Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:55, реферат
Функции характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. Среди основных функций политики выделяют: обеспечение целостности и стабильности общества как сложной социальной системы, интеграция различных слоев населения; управление и регулирование социальными процессами; выражение властно значимых интересов всех групп и слоев обществ; авторитарное распределение ценностей в обществе; политическая социализация личности; мобилизации и эффективности общей деятельности.(1)
Введение
Политический режим……………………………………….......……..…5
Отличия тоталитарных и авторитарных режимов..............................7
Основные типы авторитарных политических режимов……….…...11
Признаки авторитарного политического режима……………….…..12
Тоталитарная власть – крайняя форма авторитарного режима..…15
Заключение
Список литературы
2010
г.
Рецензия
Содержание
Введение
Заключение
Список
литературы
Введение
В самом общем виде политология это наука о политике. В современной политической науке нет однозначного определения термина “политика”, что объясняется сложностью политики, богатством её содержания, многообразием свойств. В соответствии с различными исследовательскими методами выделяют три основные группы определений политики: социологические, характеризующие политику через другие общественные явления – экономику, право, мораль, культуру; субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики; научно сконструированные, раскрывающих, её деятельностный характер. Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве её первоосновы власть и её носителей. Политика – это действия, направленные на власть, её обретение, удержание и использование.
Политика имеет сложную структуру. В качестве основных элементов обычно выделяют: политическое сознание; субъекты политики; политическую организацию; политические отношения; политическую культуру; политические интересы. Значение политики обусловлено функциями, которые она выполняет в обществе.
Функции
характеризуют важнейшие
Политическая теория рассматривает, прежде всего, институциональные аспекты организации власти. Она обращается к анализу основных элементов политической организации общества: государства, политических партий.
Политоло́гия (греч. πολιτικός — принадлежащий гражданам, гражданский, от греч. πολίτης — гражданин, далее от греч. πόλις — город; др.-греч. λόγος — мысль, причина), или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.(8)
Оформилась
как самостоятельная отрасль научного
знания в конце 1940-х; до того круг вопросов,
связанных с теорией государственного
устройства, рассматривался в рамках философии, а с конца XIX века —
также социологии.
1.Политический
режим
Термин
«политический режим» появляется в
научном обороте в 60-е гг. XX века.
Категория, «политический режим», по
мнению некоторых ученых; в силу синтетического
характера должна была рассматриваться
в качестве синонима формы государства.
По мнению других, политический режим
вообще должен быть исключен из состава
формы государства, поскольку функционирование
государства характеризует не политический,
а государственный режим. Дискуссии того
периода дали начало широкому и узкому
подходам к пониманию политического (государственного)
режима.
Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах – государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т. п.) – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим.
Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).
В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.(2)
Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.
Авторитарный
режим может существовать в разных
формах. Но при любой форме авторитаризма
государственная власть реально не формируется
и не контролируется народом.
2.Отличия
тоталитарных и
авторитарных режимов
Режим
тоталитарной власти в отличие от
авторитаризма оказывается
Организация тоталитарной власти имеет
иерархический характер: вверху пирамиды
находится вождь, обладающий абсолютной,
ничем не ограниченной властью; внизу
- массы, столь же абсолютно ему подвластные.
Такая организация власти формально сходна
с авторитаризмом. В действительности
же тоталитарная власть неделима на уровни:
на любом уровне социальной иерархии индивид,
обладая властью, обладал тем самым абсолютной
властью над вверенным ему "объектом".
Различие было именно в объекте приложения
власти, но не в ее характере.
Например, любой начальник районного масштаба
обладал всеми атрибутами власти - партийной,
хозяйственной, судебной, карательной
и т. п. Поэтому для функционирования тоталитарной
власти не нужно было принуждения, идущего
сверху вниз: тоталитарный индивид добровольно
подчинялся вышестоящему, получая в обмен
на покорность возможность абсолютной
власти "на своем месте". Можно сказать,
что ограничения в структуре тоталитарной
власти вытекали из пересечения индивидуальных
властей, что создавало непрерывное и
постоянное напряжение во всех узлах системы
и было источником энергии, питавшей существование
этой системы.
Основные моменты различия тоталитарного
и авторитарного режимов в следующем:
1. Наиболее серьезный момент связан с
пониманием цели, "исторической миссии"
данного режима, будь то доктрина "расового
превосходства", специфические национально-имперские
идеи или какие-то другие. Можно сказать,
что тоталитаризмом на первых порах двигала
та или иная утопическая мечта, направленная
против либеральной демократии, капиталистической
экономической системы и в какой-то мере
отвечавшая чаяниями большинства населения
страны. Подвижники тоталитарного идеала
рассматривали его как прообраз будущего
миропорядка. Поэтому тоталитаризм не
только ориентирован "вовнутрь",
т. е. на создание совершенного общества
в какой-либо отдельной стране, но и пытается
реализовать свои потенции "вовне",
т. е. распространить аналогичный своему
общественный строй на другие страны,
и в этом он, пожалуй, мало чем отличается
от некоторых нынешних демократий.
Авторитарные
государства в подавляющем большинстве
случаев не ставят перед собой задачу
полного преодоления предшествующего
социального строя. Военные хунты в Латинской
Америке обычно приходили к власти под
лозунгами сохранения утвердившегося
порядка, избавления от реальной или мнимой
угрозы его изменения. Авторитаризм склоняется
к идее органичного развития, под которым
часто скрывается желание
воспрепятствовать вообще всяким заметным
изменениям.
2. Другой признак, по которому
различаются тоталитарные и
3. Зачастую при авторитаризме
формально существуют
4. Авторитарные диктатуры предпочитают
сохранять традиционные классовые, сословные
или племенные перегородки, которые тоталитаризму
чужды. Тоталитаризм в период становления
в соответствии со своим утопическим идеалом
разрушает прежнюю социальную структуру,
разрывает традиционные социальные связи,
ликвидирует сложившуюся прежде социальную
дифференциацию, т. е. "превращает классы
в массы".
Это одновременно порождает огромный
слой людей, утративших свои социальные
корни и готовых следовать за новыми вождями,
которым они безоговорочно доверяют. Тоталитарные
режимы активно вторгаются в экономическую
сферу, либо устанавливая над ней строгий
контроль, либо подвергая её полному или
почти полному огосударствлению.
5. Многие авторитарные режимы
стремились сохранить прежний
социально-экономический уклад. Латиноамериканские
хунты, например, подходили к делу довольно
прагматично. Военные академии в Бразилии
и в Перу давали своим выпускникам не только
военные знания; они включали в программу
обучения и курсы экономической науки,
управления, основы социологии и т. д. Это
позволяло им трезво оценивать преимущества
той или иной системы хозяйствования.
И, захватывая власть, военные оставались
скорее контролерами, чем специалистами.
Они весьма осторожно относились к экономическим
процессам, а непосредственное управление
ими, как правило, поручали специалистам
из гражданских лиц. В противоположность
тоталитарным диктатурам такие авторитарные
режимы, как, например, в Южной Корее, на
Тайване, оказались достаточно эффективными
в экономическом отношении.