Взаимосвязь системы права и системы законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание

Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития. Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсификация законодательства; увеличение массива технико-юридических предписаний.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Система права и система законодательства…………………………...4
1.1. Общая характеристика системы права……………………………………...4
1.2. Общая характеристика системы законодательства………………………11
Глава 2. Взаимосвязь системы права и системы законодательства………….16
Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства………………………………………………………….16

Проблемы законодательного развития………………………………….19

Заключение ………………………………………………………………………24
Список используемых источников и литературы………………

Работа состоит из  1 файл

современные проблемы юридической науки.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)
justify">     Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.

     Однако, не смотря на взаимосвязь, система права  и система законодательства не тождественны, они имеют  существенные различия и несовпадения.

     Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом  системы законодательства выступает  нормативно-правовой акт.

     Среди отраслей законодательства можно выделить: во-первых, одноименные с отраслями права (уголовное, гражданское, семейное); во-вторых, комплексные отрасли, состоящие из комбинации норм различных отраслей права; гражданского, уголовного, конституционного и др. (хозяйственное, аграрное законодательство, законодательство об охране здоровья, об образовании, науке и т.д.); в-третьих, отрасли, связанные с определенными сферами государственного управления (законодательство о водном транспорте, о таможенной деятельности и т.д.). По этой причине количество отраслей законодательства превышает количество отраслей права.

     Система права несколько шире системы  законодательства, у нее значительно  больше источников — она находит  свое отражение не только в позитивном праве, но также в обычном праве, в принципах права, в правовых доктринах, в договорах, содержащих нормы права, в судебных прецедентах, в правосознании.

     Система законодательства по объему представленного  в нем материала шире системы  права, так как включает в свое содержание положения, которые в  собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

     В основе деления права на отрасли  и институты лежит предмет  и метод правового регулирования. Отрасли законодательства выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода.

     Внутренняя  структура системы права не совпадает  с внутренней структурой системы  законодательства. Вертикальная структура  системы законодательства строится в соответствии с юридической  силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. Вертикальная структура права – это деление на нормы, институты, отрасли и т.д.

       В основе горизонтальной структуры  в законодательстве лежат горизонтальные  связи между элементами системы законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования.  При таком раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права, и их число превышает число отраслей права.

     Система права носит объективный характер, а система законодательства  - субъективный, зависит во многом от воли законодателя.

     Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства  вызывается потребностями систематизации законодательства.

     Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства – важная теоретическая и практическая задача. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Проблемы законодательного развития. 

     Обновление законодательства в настоящее время можно посчитать, как важнейшим условием общественных преобразования в России. Базой служит действующая Конституция, реализация которой не возможна без громадных усилий граждан, всех слоев общества.

     Уровень развития законодательства  служит одним из показателей  состояния государства и гражданского  общества. Данная зависимость выявляется  в ходе масштабных преобразований  России.

      Законодательство представляет  собой системно-организованный нормативно-правовой  массив со своей структурой, внутренними  частями и их связями, и рассматривать  законодательство как механическая  совокупность законодательных и  иных актов нельзя. Раньше в состав законодательства входили не только законы, но иные нормативно-правовые акты, то теперь будет правильно говорить о том, что законодательство состоит только из законов. Но стоит заметить, что нормативно-правовые акты не остаются вне «юридического поля», они входят в общую правовую систему.

       Сопоставляя научное понятие  законодательства с реальной  ступенью его развития, можно  обнаружить острые юридические  противоречия. Например, разрыв между  юридической наукой и практикой  привел к недооценке устойчивых принципов и критериев построения законодательства. Мешают путаница нормативных понятий и игнорирование конституционных терминов. Рост нормативно-правовых актов лишь создает иллюзию «юридического благополучия» и не дает оснований связывать с этим показателем реальный уровень законности и процесс действия закона5.

      Для решения данных противоречий  нужно обратить внимание на  общесистемные характеристики законодательства:

  1. общие принципы правовой системы, законодательства;
  2. конституционную классификацию нормативно правовых актов, в т.ч. законов;
  3. критерии выделения и соотношения структурных частей законодательства;
  4. ведущее положение Конституции как основы законодательства;
  5. общенаучные  понятия и юридические термины.

        Требуется четкое структурирование законодательства, так как смешение отраслей права и законодательства вызывают также противоречия внутри системы законодательства.

    Новые подходы к праву дают основания  провести его внутреннее деление  на три больших «правовых рода» - публичное, частное, социальное право, отличающееся предметом и методом регулирования и институтами.6В связи с этим мы будем видеть усиливающее их сближение между собой. В пределах названных родов складываются и развиваются отрасли права как «правовые виды».

    Только  на этой основе, возможно, формировать новую законодательную систему. Также ища и используя строгие и четкие критерии выделения указанных внутриструктурных частей. Пока же отступление от таких основ задерживает развитие законодательства.

