Значение теории государства и права в правовой подготовке юриста-специалиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:01, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой заключается в определение роли теории государства и права на формирование грамотного современного российского юриста, на его профессиональную подготовку, и, следовательно, на создание правового государства.
Задачи курсовой работы состоят в том, чтобы, изучить все составляющие теории государства и права, осмыслить её функции, установить все её связи с другими юридическими науками. Многие учёные-правоведы, в своих работах раскрыли понятие теории государства и права, выделили её особенности и функции. Достаточно много научных трудов написано о государстве и праве, об их системах, но наиболее полно помогают ответить на поставленные вопросы, далеко не все работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…...3
1 Теория государства и права в системе юридических наук…………………….6
1.1 Система юридических наук………..…………………………………………..6
1.2 Значение теории государства и права в системе юридических наук........….7
1.3 Теория государства и права как наука и как учебная дисциплина…..…….12
2 Юридическое образование и главное о профессии юриста, адвоката............13
2.1 Современное образование и подготовка юристов……..…………………...13
2.2 Профессия юрист……..…………………………………………………….....16
2.3 Профессия адвокат.……………………………………………………….…..20
Заключение……...…………………………………………………………….….23
Глоссарий……………..…………………………….…………………………….26
Список использованных источников……...…………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа ТГИП.docx

— 127.07 Кб (Скачать документ)

Более полно описывает  основные государственно-правовые закономерности доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Н.И. Матузов2. Он считает, что предметом теории государства и права выступают (Приложение Б):

возникновение государства  и права;

смена их исторических типов;

развитие их сущности;

эволюция форм государства  и права;

построение системы  органов государства и системы  права;

осуществление функций  государства и права;

пределы регулирующего  воздействия государства и права  на общественные отношения;

расширение и обогащение прав личности, и усиление их защиты;

укрепление принципов  демократии, законности и правопорядка;

развитие правосознания  и правовой культуры граждан, должностных  лиц, всего общества;

соблюдение, исполнение, использование и применение норм права;

развитие юридической  науки теории государства и права.

Теория  государства и права, как и  любая другая юридическая наука, имеет свои функции, которые дают полное представление о ней и  о направлении научной деятельности (Приложение В). Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Только все вместе дают полное представление о назначении теории государства и права.

Первая  и самая основная из функций –  это онтологическая. Онтология – изучение о бытие, в котором исследуются основные принципы бытия, его структура, закономерности. Онтологическая функция отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой и т.д.

Гносеологическая  функция. Теория государства и права, вырабатывает теоретические конструкции  и приёмы и тем самым способствует развитию правового познания.

Эвристическая функция. Эвристика – это искусство нахождение истины, новых открытий. Данная функция в теории государства и права познаёт и объясняет государственно-правовые явления, открывает новые закономерности их развития в наше время.

Методическая  функция. Её категории, принципы, идеи и выводы служат опорой отраслевых и специальных юридических наук.

Политико-управленческая функция. Она формирует научные  основы как внутренней, так и внешней  государственной политики, обеспечивает научность государственного управления.

Идеологическая  функция. Она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно оказывая влияние  на правосознание субъектов права  и тем самым на регулирование  общественной жизни в целом.

Практически-организаторская  функция. Вырабатывает рекомендации для  решения многочисленных проблем  государственно-правового строительства, особенно в современный сложный  переходный период.

Прогностическая функция. Научное прогнозирование  имеет большое значение для предвидения  в государственно-правовой сфере.

Значительны достижения государствоведения и правоведения в прошлом, актуальны их проблемы сегодня, важны плодотворные направления  дальнейшего развития. Государственно-правовая действительность, политико-правовые процессы относятся к числу сложнейших и важнейших общественных сфер, от которых во многом зависит жизнедеятельность  общества в целом.

В то же время жизнедеятельность, социальная значимость теории государства  и права во многом определяется её связью с общественной практикой, способностью удовлетворять потребности последней. Практика обуславливает цели исследования государства и права, т.е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась  на научной основе. Так же практика служит критерием истинности научного знания. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность… своего мышления»3. Современная практика предъявляет повышенные требования к качеству и особенности научных разработок. Традиционная проблематика теории государства и права дополняется новыми проблемами исследований, уходящими нередко в сферу других отраслей научного знания. Так постепенно развивается интеграция различных наук, появляются комплексные исследования, плодотворно влияющие на прогресс науки в целом.

