Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 16:04, контрольная работа
Цель работы – выяснить, как Аристотель понимает категории государства и права и их взаимоотношения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- познакомиться с политическими взглядами Аристотеля по его трудам и исследованиям историографов;
- показать связь взглядов великого философа с общественно-исторической обстановкой Древней Греции периода кризиса политической системы;
- рассмотреть учение Аристотеля о времени;
- проанализировать взгляды философа на государство и право, его отношение к частной и общей собственности, к различным формам правления.
Введение 3
Глава 1. Аристотель об историческом процессе и государстве 5
1.1. Жизнь Аристотеля 5
1.2. Родовая община как элемент государства 7
1.3. Рабовладельческий универсализм Аристотеля 7
1.4. «Среднее» и идеальное государство в понимании Аристотеля 8
1.5. Историческая жизнь и ее структура по Аристотелю 10
Глава 2. Сила и слабость политических взглядов Аристотеля 11
2.1. Рассуждения философа о государстве 11
2.2. Отношение к общей и частной собственности 12
2.3. Представление Аристотеля о праве 13
2.4. Формы правления по Аристотелю 16
1.5.
Историческая жизнь
и ее структура по Аристотелю
Если под полисом Аристотель понимает определенное население, взятое в целом, то полития для него – устроение полиса, его структура. Полития есть благоустроенный и целый организм. Он невозможен без закономерной структуры. Закон является внутренним содержание политии. Аристотель говорит об автаркии всякой политии, о ее самостоятельности, о ее независимости ни от чего другого.
Все рассуждение Аристотеля соответствуют исторической жизни древних греков. «Полития есть основанная на родовой общине и рабовладении общность людей, которые вознамерились создать и всегда поддерживать закономерную и физиологически определенную автаркию в целях приобщения к вечности во всех своих поступках, мыслях, во всей своей жизненной целеустремленности». Основная идея «Политики» – понимание полиса как духовной организации.
Философ долгое время колебался между аристократией и монархией, но был поклонником македонского монархизма.
Глава 2. Сила и слабость
политических взглядов
Аристотеля
2.1.
Рассуждения философа
о государстве
Политические взгляды Аристотеля нашли отражение не только в «Политике», но и в «афинской политии», «Этике» и других сочинениях. Их отличительной чертой является тесная связь с этикой. Под этикой тогда понимали весь свод правил, традиций, которые регулировали жизнь общества в соответствии с общими интересами. Система морали понималась в общественном, а не личном плане.
Аристотель включал в политику и этику, и экономику. Политику же он определял как «науку о высшем благе человека и государства». Цель этики и политики одна – благосостояние человека и полиса, их счастье.
Аристотель не вышел за рамки полиса, хотя полисное устройство явно терпело крушение. Все остальные виды государственной организации, весь варварский мир он характеризовал как низшее общество, не достигшее политического уровня.
По Аристотелю, государство это «творение природы», продукт естественного развития. В его основе лежат потребности людей. Полис – это общество, поэтому Аристотель определяет человека как «общественное» или «политическое животное». Человек не может жить один, он нуждается в контактах, в общении с себе подобными, в объединении с ними. Существует несколько ступеней объединения. Первый тип объединения это семья, которая состоит из мужчины, женщины и детей. Далее большая (расширенная) семья, состоящая из нескольких поколений кровных родственников с боковыми ветвями. Затем деревня или селение. Наконец, полис.
По мере расширения круга объединения, его усложнения, восхождения ко ступеням общественной жизни возрастает количество благ, полученных человеком от общения, а также его безопасность. Выигрыш происходит от разделения труда.
Полис – высшая форма объединения. Он достаточно велик, чтобы удовлетворить все потребности человека. В то же время он «достаточно мал для хорошей организации, основанной на личном общении и не превращающей человека в часть гигантской структуры, в которой его роль практически сведена к нулю. Цель полиса – благо граждан».
Полис
это объединение людей и
Полис – это общение свободных и в известном смысле равноправных людей, обладающих разумом и способных самоопределяться, управляя своими действиями. Власть в полисе распространяется на свободных и равных граждан.
Рассуждения о свободе и равенстве не распространяются на рабов. Философ считает рабовладение естественным и необходимым. Раб лишен разума, управлять им так же естественно, как помыкать волом. Одни люди по природе своей рабы, а другие свободны. Это относится не только к отдельным лицам, но и целым народам.
Например, Аристотель убежден, что эллины рождены свободными, в варвары – по природе своей рабы, их покорение естественно.
В то же время философ считал недопустимым порабощение греков греками в результате плена или за долги, что было тогда нормальным и распространенным явлением.
Полис
– наиболее совершенная форма общественного
объединения. Она представляет собой органическое
целое и стоит выше семьи и индивида. Сфера
его ведения очень широка. Однако единство
полиса не должно идти в ущерб семье и
отдельному гражданину.
2.2.
Отношение к общей
и частной собственности
По
Аристотелю, общность имущества противоестественна,
а частная собственность
Общая
собственность
Защита частной собственности не мешала Аристотелю осуждать корыстолюбие и чрезмерное обогащение. Философ выделял две формы накопления богатства. Первая форма – своим трудом, через производство, создание материальных ценностей. Такая форма увеличивает общее богатство и выгодна полису.
