Аппарат (механизм) государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:48, реферат

Описание

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.

Содержание

Введение
1. Понятие и структура (аппарата) механизма государства.
Общая характеристика
2. Орган государства: понятия, признаки, виды.
3. Структура государственного аппарата Российской Федерации.
4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата Российской Федерации.
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Аппарат (механизм) государства.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

5. Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы . Как установлено федеральным Законом “Об обороне”, Вооруженные Силы РФ — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской федерации.

Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной зашиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Деятельность Вооруженных  Сил РФ осуществляется на основании  Конституции РФ в соответствии с  федеральными конституционными законами, федеральными законами, и прежде всего законами об обороне, о Вооруженных Силах РФ и другими законами в области обороны, а также соответствующими нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Федеральным законом  “Об обороне” определено, что Вооруженные  Силы РФ состоят из центральных органов  военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые  входят в виды и роды войск Вооруженных  Сил государства, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и роды войск Вооруженных Сил РФ.

Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет Министр обороны  РФ через Министерство обороны РФ и Генеральный штаб Вооруженных  Сил РФ, являющийся основным органом  оперативного управления Вооруженными Силами РФ. Наряду с созданными в целях обороны Вооруженными Силами РФ, согласно рассматриваемому федеральному Закону, к обороне привлекаются Пограничные войска РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны.

Для выполнения отдельных  задач в области  обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки РФ, органы федеральной службы безопасности, органы пограничной службы РФ, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны и др. Хотя органы Вооруженных Сил РФ и другие, упомянутые здесь, привлекаются к выполнению задач в области обороны и структурно отнесены Конституцией РФ к исполнительным органам государственной власти, их функциональное назначение и специфика позволяют выделить их также в отдельную подсистему (группу) органов в структуре государственного механизма.

В ежегодных президентских  посланиях Федеральному Собранию РФ выполнение задач обеспечения свободы  и демократии как условий движения к прогрессу и процветанию  в нашей стране непосредственно связывается с необходимостью всемерного укрепления российской государственности, механизмов властвования в рамках права. К первоочередным мерам в этом направлении относятся: дальнейшее улучшение структуры и повышение эффективности функционирования механизма государства в целом и каждого из составляющих его органов в отдельности, слаженность и взаимодействие в их работе, нормативно-правовое обеспечение данного процесса.  

 

4. Принципы организации  и деятельности  государственного  аппарата Российской  Федерации

Принципы, о которых  пойдет речь, - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации  и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов. В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в федеральном Законе “О прокуратуре Российской Федерации” (новая редакция, п. 2, ст. 4) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Общие принципы, в  свою очередь, принято разделять  на две группы. К первой из них  относятся принципы, выраженные в  Конституции РФ, ко второй - принципы, сформулированные в Законе РФ “Об  основах государственной службы Российской Федерации” и иных федеральных законах (“О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О прокуратуре Российской Федерации” и др.).

Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия  проявляется в демократической  организации государства, республиканской  форме правления, при которых  носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице входящих в него органов.

Принцип гуманизма  в формировании и деятельности механизма  Российского государства зиждется на том, что оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция РФ в  ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития России.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная  власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и  судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип федерализма  в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что  Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации.

Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Рассмотренные общие  конституционные принципы организации  и деятельности механизма Российского  государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение  эта группа принципов получила в федеральном Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно- правовом акте сформулированы следующие принципы:

-верховенство Конституции  РФ и федеральных законов над  иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при  исполнении государственными служащими  должностных обязанностей и обеспечении  их прав;

-приоритет прав  и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;

обязанность государственных  служащих признавать, соблюдать и  защищать права и свободы человека и гражданина;

-единство системы  государственной власти, разграничение  предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

-равный доступ  граждан к государственной службе  в соответствии со способностями  и профессиональной подготовкой; 

-обязательность  для государственных служащих  решений, принятых вышестоящими  государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-единство основных  требований, предъявляемых к государственной  службе;

-профессионализм  и компетентность государственных  служащих;

-гласность в осуществлении государственной службы;

-ответственность  государственных служащих за  подготавливаемые и принимаемые  решения, за неисполнение либо  ненадлежащее исполнение своих  должностных обязанностей;

-внепартийность  государственной службы; отделение  религиозных объединений от государства;

-стабильность кадров  государственных служащих в государственных  органах. 

К числу этих принципов  следовало бы отнести также: сочетание  коллегиальности и единоначалия; экономичность государственной  службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как  системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.  

 

Заключение 

Механизм государства, как система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления, степенью интеграции государства в мировое сообщество и т.д. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.

Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее  время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение властей, местное самоуправление, права человека, гражданское общество, правовое государство, социальное государство и т.д.

Так, разделение властей  между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Информация о работе Аппарат (механизм) государства