 

 

1.3 Теория государства и права как учебная дисциплина

 

 

Высшее  юридическое образование направлено на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, которые  будут способны к участию в  государственно-правовой жизни, и будут  обладать надлежащей политической и  правовой культурой. Узко профессиональная подготовка здесь не подходит, поскольку  она не только

уменьшает интеллектуальный потенциал юриста, но и не соответствует  его профессиональной деятельности как социально политической. Ясно, что юристам – специалистам надо хорошо знать то, что имеет значение для решения юридических дел, т.е. содержание конкретных законов, порядок  осуществления юридических процедур и т.п. Но, что бы понять всё это, надо использовать глубокие научные  знания о государстве и праве, необходимости верховенства закона во всех сверах жизни общества. Поэтому  значение теории государства и права  очень важно, т.к. она раскрывает мировоззренческий спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности.

Как учебная  дисциплина теории государства и  права выполняет очень важные функции: позволяет перейти к  изучению отраслевых юридических дисциплин  и развивает абстрактное, аналитическое  мышление формирует политическую и  правовую культуру, т.е. обеспечивает надлежащую общетеоретическую подготовку.

Следует видеть различия теории государства  и права как науки и учебной  дисциплины.

1.Теория  государства и права – учебная  дисциплина полностью основная  на теории государства и права  – науке. Поэтому чем больше  научные достижения, тем полнее  соответствующая дисциплина.

2.Различны  их цели, задачи, субъекты. Например, цель в учебной дисциплине  – доведение знаний до учащихся  с помощью методических приёмов,  а цель науки – приращение, наполнение новых сведений учёными  с использованием методологического  анализа.

3.Учебная  дисциплина более субъективна,  чем наука. Система теории государства  и права как науки обусловлена  реальной системой изучаемых  его государственно-правовых явлений  и максимально к ней приближена. Система на теории государства  и права как учебной дисциплины  во многом производна от усложнения  составителей учебных программ, количества часов на её изучение  и личных качеств человека  преподающего данную учебную  дисциплину.

Теория  государства и права играет ведущую  роль в общетеоретической подготовке студентов, вооружает их правильным научным подходом к отдельным  вопросам своей специальности, предохраняя  их от опасности стать «узкими  специалистами», активно помогает формированию высокообразованных и профессионально  подготовленных юридических кадров.

Углубление обратной связи между теорией государства  и права с частными или структурными юридическими науками ведёт к  возрастанию роли последних не только в специально-профессиональной, но и в общетеоретической подготовке студентов-юристов теория государства  и права эффективно воздействует на расширение кругозора  и развитие интеллектуального потенциала студентов, активно прививая правовую культуру. Как отмечает В.Н. Хропанюк, «Главная заслуга теории государства и  права состоит в том, что она  позволяет обучаемым со строго научных  позиций давать правильную оценку сложным  государственно-правовым явлениям общественной жизни понимать их социальное назначение, место и роль в политической системе  общества. Вооружённые знаниями общей  теории государства и права, юристы могут плодотворно содействовать  решению разнообразных вопросов государственного и правового строительства»4.

 

2 Юридическое образование и главное о профессии юриста,

 адвоката 

 

 

2.1 Современное образование и подготовка юристов

 

 

Бум юридического образования в  России, начавшийся в 1991-1992г вызван многими причинами: 1) развитие рынка  и предпринимательства; 2) активизация  законодательного процесса и политической жизни; 3) рост преступности и необходимости  борьбы с ней в рамках права. Труд юристов, оплачивается гораздо выше, чем в других специальностях, что  и делает данную профессию очень  популярной.

Система юридического образования  охватывает государственные вузы, муниципальные  образовательные учреждения и негосударственные  вузы и факультеты. До начала перестройки  государство полностью управляло  образовательными учреждениями. Но положение  изменилось после проведённых в  стране реформ конца 80-х – начала 90-х годов. Роль государства в  управлении образования стола определяться Законом об образовании от 10 июля 1992г (с изменениями в 1995г)5. В нём значительно расширена самостоятельность учебных заведений и введена самоуправляемость. Допущены платные дополнительные образовательные услуги, вузы получили возможность самим устанавливать зарплату преподавателям, разрабатывать образовательные программы и учебных курсов и т.д. (ст.32,35,36,39,45 Закона РФ об образовании).

