Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:29, реферат
Последние десятилетия ознаменовались глубокими трансформационными изменениями в экономических системах, охватившими страны бывшего социалистического лагеря — изменениями, означающими переход, от административно-командной, бюрократической системы к рыночно ориентированной экономике. Обобщение институциональных особенностей и закономерностей такого перехода было и остается предметом обстоятельного исследования экономистов — как теоретиков, так и практиков, а также юристов, политологов, социологов.
Анализ документов
При написании данной работы был использован учебник Бабосова Е.М. «Экономическая социология», в данной книге излагается теория и история экономической социологии, социальные аспекты экономического поведения и деятельности, социальные механизмы развития экономики. Для раскрытия темы реферата из данного издания была почерпнута информация о сущности экономических функций, выполняемых государством во взаимодействии с миром бизнеса. А так же об обобщенной структуре организации государственного регулирования экономики.
Часть информации, касающаяся, рассмотрения теоретических основ взаимоотношений государства и частных компаний, анализа предпосылок перехода экономических функций от государства к частному бизнесу и исследования факторов достижения равновесного состояния между ними, почерпнута из статья Осадчая Н.М. на тему: «Государство и бизнес: современные теории», опубликованной в научном журнале «МЭ и МО» («Мировая Экономика и Международные Отношения») за 2006 год.
Анализ модели взаимодействия государства в Республике Беларусь с частным предпринимательством, осуществлен при помощи аналитических статей различных научно-теоретических журналов страны.
Так в работе использована статья «Роль государства как гаранта в развитии частного предпринимательства в Республике Беларусь» Орлова И.П. опубликованная в «Вестнике БГУ» №1 за 2008г. В данной работе уделяется большое внимание значению психологической и социальной готовности населения страны жить в условиях функционирования института частной собственности. Уделяется внимание важности поддержки государства, не только путем вмешательства в экономическую деятельность субъектов хозяйствования, а именно моральной поддержки бизнес начинаний общества.
Статья «Государство становится партнером» Герменчука В.В. и Герменчук Е.В., опубликованная в журнале «Беларусская думка» №10 за 2012 год, раскрывает политические и правовые аспекты либерализации экономики Беларуси. Из данной публикации взята информация о инициативных действиях государства на пути к сотрудничеству власти и бизнеса, а также о реакции хозяйствующих субъектов на новые институциональные решения.
Введение
Последние десятилетия ознаменовались глубокими трансформационными изменениями в экономических системах, охватившими страны бывшего социалистического лагеря — изменениями, означающими переход, от административно-командной, бюрократической системы к рыночно ориентированной экономике. Обобщение институциональных особенностей и закономерностей такого перехода было и остается предметом обстоятельного исследования экономистов — как теоретиков, так и практиков, а также юристов, политологов, социологов.
В переходных процессах всех этих стран огромную роль играло и играет государство, которое само должно было перестраиваться, обновляя свои функции. Эта роль государства была особенно важна в деле создания одного из столпов современной рыночной экономики – бизнеса. В современной Белоруссии эти трансформационные процессы еще далеки от своего завершения.
Складывающиеся отношения между государством и бизнесом, порой слишком «дружелюбные», а порой и враждебные, нуждаются в дальнейшем усовершенствовании, особенно с точки зрения выработки соответствующих институциональных рамок этих отношений.
Задача достижения равновесного состояния требует длительного времени на закрепление форм взаимоотношений между всеми участниками экономических процессов. Это создает объективную потребность в оценке эффективности данных взаимоотношений и сопутствующих им рисков для характеристики уровня развития институционального устройства и выработки стратегии долгосрочного развития национальной экономики.
Государство — это основной
институт политической системы, организация,
выполняющая функции
Главным признаком государства является публичная власть, которая опирается на механизмы принуждения, используя правовые санкции, и реализуется через деятельность государственных служащих.
Во взаимодействии с миром бизнеса государство выполняет целый ряд регуляционных экономически функций.
Первая из таких функций заключается в том, ято государство осуществляет защиту права собственности, создаваемой и приумножаемой гражданами за счет их трудовых доходов от участия в общественном производстве, от ведения хозяйства и доходов от средств, инвестированных в создание и развитие предприятий фирм и т.п., а также вложенных в банки и другие финансово кредитные учреждения.
Вторая экономическая
функция государства состоит
в обеспечении свободы
Третья экономическая
функция государства
Четвертая функция государства
в экономической сфере
Пятая функция заключается
в разработке стратегии социально-
Шестая функция государства в развитии экономики проявляется в регулировании взаимоотношений между трудом и капиталом, между предпринимателями и наемными работниками, в создании условий для эффективного взаимодействия между ними, т.е. для полной реализации социально-экономических прав, которые обеспечивают свободу действий общественных организаций трудящихся и предпринимателей, создают предпосылки для их социального партнерства.
Седьмая функция государства в регулировании социально-экономических процессов проявляется в перераспределении доходов, прежде всего в дифференцированном взимании налогов с прибыли и личных доходов граждан, ориентированным на регулирование сверхвысоких доходов наиболее богатой части населения через прогрессивное налогообложение, препятствующее чрезмерному имущественному расслоению социально-экономических групп, способному привести к дестабилизации социально-политической обстановки.
Восьмая функция государства
в развитии экономики заключается в законодательном
регулировании занятости, призванном
обеспечить равные возможности всем гражданам
страны в получении рабочего места; содействовать
такой структуре занятости, которая является
экономически целесообразной, эффективному
распределению и перераспределению трудовых
ресурсов в соответствии с динамикой профессионально-
Девятая функция государства
состоит в обеспечении
Десятая функция в развитии экономики включает в себя регулирование внешнеэкономической деятельности почти всех субъектов хозяйствования, ориентированное на активное участие в международном разделении труда и мировом рынке в качестве взаимовыгодного дополнения к национальной экономике.
