Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 01:57, курсовая работа
Введение.
Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.
Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл: право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений. Средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования, строго определены. Эти средства образуют целый, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность все совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования. Механизм правового регулирования - это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.
Представленной работой рассматривается тема: “Законность и правопорядок ”.
Тема будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:
1. Понятие, принципы и гарантии законности.
2. Понятие, признаки и гарантии правопорядка.
3. Состояние и пути укрепления законности и правопорядка в современной России.
Исследование данных аспектов темы я и определяю как задачу и цели своей работы.
1. Понятие, принципы и гарантии законности.
Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.
2. Понятие, признаки и гарантии правопорядка.
Итак, установлено, что законность - это процесс осуществления законов. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.
3. Состояние и пути укрепления законности и правопорядка в современной России.
Реальное состояние законности и правопорядка в нашей стране далеко от идеала. Дальнейшее развитие государственной деятельности тесно связано с общей задачей укрепления российской государственности. Немаловажное значение имеет серия мероприятий, направленных на борьбу с преступностью, что в наших современных условиях следует рассматривать как центральный аспект проблемы законности и правопорядка.
Обеспечение законности и правопорядка в современном российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в том числе организационной, немыслимо без решения крупных социальных и экономических задач.
Итак, что же такое правопорядок?
Правопорядок - это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права .
Введение
Вопрос 1. Понятие, принципы и гарантии законности
Вопрос 2. Понятие, признаки и гарантии правопорядка
Вопрос 3. Состояние и пути укрепления законности и правопорядка в современной России
Заключение
Список использованной литературы
Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.
В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.
В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.
Воинский правопорядок - составная часть общего правопорядка. Он формируется на основе общих принципов права, отражает определенные потребности жизни общества, без которых оно не может нормально функционировать.
Поскольку вооруженные силы - это специфическая государственная организация, специально предназначенная для ведения вооруженной борьбы, то содержание ее деятельности значительно отличается от поведения других участников общественных отношений, не входящих в состав данной организации. Этим объясняются особенности и специфические черты воинского правопорядка.
Воинский правопорядок - это такая система отношений, которая складывается между субъектами военного права в результате строгого и точного осуществления ими предписаний военно-правовых норм.
Особенности воинского правопорядка выражаются в следующем:
1.
Воинский правопорядок
2.
Воинский правопорядок имеет
специфическое содержание. Он включает
только те общественные
Составной частью воинского правопорядка является порядок уставной, представляющий собой систему взаимоотношений, между военнослужащими, которая строится в строгом соответствии с предписаниями воинских уставов и наставлений.
Воинский правопорядок складывается на основе законности, в результате точной реализации правовых норм всеми военнослужащими, воинскими должностными лицами и воинскими организациями. Он воплощает в себе социальную справедливость, равенство всех перед законом, демократизм и другие принципиальные правовые положения. Отношения между военнослужащими в процессе их служебной деятельности строятся на началах гуманизма, товарищеской взаимопомощи и ответственности за свои действия20.
Таким
образом, правопорядок составляет реальный
порядок современной цивилизованной жизни
общества. Качество и степень правоупорядоченности
общественной жизни во многом определяет
общее “здоровье” всего общественного
организма и его индивидов. В условиях
стабильного правопорядка эффективно
функционирует экономика, достигается
гармония в действиях законодательной,
исполнительной и судебной властей, активно
осуществляется деятельность различных
общественных и частных организаций, реально
гарантируется свободное развитие человека,
максимально удовлетворяются его материальные
и духовные потребности.
3. Состояние и пути укрепления
законности и правопорядка
в современной России.
Реальное состояние законности и правопорядка в нашей стране далеко от идеала. Дальнейшее развитие государственной деятельности тесно связано с общей задачей укрепления российской государственности. Немаловажное значение имеет серия мероприятий, направленных на борьбу с преступностью, что в наших современных условиях следует рассматривать как центральный аспект проблемы законности и правопорядка.
Обеспечение законности и правопорядка в современном российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в том числе организационной, немыслимо без решения крупных социальных и экономических задач.
Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны, прежде всего, юристы, которые якобы не достаточно активно ведут борьбу с нарушителями законности. Практика показывает ошибочность подобных взглядов. Только в последние годы преодолено представление, что корни преступности в нашей стране – это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и политическая практика показала, что причины правонарушений нужно искать не в «пережитках», не в прошлом, а в действительности. Они порождены теми объективными условиями (экономическими, политическими, социальными), у которых находится общество на конкретном этапе развития21.
Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения, прежде всего, должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создают условие для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии – необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.
Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В современном обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждения, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.
Убеждение
как метод укрепления законности
состоит в повышении
С убеждением тесно связана профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствующих совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.
Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма, основанные на принципе «моя хата с краю». Следует полагать, что процесс становления и развития самоуправления должен повлечь за собой и возрастание роли общественности в решении региональных проблем, в том числе укрепления законности.
Важнейшая же роль здесь обусловлено принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, собственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь, прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.23
Укрепление правопорядка в современной России невозможна без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. И, наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.
Вступая в третье тысячелетие, Россия была вынуждена преодолевать последствия глубокого системного кризиса. Ценой огромных усилий государству удалось остановить падение уровня и качества жизни граждан, устоять под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратить дискредитацию конституционного строя, сохранить суверенитет и территориальную целостность, консолидировать правовое пространство24. И все же, несмотря на очевидные позитивные сдвиги, положение дел в российском обществе в целом и в правовой сфере, в частности, остается достаточно тревожным.
Облик законности и правопорядка, который к настоящему моменту сложился в нашей стране, вызывает серьезную критику со стороны специалистов, представителей власти и общественности. Несовершенство законодательства, далеко небезупречное качество правоприменения, общий рост числа правонарушений, коррупции в органах государственной власти, создание системы теневой юстиции, низкий уровень правосознания и правовой культуры, – вот далеко не полный перечень проблем, определяющих сегодня юридическую «атмосферу», в условиях которых протекает жизнь современного российского социума25.
Представляется,
что отчасти в этом повинна
и отечественная юридическая
наука. Эффективность некоторых
теоретических конструкций и
схем, предложенных правоведами в
целях обеспечения эффективного
правопорядка в начальный период реформ,
оказалась не слишком высокой. Ныне государство
и общество ждут от представителей юриспруденции рационально-выверенных
рекомендаций, реализация которых на практике
позволит переломить неблагоприятную
ситуацию и обеспечить положительную
динамику развития юридических и иных
социальных процессов.
Заключение.
Итак, настоящей работой рассмотрена и исследована тема “Законность и правопорядок ”.
В работе использованы различные литературные источники, поскольку мнения авторов по различным вопросам часто не совпадают, и задача отразить, насколько это возможно в формате данной работы, полемику по вопросам законности и правопорядка в отечественной теории права и государства, мною выполнена.
Изучение проблем законности и правопорядка в курсе теории государства и права исключительно важно, потому что все отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, но, в конечном счете, обязательно выходят на эти проблемы, что, естественно; порождает различные взгляды.
Сама по себе правоприменительная и правореализующая деятельность еще не является законностью. Коль скоро они соответствуют законности, то выступают не элементами ее содержания, а ее носителями. Законность — это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней. Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин "законосообразность", пожалуй, дает возможность провести четкую границу между тесно связанными явлениями — законностью и реализацией права (Л. О. Явич).
В работе рассмотрены и определены понятие и содержание законности как необходимого политико-правового режима общества. Итак, законность - это необходимая составная часть политико-правового режима правового государства и общества. Основной вывод, который можно сделать из исследования аспектов данного вопроса - это то, что в Российской Федерации, Конституция которой провозгласила стремление к построению правового государства в нашей стране, к сожалению, нельзя с твердостью утверждать о воцарившейся на правовых полях государства законности. Исходя из исследования главы второй работы, выяснено, что одним из основных условий законности в правовом государстве является четкое, неукоснительное ее соблюдение, в первую очередь, государственными органами власти; учитывая сегодняшний уровень коррупции, халатности, волюнтаризма, злоупотребления властью российским чиновничеством, к сожалению, можно констатировать лишь частичное присутствие законности.
Информация о работе Законность и правопорядок в современной россии