Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:03, доклад
Современное государство как сложное и многостороннее явление рассматривается с различных точек зрения: управленческой, экономической, юридической, исторической. Изучение государства в современных условиях с применением разных подходов позволит избежать узкого и одностороннего взгляда, как на само государство, так и на возникающие в его рамках проблемы. Одной из таких проблем для большинства демократических стран в последние десятилетия стала проблема перераспределения управленческих функций и полномочий, или децентрализация.
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В СТРАНЕ
Современное государство
как сложное и многостороннее
явление рассматривается с различных
точек зрения: управленческой, экономической,
юридической, исторической. Изучение государства
в современных условиях с применением
разных подходов позволит избежать узкого
и одностороннего взгляда, как на
само государство, так и на возникающие
в его рамках проблемы. Одной из
таких проблем для большинства
демократических стран в
Ясно одно, что задача
децентрализации не может быть
решена так быстро, она предполагает
несколько этапов. Вместе с
тем она предусматривает и
децентрализацию местных бюджетов.
Данный процесс в республике обусловлен
двумя основными блоками
Первый блок составляют политические факторы: а) продолжение поэтапного процесса демократизации в республике; б) неэффективное решение местными органами управления проблем на местах. Например, когда региональные власти не способны решить проблемы населения, что заставляет обращаться к Президенту страны.
Так, на первом этапе реформ
для успешного решения
Совершенствование системы государственного управления, частью которого в Казахстане является и местное управление, обязательно должно сопровождаться децентрализацией управления. Это естественный путь развития местного самоуправления, что подтверждается существующей практикой и историей создания муниципальных образований за рубежом. Децентрализация управления позволяет:
во-первых, сократить
затраты на содержание
во-вторых, повысить социальную
активность и включение
Во второй блок входят экономические факторы: а) необходимость смены принципиального подхода к осуществлению бюджетного выравнивания; б) реформирование существующего механизма межбюджетного регулирования и распределения налогов между республиканским и местными бюджетами; в) улучшение системы межбюджетных трансфертов.
В связи с этим для нашей республики возможны два пути децентрализации.
1. Передача определенных
полномочий региональным
2. Развитие институтов местного самоуправления, которые предоставят возможность населению принимать участие в решении своих проблем.
В первом случае не исключено,
что существенных улучшений в
решении проблем населения
Поэтому наиболее приемлемым на сегодняшний день является развитие институтов самоуправления, проект которого в настоящее время дорабатывается, а также введение выборности сельских, поселковых, аульных акимов.
Дискуссии о формировании органов местного самоуправления, о модели, которая возможна у нас в республике, идут довольно давно. Предлагаются различные схемы и механизмы функционирования. Выделяются следующие аргументы в пользу институтов местного самоуправления. Во-первых, это эффективность. Органы самоуправления решают местные задачи в целом эффективнее, нежели структуры государственной власти, формируемые сверху. Кроме того, знание местной специфики выбираемыми руководителями, а также отсутствие жесткой подчиненности вышестоящим инстанциям.
Во-вторых, ответственность
местных сообществ перед
В-третьих, восприимчивость к интересам и инициативам общественных объединений и организаций, совместное решение возникающих проблем. Вместе с тем местное самоуправление обладает тенденцией к ускоренному саморазвитию.
Обратимся к зарубежному
опыту. Например, в странах Восточной
Европы вопрос децентрализации и
развития системы местного самоуправления
решался изначально, в переходный
период, что было обусловлено стремлением
стран бывшего
В частности, в Чехии
закон «О муниципальных
В 2001 году правительство
Чехии приняло законы о
Реформирование системы
самоуправления в Венгрии
Так же, как и в
Чехии, единицей местного само-
Так же поэтапно
децентрализация
Политический и финансовый
аспекты децентрализации обычно
пользуются большим вниманием, чем
административные ее аспект. Во многих
случаях децентрализация
Процесс децентрализации
государственной власти может завершиться
успешно или неудачно в зависимости
от финансовых и административных характеристик
и элементов создания местного потенциала.
Роль центра важна для всех элементов
разработки и успешного осуществления
процесса децентрализации
Учитывая все положительные
и отрицательные моменты уже
разработанных документов, а также
глубоко изучив международный
опыт, Казахстану предстоит выбрать
собственный путь
Кенжебалина Нургуль
МЖБ-21 тобы
Информация о работе Децентрализация как основа демократических преобразований в стране