Одиннадцатая экономическая
функция государства состоит
во всемерном развитии социальной сферы
как главного фактора роста производства,
поскольку ведущей
В процессе осуществления государством его регулятивных экономических функций складывается сложноструктурированная система взаимодействий государства с основными сферами и отраслями экономики, регионами страны и хозяйствующими субъектами. В этой системе можно выделить три основных структурных элемента. Первый из них составляет совокупность мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых государством и его органами в центре и на местах. Второй элемент – совокупность средств, использование которых позволяет достигать делаемого результата государственного регулирования экономики. Третий элемент этой системы – сферы, отрасли, регионы, отдельные крупные предприятия (фирмы), на которые оказывается государственное воздействие, а также ситуации, требующие государственного вмешательства.
Взаимоотношения бизнеса и государства — тема очень широкая, имеющая давнюю историю и сочетающая большое разнообразие точек. Есть ли у государства основания иметь свои интересы в бизнесе отдельных компаний или ему необходимо проводить единую политику в отношении коммерческих предприятий? Или же наоборот, бизнесу надлежит использовать государство как инструмент для достижения собственных задач? Однозначных ответов на подобные вопросы нет ни у государственных чиновников, нуждающихся в ограничении своих полномочий, ни у частных компаний, которым необходимо защищать свои интересы.
Рассмотрим подробнее основные подходы к анализу взаимодействия бизнеса и государства, сформировавшиеся на сегодняшний день. Интерес к этой проблеме возник очень давно. Еще А. Смит указывал на роль защищенности прав собственности в развитии торговли и предпринимательства. В одной из первых книг, положивших начало изучению экономики, он писал: «В странах, где гарантируется надежная защита [собственности], каждый обычный человек может использовать капитал и получать прибыль в текущем или в будущем периоде. … В тех же несчастных странах, где существует постоянная угроза, исходящая от власть предержащих, предприниматели вынуждены хранить значительную часть своего капитала в надежном месте с тем, чтобы вовремя укрыться с ним в безопасное место».
Из этого положения следует, что государство, заинтересованное в повышении благосостояния своих граждан, обязано заботиться о таких аспектах предпринимательской деятельности, как безопасность, надежность правоотношений, гарантия выполнения договоров и другие принципы, которые принято относить к понятию «права собственности». Долгое время считалось, что роль государства должна ограничиваться обеспечением защиты этих прав и не допускать вмешательства государственных органов в дела отдельных компаний. За этим убеждением стояла вера в способность рынка к самостоятельному решению всех возникающих проблем. Однако по мере развития и укрепления капитализма эти проблемы становились все сложнее и острее. Отдельные объединения предпринимателей захватывали целые рынки и поднимали цены, чем наносили ущерб обществу и государству, а проблема контроля над ними выдвигалась на передний план.
Бурное развитие корпораций на базе акционерного капитала, начавшееся во второй половине XIX в. и продолжившееся в начале XX в., охватившее Америку и Европу, показало, что естественных ограничений, о которых писал Адам Смит, недостаточно для предотвращения монополизации рынка. К концу XIX в. доля всей собственности, находящейся под управлением корпораций, оценивалась разными авторами в пределах от 25% до 80%. Многие современники этого процесса начали выражать тревогу, что в результате корпоратизации будет поставлена под вопрос свобода личности индивида, который теперь оказывался неконкурентоспособен в качестве самостоятельной предпринимательской единицы и был вынуждена довольствоваться участием на рынке труда. Когда из корпораций стали формироваться более крупные объединения — тресты, картели и синдикаты, стало понятно, что сама по себе монополизация не прекратится и потребуется вмешательство государства.
Первой страной, которая пошла по пути введения законодательных ограничений на деятельность корпораций, стали США, принявшие в 1890 г. предложенный сенатором Шерманом Акт против трестов (Sherman Anti-Trust Act). Согласно этому закону, объявлялась нелегальной любая деятельность, ведущая к ограничению свободной торговли, а нарушение этого правила преследовалось в судебном порядке. Долгое время этот акт использовался преимущественно против трестов и картелей, пока в 1914 г. его не сменил Акт Клейтона, который конкретизировал предмет правонарушений и ввел ограничения на деятельность монополий. Тем самым государство официально признавало существование угрозы собственной безопасности и эффективности рыночной конкуренции со стороны формирующихся объединений экономических агентов и предпринимало меры для борьбы с ними.
Какие объективные процессы лежали в основе этого процесса объединения, удушающего конкуренцию и ведущего к появлению монополии?
Одним из первых на этот вопрос ответил К. Маркс, показав, что сам процесс конкуренции и накопления капитала ведет к его концентрации и централизации, на базе которых и вырастает его противоположность — монополия. Более того, К. Маркс (затем В. Ленин и др.), развивая теорию классов и классовой борьбы, связал экономическое господство монополизированного капитала с его властью над институтами государства.
Подобное «инструментальное» представление о государстве как о продолжении власти класса капиталистов наталкивается на ряд серьезных контраргументов. В первую очередь потому, что на практике значительная часть деятельности государства осуществляется в интересах общества в целом, в том числе в интересах социально незначительных слоев населения, вследствие чего большая доля государственных расходов идет на социальные цели, а также попадает в распоряжение среднего и мелкого бизнеса. Кроме того, оказывается, что класс капиталистов не всегда выступает как единое целое — в рамках «класса» тоже имеет место конкуренция между отдельными фирмами и отраслями.