Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 21:42, курсовая работа
Цель данной работы – углубленное изучение авторитарного политического режима.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить особенности авторитарного политического режима.
2. Ознакомиться с типами авторитарного политического режима.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ КАК ГЛАВНАЯ 5
ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.2 Типология политических режимов 10
2. ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ АВТОРИТАРИЗМА 12
3. ТИПЫ АВТОРИТАРНЫХ РЕЖИМОВ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
СОДЕРЖАНИЕ
Государство это явление историческое. Первоначально в первобытном обществе не было ни государства, ни тем более какой–либо политической системы. В этом не было никакой потребности. Возникшие проблемы решались, как правило, силой авторитета вождей, силой общественного мнения, привычек, а чаще –грубой силой.
Однако в обществе происходила дифференциация социальной структуры, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникали новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. Появилась частная собственность. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.
Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство»1.
Специфическим проявлением политической власти государства является политический режим, как способ существования государства.
Цель данной работы – углубленное изучение авторитарного политического режима.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить особенности авторитарного политического режима.
2. Ознакомиться с типами авторитарного политического режима.
Объект исследования данной работы – авторитарный политический режим как способ существования государства и всей политической системы общества.
Предмет исследования данной работы – содержание авторитарного правления.
Каждое государство имеет свой политический режим. Классификация политических режимов – это демократический режим, авторитарный режим, тоталитарный режим, военно-диктаторский режим и др.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что от политического режима в государстве зависит форма правления, экономическое развитие, внутренняя и внешняя политика, взаимоотношения власти и общества и т.д.
Интересным в данной теме является так же и то, что авторитаризм является одним из наиболее распространенных в истории типов политических режимов.
Авторитаризм имеет богатую историю, которая включает в себя как древние тирании, деспотии, абсолютные монархии периода Средневековья и Нового времени, фашистские диктатуры, так и существующие ныне политические режимы (разновидности авторитаризма) в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки.
Таким
образом, богатство и разнообразие
авторитарных политических систем, по
сути являющихся промежуточным типом
между демократией и тоталитаризмом, обусловили
и ряд универсальных, отличительных черт
этих политических порядков. Все многообразие
политических режимов, в конечном счете,
сводимо к двум: демократическому и антидемократическому.
Антидемократический режим в ХХ и ХХI веках
выступают как авторитарные и тоталитарные.
Теория государства в
Режим
– это управление, совокупность
средств и методов
Политический режим – это
Термин
«политический режим» появляется в
научном обороте в 60–е гг. XX века.
Категория «политический режим»
Так, В. Н. Хропанюк разделяет понятия политического режима и государственного режима: «Формы государственного режима представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы)»2.
В то же время политический режим рассматривался и как совокупность методов и способов, с помощью которых государство проводит свою политику, поддерживает общественный и правовой порядок, строит отношения с гражданами, политическими партиями, оппозицией, инакомыслящими, с другими государствами.
В
такой парадигме понятие «
Политический режим это характеристика не только (и даже может быть, не столько!) государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы. Поскольку последняя является одним из уровней гражданского общества, постольку глубинные социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы4.
В политической науке сохраняются разнообразные подходы к трактовке политического режима. Институциональный поход довольно часто проявляется в определениях известных ученых. Так, Д.Истон считал, что политический режим это «правила и цели политического взаимодействия» Е. Вятр под политическим режимом понимает систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы на практике. М. Дюверже рассматривал политический режим как совокупность, взаимовлияние политических институтов («политические режимы это созвездия, звездами в которых являются политические институты», тем самым, учитывая их нормальное (конституционное) оформление и динамику.
Известный
французский социолог Р.Арон (1905-1983гг)
предложил рассматривать
По мнению известного российского политолога А.П. Бутенко, политический режим это совокупность приемов, способов и методов осуществления политической власти, определяемая в первую очередь социальной природой общественной силы, стоящей у власти, а также общей расстановкой других сил в обществе.
В
определении другого
В политической науке исследователи сходятся в том, что в характеристике государственной политики, в плане политического режима отражается соотношение основных компонентов государства, их опосредование политической системой, взаимодействие институтов государства и институтов общества.
Обобщая сказанное, можно отметить, что трудность определения понятия политического режима связана с попытками объединить, даже синтезировать множество взаимодействующих, но разнопорядковых компонентов: а) властно-волевых (воля, волевые аспекты власти, способы реализации власти: принуждение, убеждение); б) социальных (социальная основа режима, степень и форма выражения народного суверенитета и национальных интересов); в) институциональных (нормы права, органы и учреждения власти, охрана прав человека и гражданина, форма государственного правления, форма государственного устройства); г) реляционных (отношения и связи между субъектами политической власти, ветвями власти и субъектами политики вообще, институтами государства и общества, в т.ч. и международные отношения, соотношение политических сил в обществе); д) процессуальных и поведенческих (стабильность и нестабильность политического процесса, характер принятия политических решений и политического участия, контроля государства за поведением граждан, социальных групп, организаций, в частности за электоратом, неправительственными организациями, реализация прав человека и гражданина и т.д.)6.
Довольно наглядно такая попытка синтеза просматривается, например, в подходе к определению политического режима известным политологом С.С. Андреевым. Он пишет: «Органическое единство трех политических институтов – политической организации общества, системы методов осуществления власти и системы прав и свобод их институтов образует новое политическое явление – политическим режим». Трудности такого синтеза отразились в осторожном подходе политолога. Это объяснимо. Невозможно расширять объем понятия, включая очень крупные компоненты, новые элементы, не ограничивая содержание понятия и не принося при этом ущерб его гносеологической ясности и применимости в научном исследовании и учебном процессе. Поэтому правоведы выделяют наряду с политическим режимом еще и государственный режим для отличия институтов и процессуальных сторон политики.
Таким
образом, политический режим это
способ функционирования государства
и политической системы в их взаимодействии
между собой и с политической
жизнью общества, механизм сочетания
стабильности и социальных трансформаций,
обеспечения методов убеждения и принуждения
в государственном управлении.
Множество режимов можно разбить на несколько типов. Известный польский политолог Е.Вятр пишет, что типология помогает нам ориентироваться в джунглях реальной жизни. Вместо того чтобы говорить о 140-160 режимах во всем мире, которые незначительно отличаются друг от друга, мы можем систематизировать этот хаос7.
Сходство и различие существующих политических режимов определялось по таким признакам, как соотношение сил в обществе, формальное и реальное распределение властей, суть и объем предоставляемых гражданам прав, свобод и гарантий, широта участия граждан в управлении, возможности общественно–политического контроля со стороны общественных объединений и граждан за органами государственной власти, наличие легальной оппозиции и др. Наиболее распространенной является классификация политических режимов, в которой они разделяются на демократические, тоталитарные и авторитарные. Ее основы заложены еще в Античности в результате длительного изучения полисов и деспотий. Одна из первых типологизаций была преложена античным мыслителем Платоном, затем усовершенствована его учеником Аристотелем, анализировавшим около 100 существовавших тогда разновидностей правления8.