При второй форме обогащения – посредством торговли, спекуляции, ростовщичества. Эта форма ничего нового не создает. Это перекачка готовых ценностей.
Идеал
Аристотеля в том, чтобы собственность
была частной, а плоды ее использовались
для общего блага. Этот идеал был воспринят
исламом, христианством, но доказал свою
практическую неприменимость.
2.3.
Представление Аристотеля
о праве
У Аристотеля тесно связаны два понятия: государство и право. Полис – это «правовое государство». В полисе должно господствовать право, а не люди. Благодаря своему общему характеру законы свободны от страстей, они представляют собой уравновешенный разум. Им не мешают симпатии, антипатии, эмоции.
Право – это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму и стабильность. Аристотель говорит в «Политике»: «порядок и есть своего рода закон».
Важнейшим признаком закона является его принудительная сила. Большинство людей не склонны поступать добродетельно. Поэтому необходимо принуждение на правовой основе.
Право, по мнению Аристотеля, тождественно справедливости. В доклассовом обществе представление о справедливости выражало нравственную оценку общиной поступков человека. Первоначально круг приложения понятия справедливости ограничивался родом или племенем. С развитием родового строя понятие справедливости стало распространяться и за пределы племени.
Древние греки оставались еще враждебными к варварам, они не признавали за ними справедливых прав. Мысль о том, что всякий человек имеет право на гуманное отношение, была чужда им. Однако уже начался прогресс в нравственных представлениях людей о справедливости.
Смягчалась жестокость войн. Первоначально всех побежденных мужчин убивали, впоследствии убийство военнопленных стало считаться постыдным. У Ксенофонта уже встречается мысль, что мирных жителей побежденной страны необходимо щадить.
В мифах Гомер описал «воздающую» справедливость богов. Их кара настигает виновного, его родственников и потомков. Вина властителя переносится на судьбы государства. Так троянцы расплачивались за грехи Париса.
Справедливость
изменяется на протяжении всей истории
человечества. Появление частной
собственности изменило людей и
их представления о
Аристотель убежден, что справедливое и законное должно совпадать. Цель права – общая польза, общее благо. Право регулирует отношения свободных и равных людей, отношения властвования и подчинения. Отношения между рабовладельцами и рабами не является предметом права.
В праве Аристотель выделяет несколько пластов. Он говорит о естественном праве, которое не нуждается в законодательном оформлении. Кроме того, философ выделяет условное право, то есть нормы, установленные людьми в форме законов и соглашений.
Он различает писаный и неписаный закон, или обычай. В Греции, как в любом древнем обществе, обычай, традиции регулировали все стороны жизни.
Аристотель – сторонник стабильного права. Он уважает обычаи, не одобряет расширения государственного регулирования и законотворчества, не считающегося с традициями. Искусство законодателя состоит в том, чтобы создавать законы, соответствующие государству, а не подгонять государственный строй к придуманным законам.
Даже несправедливый закон имеет обязательную силу иначе в обществе не будет порядка. Проведение грани между идеалом и действительностью в праве делает возможным их совершенствование.
Аристотель выделяет справедливость уравнивающую и распределительную. Первая основана на равенстве, вторая предполагает неравенство и оправдывает его.
Если несколько человек вкладывают деньги в общее дело, то прибыль следует поделить между ними в соответствии с долей капитала каждого из них. Это справедливо.
Тот же принцип должен применяться и при организации полиса. Цель полиса – общее благо. Чтобы обеспечить справедливое распределение власти, почестей, прав и обязанностей, нужно учесть вклад каждого в общее благо.
Вклад подданных не определяется только их состоянием и тратами на общественные нужды. Следует учитывать участие в вооруженных силах, в управлении, в образовании, и интеллект, и опыт, и богатство.
Политическая
организация представляется Аристотелю
сферой не уравнивающей, а распределяющей
справедливости. Важным показателем справедливости
Аристотель считает отсутствие крайностей
между бедностью и богатством, золотую
середину.
2.4.
Формы правления
по Аристотелю
Формы правления зависят от того, кто признается гражданином, или от числа властвующих. Нельзя, по мнению Аристотеля, признавать гражданами всех, кто полезен для государства. Из числа граждан нужно устранить не только рабов, но и тех, кто из-за отсутствия достатка, досуга, образования не способен самостоятельно приходить к разумным решениям. Это чужеземцы, ремесленники, торговцы, матросы.
Аристотель не наделяет гражданскими правами женщин.
Граждане – это те, «кто участвует в законосовещательной и судебной деятельности». Между ними может не быть полного равенства. Полноправным гражданином является тот, кто может быть избран на любую должность. Признаком хорошего гражданина может быть практическое знание организации и жизни полиса, как в качестве подданного, так и в качестве должностного лица.
Государства Аристотель делит на три группы по числу участвующих в управлении: где властвует один человек, немногие и большинство. Но к численному критерию он прибавляет этический. В зависимости от того, думает ли правитель об общем благе или печется только о собственных интересах, формы правления бывают правильные и неправильные (извращенные).
На основании сочетания этих двух критериев Аристотель выделяет и характеризует шесть форм правления. Правильная власть одного человека именуется монархией, а неправильная – тиранией. Правильная власть немногих – аристократией, а неправильная – олигархией. Правильная власть большинства называется политией, а неправильная – демократией.