Возникновение Франкского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:22, реферат

Описание

В течении IV и в начале V века они расселяются на захваченных ими территориях Восточной Галлии: салические франки – на реке Соме и к востоку от нее, рипуарские – между реками Рейном и Маасом. Постепенно франки начали вступать в союзные отношения с Римской империей и в начале V века широко поставляли ей вспомогательные войска. Однако, когда в конце V века начался распад империи, франки снова перешли в наступление и предприняли дальнейшие завоевания Галлии.

Работа состоит из  1 файл

Культурология франкское государство 5-9 века.doc

— 68.50 Кб (Скачать документ)

   1.Возникновение  Франкского государства. 

   Племя франков сложилось из нескольких более древних германских племен и делилось на две ветви: франков  салических, живших в III веке по нижнему Рейну, и франков рипуарских, живших несколько южнее.

   В III веке франки начинают нападать на Галилею из-за Рейна.

   В течении IV и в начале V века они расселяются на захваченных ими территориях Восточной Галлии: салические франки – на реке Соме и к востоку от нее, рипуарские – между реками Рейном и Маасом. Постепенно франки начали вступать в союзные отношения с Римской империей и в начале V века широко поставляли ей вспомогательные войска. Однако, когда в конце V века начался распад империи, франки снова перешли в наступление и предприняли дальнейшие завоевания Галлии.

   Один  из франкских королей – Хлодвиг (481 – 511 годы) из рода Мировингов в союзе с другими франкскими вождями в 486г. захватили северную часть Галлии до Луары. Чтобы укрепить свою власть, Хлодвиг в 496 г. совершил важный политический шаг -  принял христианство, причем по римскому обряду в отличии от большинства германских королей, которые были арианами. Это обеспечило Хлодвигу в ходе дальнейшего завоевания Галлии поддержку галло-римского духовенства, которое видело в нем защитника своих огромных богатств от посягательств революционно настроенных низов и союзника в борьбе с арианской ересью, угрожающей церковной собственности. Союз Хлодвига с церковью помог ему также в войне с вестготами (507 – 510), во время которой активитанское духовенство поддержало его против арианской вестготской знати. В результате этих завоеваний в руках Хлодвига оказалась вся Северная и Юго-западную Галлия, за исключением Прованса и Септимании.

   Победы, одержанные Хлодвигом, и огромная военная  добыча выделили его среди прочих франкских вождей, помогавших ему во время завоевания. При помощи ловких интриг и коварных убийств Хлодвиг отделался от них и объединил в своих руках власть над всеми франками.

   При преемниках Хлодвига были завоеваны  Бургундия и Тюрингия и подчинены  алеманы; вестготы уступили франкам Прованс, бовары, хотя и сохранившие некоторую самостоятельность, признали верховную власть франков, саксы принуждены были платить им ежегодную дань – 500 коров.

   Франкское завоевание внесло коренные изменения  в социальный строй Галлии. Правда, Многие крупные Гало-Римские землевладельцы сохранили свои земли и после завоевания, т.к. франки селились частично на никем еще не занятых местах, а король и его дружина захватили главным образом земли императорского фиска. Но франкское завоевание, слившееся с революционными движениями рабов и колонов, ликвидировало на территории Галлии рабовладельческий строй и последнее обломки Римского рабовладельческого государства. Социальный основой сложившегося здесь общества стали свободные землевладельцы – войны, составлявшие до завоевания основу франкского общества. «Между римским колоном и новым крепостным, - говорит Энгельс, - стоял свободный франкский крестьянин».

   Процесс классообразования и начала феодализма у франков сопровождались возникновение  государства, которое в свою очередь активно содействовало дальнейшему оформлению и укреплению государства вновь образующегося класса крупных землевладельцев и проводило политику, враждебную свободному крестьянству.

   Органы  управления, присущие первобытно-общинному  строю, постепенно исчезают в складывающемся государстве, хотя в структуре последнего заметны еще некоторые пережитки более древних порядков.

   Так, во Франкском государстве сохраняется  деление на круга (графства) и сотни (несколько сотен составляли графство), существовавшие у франков до завоевания Галлии. Однако теперь из подразделение племени, какими они были раньше, эти подразделения превращаются в территориальные административные единицы. Управление графством находилось в руках назначаемого королем чиновника – графа, который взимал в пользу короля треть своих судебных штрафов по делам, разбиравшимся в графстве. В сотнях хранились некоторые пережитки первобытно-общинного самоуправления здесь регулярно собирались еще народные собрания всех свободных людей сотни, выполнявшие главным образом судебные функции и происходившие под председательством выборного лица – тунгина. Однако и здесь по мере развития социальной дифференциации в среде франков руководящая роль переходит к более зажиточным и влиятельным лицам, которые составляют в сотенном собрании особую группу – «Рахинбургов», или «добрых людей».