Но всё же государства оставило за собой право инспектировать любое  образовательное учреждение на территории России «в порядке надзора» (п.7 ст. 30 указанного Закона) и устанавливать  Стандарты, «определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных  программ, максимальный объём учебной  нагрузки обучающихся, требования к  уровню подготовки выпускников» (п. 1 ст. 7 Закона). Федерация в лице её органов  власти и управления выдаёт лицензию на право открытия учебных заведений, проводит их аттестацию и аккредитацию.

Для государственных вузов с  платной формой обучения Госкомвуз  в декабре 1993 г разработал и ввёл государственный стандарт бакалавра (4 года учёбы) по направлению 521400 «Юриспруденция». Строя систему подготовки бакалавров по американскому образцу, авторы не учитывали, что в США после 4 лет  обучения в колледже и получения  степени бакалавра надо ещё 

закончить трёх годичную правовую школу при  университете и только после этого  он может заниматься юридической  деятельностью. Но Госкомвуз разъяснил, что лица получившие звание бакалавра, вправе занимать гос. должности.

В США высшее юридическое образование  отличается от Российского. Формально  оно находится в ведении министерства образования, которое, не неся административных функций, лишь формально распределяет средства федерального правительства  на покупку и занимается сбором статистических данных. Непосредственные требования к уровню знаний предъявляют межвузовские комиссии. В США существует Совет  по образованию. Это частная организация, однако, во всех вопросах высшего образования  полагаются на его рекомендации.

Основными учебными заведениями, где  преподают юридическую науку, являются школы права, куда принимаются лица, получившие полное университетское  образование.

Система преподавания значительно  различается по штатам. Большая часть  университетов готовит юристов  только для данного штата. Исключением  являются школы, дипломы которых  действительны на всей территории США6. Поскольку изучение права сравнительно доступно, профессия юриста в США всегда была и остаётся открытой. Ведь история развития юриспруденции в США гораздо больше, чем в России и поэтому системы отличаются друг от друга.

В настоящее время в нашей  стране образование переживает нелёгкие времена. Общеизвестно, что юридическое  образование занимает приоритетное место в системе высшей школы, т.к. оно призвано сыграть особую роль в условии формирования гражданского общества. В целом юридическая  наука РФ в данных условиях получает качественно новые основы для  собственного

развития. Впервые в истории России ей представляется возможность стать важнейшим  институтом гражданского общества. Задача же учёных юристов – способствовать ей (юридической науке) реализовать  эту миссию.

Непрерывное образование признано во всём мире, как мощное средство направленное на обогащение личности в культурном, профессиональном и духовно-нравственном смыслах. В настоящее время российское законодательство пытается реформировать  систему высшего образования, приближая  её к мировым стандартам. Придерживаясь  международного законодательства об образовании, пытаться обеспечить каждому человеку получение высокого уровня образования, особенно это необходимо в сфере  юриспруденции.

Свободный план по программе подготовки юристов-специалистов был разработан ещё в 80-х годах. Однако с тех  пор вузы внесли в него по своей  инициативе много изменений и  дополнений. Были исключены марксистко-ленинская  философия, научный коммунизм, научный  атеизм, народный контроль. В число  основных курсов были введены: экологическое  право, психология, компьютерное право, коммерческое право, эстетика, арбитражный  процесс. Особое внимание уделено теории государства и права. Она поставлена как основополагающая наука в  образовании юристов.

 

 

2.2 Профессия юрист

 

 

Деятельность юриста всегда вызывала глубокое уважение и  почитание, признавалось элитарной  и приоритетной в любой социальной среде. Сейчас, когда наше общество переживает трудные процессы демократизации и построения правовой государственности, особенно остро ощущается нехватка интеллектуальной правовой культуры во всех областях юридической деятельности.

Информация о работе Значение теории государства и права в правовой подготовке юриста-специалиста