – конституционные. На сегодняшний момент монархия в специфических формах сохраняются в трети стран мира.
Республика (от латинского res publica – общественное дело) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики таковы:
В зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно подотчетно и подконтрольно, республики делят на президентские, парламентские (парламентарные) и смешанные.
Президентской
называется республика, президент которой
непосредственно при
Парламентская – такая республика, парламент которой прямо, преимущественно из своего состава, формирует правительство, и оно несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. В качестве примеров можно назвать Германию, Италию, Индию, Турцию, Израиль.
Смешанная республика содержит в себе элементы президентской и парламентской. Таковыми являются Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др..
Характерные
особенности этих трех видов республик
занесем в таблицу:
Критерий | Президентская | Смешанная | Парламентская |
Порядок избрания президента | Всенародным голосованием. Внепарламентский путь | Парламентом | |
Порядок образования правительства | Правительство формируется президентом при парламентском контроле | Правительство формируется президентом из лидеров партии и должно получить вотум доверия парламента | Правительство формируется парламентом из партии |
Ответственность правительства | Перед президентом. | Перед парламентом и президентом | Перед парламентом. Парламент может выносить вотум не-доверия прави-тельству или его члену. |
Право роспуска пар-ламента президен-том | Нет |
Есть | |
Наличие премьер-министра | Нет |
Есть | |
Объем полномочий президента | Глава правительства и государства | Глава государства. Исполнитель-ная власть при-надлежит президенту и прави-тельству | Полномочия прези-дента номинальны |
Президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, а парламентской присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. В этом смысле можно предполагать, что смешанный вид республики в некотором роде предпочтительнее остальных.
Информация о работе Внутренние функции современного государства