   Более плотно сохранилось самоуправление в деревенской общине, которая  являлась низшей единицей управления во Франкском государстве. На регулярно  происходивших сельских сходах общинники избирали своих должностных лиц, творили суд по мелким правонарушения и следили за тем, что бы соблюдались обычаи марки.

   В центральном управлении следы первобытно-общинной организации были еще слабее. Пережиток  общих народных собраний сохранился в виде ежегодных военных смотров вооруженного народа, так называемых «Мартовских полей». Поскольку основную массу населения Франкского общества составляли еще свободные крестьяне и поскольку сохранилась всеобщее военное ополчение, на «мартовские поля» сходились все свободные франки. Однако эти собрания не имели ни какого политического значения. Одновременно с ними происходили собрания крупных землевладельцев королевства, с которыми короли вынуждены были считаться больше. Усиливается власть короля, который выступает как представитель образующегося государства. Превращению прежней общественной власти вождя королевскую власть и короля – в главу государства, т.е. появлению государства как политической организации формирующегося господствующего класса, способствовал самый факт завоевание, в ходе которого в начало складывается Франкское государство. С завоевание, по словам Энгельса, «наступил момент для превращения власти военноначальника в королевскую власть, и это превращение совершилось». Королевская власть в этот период опиралась на поддержку складывающегося класса крупных землевладельцев, которым она была нужна для охраны крупной частной собственности, для подавления сопротивления разорявшегося крестьянства, а также для организации новых завоеваний.

   Король  сосредоточил у себя все функции государственного управления, центром которого стал королевский двор. Власть короля основывалась прежде всего на том, что он являлся крупнейшим земельным собственником в государстве и стоял во главе многочисленной, лично переданной ему дружины. Государством он управлял как своим личным хозяйством, дарил своим приближенным землю в частную собственность, произвольно распоряжался государственными доходами, поступившими к нему в виде налогов, штрафов и торговых пошлин; все население страны он рассматривал как лично зависимых от себя людей.

   С момента своего возникновения королевская  власть, как это видно уже из «Салической правды», стояла на страже частной собственности, защищая  ее высокими штрафами от посягательств  неимущих людей. Раздавая земли представителям церкви и своим дружинникам, санкционирую рост частной власти, подавляя крестьянские восстания, франкские короли как представители государства укрепляли складывающийся класс феодалов и способствовали разорению и закабалению свободного франкского крестьянина. Так политическая надстройка феодализирующегося франкского общества помогла укреплению и оформлению нового феодального строя. 

   2.Устройство общества. 

   Главным источником для изучения общественного  строя франков в первое время  после завоевания является так называемая «Салическая правда», представляющая собой запись на латинским языке судебных обычаев салический франков. Она была составлена в конце V или в начале VI века, еще при жизни Хлодвига, но порядки изображаемые ею, отчасти восходят к более раннему времени. К основному древнему тексту «Правды» в период с VI по VIII века постоянно делались добавления. Поэтому она отображает и дальнейшую эволюцию франкского общества. Подобные «Салической правде» сборники судебных обычаев, известные под общим название «варварский правд», имелись и у других германских племен. В качестве судебников они содержат лишь бессистемное перечисление отдельных правонарушей и полагающихся за них штрафов. Поскольку «правды» охватывают самые различные судебные случаи, они содержат богатый материал для изучения разных сторон жизни народов в период с V по IX века. Поскольку «Салическая правда» отражает древние обычаи франков в наиболее чистом виде, она является одним из ценнейших источников права «варварских» народов.

   Основным  занятием франков было земледелие, помимо зерновых культур как свидетельствует  «правда»  у них было развито  садоводство, огородничество, виноградарство. Широко распространено было двухполье, сменившее переложную систему земледелия. О сравнительно высоком уровне общественного развития свидетельствует выделение в индивидуальное пользование пахотных участков, которые оплетались плетнем и были защищены от вторжений и посторонних посягательств штрафом. Применялось удобрение почвы навозом. Наряду с земледелием особую роль играло скотоводства, а именно свиноводство. Франки также занимались птицеводством и пчеловодством.