      Можно сказать о том, что очень часто в законодательстве допускаются серьезные ошибки в выборе предметов и форм правового регулирования. Например, вместо указа может быть издан закон, а постановление и указ вместо закона. Как и почему так происходит? Слабый учет их связей порождает диспропорции  в развитии отраслей и законодательных массивов. Быстрое развитие одних отраслей не сопровождается столь же стремительным развитием других отраслей, подотраслей, например быстрое развитие конституционного, административного, финансового, налогового законодательства, а такие сферы как, например образование, медицина, право, формируются очень медленно.

    Не  соблюдается принцип «юридического  приоритета»: а) не обеспечивается установленный  приоритет какого-либо законодательства; б) возникают противоречия в регулирования однородных отношений и смежных отношений; в) дисбаланс между базовыми и производственными от них законами и иными актами. Кодексы и «Основы законодательства» приобретают  двоякого рода доминирующий смысл. С одной стороны они служат своего рода основным законно соответствующей отрасли, с другой. Кодифицированные, базовые акты играют роль «нормативной связи» между разрывными отраслями законодательства, которая имеет приоритетный характер для последних.

      Хотелось бы отметить и пояснить общие проблемы законодательного развития. Первой проблемой можно назвать задачу объективно-правильного отражения действительности. Общественные потребности и социальные интересы должны приобрести характер правовой потребности и соответственно предмета законодательного регулирования. Но здесь возникают трудности. Во-первых, очень нелегко определить объект законодательного воздействия, поскольку относящиеся к нему общественные отношения нередко оказываются малозначительными, не перспективными, во-вторых, сказывается не удачное или не правильное отражение в будущих актах компетенции правотворческих органов. По это причине, видимо, не менее 1/3 проектов не следовало бы готовить в виде законопроектов. И, напротив, немалая часть указов движется по «законодательному полю», и указанное право ограничивает его пределы.

      Второй проблемой можно отметить  как проблема, связанная с целями  системы законодательства, когда  дело не сводится к «технологии  правотворчества». Законы призваны  выражать государственный курс и меру согласованности социальных интересов, сочетаться с общими целями и концепциями, реформами. Пока же этого не достигнуто, и принимаемые законы живут как бы сами по себе.

    Отмеченная  системно-правовая связь требует  серьезного внимания как при подготовке и принятия разнородных законов, так и в процессе их реализации.

        Тенденцией совершенствования законодательства выглядит следующим образом:

  1. Нужно привести весь законодательный массив в соответствии с Конституцией РФ, то есть пересмотр действующего законодательства, отмена устаревших нормативно-правовых актов, создание новых и совершенствование законодательной техники и процесса.
  2. Формирование новых комплексных отраслей законодательства. Комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы.
  3. Становлении новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между Федерацией, республиками в составе РФ и другими субъектами Федерации7.
  4. Интенсификация законодательства, его развитие способствует тому, что юридически правильное, всестороннее  урегулирование общественных отношений осуществляется за счет издания новых нормативных актов.
  5. Стабильность законодательства.
  6. Специализация, возможность охватить всевозможные изменения  и новизну общественных процессов, сообразоваться с особенностями их проявления в тех или иных социальных сферах, определить качественный уровень таких преобразований.
  7. Унификация законодательства – аккумулирование однотипных предписаний и создание юридических актов, которые упрощали бы законодательство, делая его доступным и единообразным. Она является одним из эффективных путей борьбы с чрезмерной сложностью законодательного урегулирования в различных сферах.

    В числе  тенденций развития системы права  можно назвать такие:

  1. Тенденция к определенной унификации подобных блоков как равнозначных по объему, структуре и другим характеристикам, что позволяет расширять плоскости их взаимодействия, повышать эффективность регулирования. Данный процесс включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское, налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структурных подразделений (семейное право).
  2. Рост значения правового регулирования, что влечет за собой образование комплексных структурных объединений юридических норм. Это обусловлено комплексным характером предмета и метода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений.
  3. Возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоянии относительной автономности. В необходимых случаях при наличии определенных системообразующих факторов они могут создавать структурные ассоциации для решения каких-либо вопросов. Проблемы, возникающие из естественных потребностей общественного развития, обусловливают цели законодателя по их урегулированию. Цель законодателя «притягивает» к себе из нормативного массива различные по своему назначению и функциональной специализации нормы для эффективного и быстрого ее достижения.

      Современные тенденции развития российского законодательства представляют собой сложную и довольно противоречивую систему различных его направлений по урегулированию многогранных общественных отношений. 
     
     

    Заключение 

      Таким образом, система права - это объективно существующее строение права, которое  выражается в разделении единого  права на отдельные части (отрасли), связанные между собой.

      Законодательство - это система нормативно-правовых актов, построенная на принципах координации и субординации ее структурных элементов. Законодательство имеет горизонтальную (основанную на принципе координации) и вертикальную (основанную на принципе субординации) структуру. В горизонтальную структуру входят нормативно-правовые акты, сгруппированные в зависимости от предмета правового регулирования, а в вертикальную нормативно-правовые акты, сгруппированные по юридической силе.

Информация о работе Взаимосвязь системы права и системы законодательства