Возникновение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:23, реферат

Описание

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства.
Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях.

Работа состоит из  1 файл

referat.docx

— 30.43 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации 
 

Российский  университет дружбы народов 
 

Факультет гуманитарных и социальных наук

Кафедра государственного и муниципального управления 
 
 

Реферат по курсу «Основы  права»

на  тему «Возникновение государства» 
 

Выполнила: Чугианова У.П. 
 

Проверила:

Ст.преп. Лютягина Е.А. 
 
 
 
 

Москва, 2011 г. 
 
 

Введение 

Уже тысячелетия  люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются  государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями  и требованиями. Естественно, что  еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами  о причинах и путях возникновения  государства.

Вопрос о происхождении  государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства  говорится в различных теориях.

Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными  условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и  философских позиций, которые они  занимали. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Характеристика  основных теорий возникновения  государства. 

К основным и наиболее известным теориям  возникновения государства принято относить: 

 ♦ теологическую (религиозная, божественная); 
  патриархальную (отеческая); 
  договорную (естественно-правовая); 
  органическую;  
  психологическую; 
  ирригационную; 
  насилия (внутреннего и внешнего); 
  экономическую (классовую).

Теологическая теория    

 Теологическая (религиозная)  теория  господствовала в средние века. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в.,  Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.)), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.). В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер.   

Суть теологической теории в том, что государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:

- вечны,  незыблемы и святы; 

- их  возникновение и упразднение  не зависит от человека; 

- являются  выразителями воли Бога на  земле.  

 Современным  вариантом теократической теории  является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со стороны государства, заботе каждого гражданина об обществе, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям. 

Патриархальная теория   

 

   Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.). Он считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.   

 В  Китае эту теорию государства  как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.  

 Р.  Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.  

 В  более современную эпоху ее  развили Филмер и Михайловский.  

Суть  патриархальной  теории  возникновения государства в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи и благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы.  

 Следовательно,  власть  правителя  (короля)  является продолжением отцовской власти в семье. Главным недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца.

Договорная (естественно-правовая) теория   

  Теория общественного договора была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами  и сторонниками в разное время являлись:

  • Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;
  • Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;
  • Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы- просветители;
  • А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер и др.
 

   Теория, выдвинутая  данными авторами, получила также название естественно-правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.  

 В  работах многих представителей  указанной школы обосновывалось  право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое отражение и в Декларации независимости США.  

Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:  

первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);  

каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя; 

чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;  

в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.  

 Теория  общественного договора имела большое прогрессивное значение.  

Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность.

Органическая теория  

 Эта теория была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV—III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики.   

 Появление  дарвинизма привело к тому, что  многие юристы, социологи стали  распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы.  

Суть органической теории возникновения государства в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

  • люди образуют государство, как клетки - живой организм;
  • государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;
  • между государствами, как в живой среде в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. – Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отбрасывается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).
 

   Недостатками органической теории является: 

 •  прямое проецирование биологических  законов на жизнь общества; 

 •  сильное влияние дарвинизма; 

 •  отождествление государства с  биологическим организмом, в то  время как оно является организмом  социальным.

Психологическая теория  

 Основоположником  психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард.  

 Данная  теория утверждает, что возникновение  государства связано со свойствами  психики человека:  

  желание быть защищенными и подчиняться более сильным; 

  желание сильных повелевать другими людьми; 

  способность сильных личностей оказать психологическое воздействие и подчинить своей воле других;  

  желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.  

 Авторы  теории считают, что предшественницей  государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.  

 Достоинства  психологической теории: отчасти  она справедлива. Стремление к  общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.   

 Недостатки  психологической теории: данная  теория не учитывает другие факторы (социальные, экономические, политические и др.), благодаря которым возникло государство.

Теория насилия  

 Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий, Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.  

 Данную  теорию разрабатывали: Евгений  Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ;  Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938).   

 Причину  происхождения и основу политической  власти и государства они видели в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях насилие носило внешний характер (внешнее насилие), в другом зарождалось внутри  самого общества (внутреннее насилие).  

 При  внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.  

Информация о работе Возникновение государства