   В «Салической правде» еще отчетливо  видны следы родовых отношений. Сородичи продолжали играть важную роль в жизни свободного франка. Но в  тоже время «правда» показывает процесс разложения и упадка родовых отношений, среди членов родовой организации намечается уже имущественная дифференциация. В связи с этим наблюдается и стремление выйти из союза родичей со стороны более зажиточных его членов.

   Развитие  имущественной дифференциации внутри рода и общины нашло свое выражение  в появлении частной собственности  на землю, земля становиться объектом свободного отчуждения. Такая свободно отчуждаемая частная земельная  собственность называется аллодом. Возникновение аллода в свою очередь неизбежно вело к дальнейшему разложению общины и углублению социальной дефференциации. «Салическая правда» замечает зародыши социального расслоения в среде франков.  

   3.Народная  культура и церковное противостояние. 

   Монополия церкви в области интеллектуального образования выражала господствующее положение феодально-церковной идеологии в феодальном обществе. Но это отнюдь не значит, что, будучи господствующей, эта идеология являлась единственной и что монополия церкви в области средневековой культуры явилась следствием мирного и естественного развития.

   Торжество церкви в области идеологии закрепилось  в процессе острой борьбы, в которой  на одной стороне стояли крестьянские массы, а на другой – господствующий феодальный класс с церковью и христианским учением как своим идеологическим окружением. Учению церкви, оправдывавшей и защищавшей феодальную эксплуатацию, крестьянские массы неизменно противопоставляли свои собственные еретические учения, точно также как феодально-церковной культуре они противопоставляли культуру народную выражавшуюся в сказачно-былинном эпосе.

   О богатстве народной культуры, несомненно, свидетельствует то обстоятельство, что первоначальной основой наиболее крупных эпических произведений заподноевропейского средневековья являлись народные сказанья.

   Основную  роль в средневековом народном творчестве, несомненно, играли музыка и поэзия, открыто противостоявшие и церковной  музыке и разным видам литературы господствующего класса. Народное творчество этой эпохи было устным. Церковь как представитель господствующего класса неустанно преследовала все проявления крестьянского творчества.

   Не  имея определенного места жительства жонглеры бродили по всей Европе зарабатывая  себе хлеб насущный представлениями перед народом.

   Репертуар жонглеров, отражавших в своем творчестве интересы и чаянья крестьянских масс, был очень разнообразен. Они умели  петь народные песни, играть на различных  инструментах, разыгрывать сценки и  т.д. Жонглеры являлись желанными гостями  на всех крестьянских праздниках, ярмарках.

   Однако  многочисленные церковные постановления, направленные против народных певцов и жонглеров, своей строгостью ясно указывают на то, что народное творчество носило ярко выраженный антифеодальный характер. Народное творчество было опасно господствующему классу, поэтому церковь неутомимо его преследовала.

   Осуждая и запрещая народное творчество, церковь  жестоко преследовала его носителей, ставя их фактически вне общества. Она лишала их элементарных гражданских  и политических прав, допускала полную безнаказанность их убийств, запрещала их похороны на кладбищах и др.  Такая жестокая ненависть может быть объяснена лишь одним – стремлением церкви полностью уничтожить антифеодальную оппозицию, в каких бы формах преследования не выражалась. 

   4. Возникновение городской культуры. 

   Музыкальная, поэтическая, драматическая деятельность жонглеров казалась церкви еще более  опасным так как оно получило поддержку со стороны горожан. В городах возникали множество антицерковных организаций и зарождалась городская культура. Зарождение этой культуры необходимо рассматривать как важнейший переломный момент в развитии всей культуры средневекового общества ибо она нарушала все церковные «установки».

   Содержание  ранней городской культуры определялась 2 моментами: во-первых, её непосредственной связью с культурой крестьянских масс, ибо ранняя городская культура уходила своими корнями в народное творчество, и, во-вторых, тем, что социальные противоречия, существовавшие внутри средневекового города на раннем его развития, как бы отступали Ра задний план перед общей борьбой горожан против их феодальных сеньоров.

   Самая тесная связь, существовавшая между  ранней городской культурой и  культурой крестьянский масс, была совершенно естественной ибо свободное население первых городов вышла из крепостных крестьян. Эта связь проявлялась буквально во всем, отражая наличие глубокой свези между антифеодальной борьбой эксплуатируемого крестьянства и борьбой горожан, этих заново освободившихся крепостных, с их феодалами.

Информация о работе Возникновение Франкского государства