Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:46, курсовая работа
Законность и правопорядок - являются объектом пристального внимания ученых – юристов. В результате чего, в теории государства и права сложилась две отдельные категории: «законность», в рамках которой существуют различные определения данного явления и «правопорядок», в которой тесно переплетаются мотивы правового и не правового характера, государственного и общесоциального содержания, взаимодействуют интересы различных групп, слоев, граждан общества.
Введение
Глава I. Законность – понятие, основные принципы, требования и гарантии.
1.1. Признаки, требования и принципы законности.
1.2. Гарантии законности: понятие и виды.
Глава II. Правопорядок: понятие, структура, функции.
2.1. Соотношение правового и общественного порядка.
Глава III. Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и
государственной дисциплины.
Заключение.
Список использованной литературы.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что правопорядок и общественный порядок не совпадают лишь частично. Правопорядок является центральной частью общественного порядка, которая в решающей части покрывает весь общественный порядок, так как основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом. Этими отношениями являются: отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения личности, ее права, свободы, обязанности: семейные, трудовые, гражданские, административные и иные отношения.
Правовое поле достаточно
широко, так как за его пределами
находятся только морально-этические,
личные, дружеские и иные отношения,
не требующие юридической
В целом различия между общественным порядком и правопорядком заключаются в следующем:
Данные категории не совпадают по своему происхождению и эволюции.
Общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условия существования, правопорядок же в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, когда возникает публичная власть, право, законы, так как он – атрибут государства.
Правопорядок и общественный порядок имеют разную правовую основу. Правопорядок базируется на нормах права и является результатом реализации этих норм. Общественный порядок основывается на следствии соблюдения не только правовых, но и всех социальных норм общества.
При нарушении правопорядка
и общественного порядка
Данные категории по-разному обеспечиваются. Если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок – насилу общественного мнения, меры негосударственного воздействия.
Правопорядок и общественный порядок различны по своему объему, элементному составу, содержанию. Общественный порядок значительно шире, чем правопорядок.
Глава III. Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии
и государственной дисциплины.
Законность и правопорядок тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся между собой как причина и следствие: есть законность – есть правопорядок, нет законности – нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми соблюдаются, то результатом такого положения является четкий правовой порядок.
Если правопорядок слаб и непрочен, то это говорит о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов.
Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная. Ведь не случайно в повседневном общественно- политическом лексиконе оба эти понятия ставят вместе: укрепление законности и правопорядка или нарушение законности и правопорядка. Правопорядок – это реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов. Правопорядок – это итог законности.
Взаимосвязь законности, правопорядка и демократии четко прослеживается. Не может быть подлинной демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Демократия в любом ее понимании не моет действовать вне правового поля, демократия может успешно развиваться только в правовом измерении. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок – тем более.
Демократия – это не вседозволенность, она есть четко отлаженная система управления обществом. Право, законы, порядок – неотъемлемые элементы демократии, без которых она превратилась бы в нечто непрочное и непонятное. Демократия без правовых рамок это анархия. Законность и правопорядок являются основой демократии.
Демократия – это власть народа. Власть без закона неполноценна, а закон, в свою очередь, бессилен без власти. Закон и власть в известном смысле можно назвать синонимами, так как они нужны друг другу и невозможны друг без друга. Суд выносит решение от имени власти, государства и на основе соответствующего закона, олицетворяя тем самым их тесную взаимосвязь. Власть призвана обеспечивать соблюдение закона, а закон удерживает власть в своих рамках, страхует от произвола и самоуправства.
Юридические нормы служат связующим звеном демократии, и чем надежнее эти звенья, тем устойчивее и стабильнее этот институт. Многие трудности российской демократии возникают оттого, что она пока не имеет твердых правовых основ, правовых традиций. Отсюда – многочисленные злоупотребления теми возможностями, которые открылись перед гражданами и их объединениями в новой России. Но, конечно же, само законодательство должно быть по своей сути демократическим.
Законность и правопорядок
также немыслимы без
Дисциплина же в свою очередь является понятием более широким чем законность, так как она предполагает соблюдение не только законов и иных нормативно-правовых актов, но и всех индивидуальных правил и установлений, а также устных приказов, распоряжений, указаний. Важнейшей частью дисциплины являются соблюдение работником внутреннего трудового распорядка в организации, своих служебных обязанностей, порученного дела. Особое значение дисциплина имеет для должностных лиц, деятельности государственного аппарата.
Конечно же, дисциплина включает в
себя законность, но к ней не сводится.
Эти явления близкие, но не совпадающие.
Законность является центром дисциплины,
без которого последняя немыслима.
Дисциплина - нечто большее, чем просто
законопослушание. Общее же между
двумя этими понятиями
Дисциплинированный человек – это, прежде всего внутренне организованный, пунктуальный, исполнительный и обязательный человек, привыкший к четкому распорядку своей жизни и деятельности. Это, как правило, высокосознательный, воспитанный, активный и требовательный к себе и другим индивид. Дисциплина – неотъемлемый элемент культуры личности, в ней большую роль играет самодисциплина.
Законность, правопорядок, демократия, государственная дисциплина – все эти понятия тесно связанны между собой, одно предполагает другое. Полноценное существование данных категорий в отдельности не возможно, так как одно дополняет другое, помогает обеспечивать исполнение основных принципов, требований других категорий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство управляется с помощью различных методов и средств – экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних важное место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому не удавалось.
Законы, их соблюдение – древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе. Ничего лучшего, более разумного человечество не придумало. Не будь законов, любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Законов не было лишь на самых ранних, незрелых стадиях развития истории, когда господствовали простейшие формы общежития.
В законе воплощен коллективный разум, поэтому он авторитарен, почитаемый и ставится превыше всего. Разумеется, законы обязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать себя связанной ими. В противном случае она не будет иметь морального права требовать этого от других, и следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе. В подчинении власти собственным законам – суть правового государства.
В современных российских условиях без законности и правопорядка невозможно решение стоящих перед обществом задач: успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства; построение гражданского общества и правового государства; эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочнение их гарантий; четкая работа государственного аппарата; борьба с преступностью; обеспечение управленческого процесса; формирование политико – правовой культуры и повышение правосознания личности и всего общества.
Для претворения в жизнь
этих и других задач требуется
организованность, порядок и дисциплина.
Понятно, что они касаются не только
рядовых членов общества, но и властных
структур, правящих элит и во власти
в целом. Стабильная правовая ситуация
выступает важнейшей
Наличие должного правопорядка в стране позитивно сказывается на ее международном престиже. Необходимо применять меры, которые будут направлены на укрепление государственности и законности, наведение порядка в стране, повышения управляемости обществом.
Список использованной
литературы
Правовые источники.
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию « Порядок во власти – порядок в стране»// Российская газета. 7 февраля 1997.
Учебная литература.
1. Борисов В.В. правовой порядок»/ Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т / Под ред. Марченко М.Н. Т.2 М., 1998
2. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Конституционная законность и конституционное правосудие.// Общая теория государства и права. ВВ 2 т./ Под ред. М.Н. Марченко. М. 1998.
3. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. Учебник М. 2002
4. Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М. 2004. Исследования.