Демографическая политика и её задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:09, контрольная работа

Описание

Цель работы: исследовать роль демографической политики в постепенной стабилизации численности населения и формировании предпосылок последующего демографического роста.
Задачи:
Рассмотреть, что включает в себя понятие демографическая политика.
Проанализировать демографическую ситуацию в России.
Изучить задачи демографической политики.
Ознакомиться с механизмами реализации демографической политики в Российской Федерации.
Исследовать прогнозы демографической политики в Российской Федерации до 2025 года.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Демографическая политика – политика народонаселения……6
1.1. Понятие демографической политики………………….………………….6
1.2. Демографическая политика в России……….…………………………….8
1.3. Естественное движение населения………………………………………...10
Глава 2. Задачи демографической политики…………………………….13

Глава 3. Механизмы реализации демографической политики Российской Федерации………………………………………………………………………16

Глава 4. Прогнозы реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025года……………………………………………17

4.1. Основные этапы……………………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………...22

Список использованной литературы………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по политологии 2011.docx

— 57.88 Кб (Скачать документ)
    1. Естественное движение населения.

Используя статистические данные, проведем анализ динамики показателей рождаемости и смертности населения России.

За период, прошедший после  переписи населения 2002 года (2003-2008 годы), естественная убыль российского  населения составила 4,0 млн. человек. Однако если в 2003 году число умерших превысило число родившихся в 1,6 раза, то в 2008 году - в 1,2 раза. Это привело к сокращению естественной убыли российского населения в 2008 году до 362 тыс. человек. Это наименьший показатель за последние 15 лет.14

Вследствие снижения смертности населения показатель ожидаемой  продолжительности жизни при  рождении за 2006-2007 годы вырос у мужчин на 2,5 года, у женщин - на 1,5 лет. Несмотря на то, что сокращение числа умерших  в 2008 году по сравнению с 2007 годом  составило только 4,5 тыс. человек, ожидаемая  продолжительность жизни по предварительной  оценке возросла у мужчин до 61,7 лет, у женщин - до 74,2 лет (в 2007 г. - 61,4 и 73,9 соответственно). Это объясняется существенным снижением показателя младенческой смертности. В 2008 г. он составил 8,5 умерших детей в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми (в 2007 г. - 9,4).15

Снижение смертности произошло  по всем основным классам причин смерти кроме новообразований. В связи с этим в структуре смертности этот класс уверенно поднялся на второе место после болезней системы кровообращения, которое до 2006 года удерживали внешние причины смерти, отобразим это с помощью таблицы № 1.

Высокой остается смертность населения от причин, связанных с  употреблением алкоголя. Это алкогольная  кардиомиопатия, случайные отравления алкоголем, алкогольная болезнь печени, хронический алкоголизм, алкогольные психозы, дегенерация нервной системы, вызванная алкоголем, хронический панкреатит алкогольной этиологии. В 2008 году от этих причин умерло 56 тысяч мужчин и 20 тысяч женщин.16

 

Таблица 1.

Показатели смертности населения

 по основным  классам причин смерти.

 

% доля в общем числе  умерших

 

Год

 

Всего

умерших(тыс.чел.)

1995

2000

2005

2008

1995

2000

2005

2008

 

2203,8

 

2225,3

 

2303,9

 

2075,9

 

100

 

100

 

100

 

100

в то числе от:

болезни системы

кровообращения

 

1163,5

 

1231,4

 

1299,5

 

1186,0

 

52,8

 

55,3

 

56,4

 

57,1

 

новообразований

 

298,7

 

297,9

 

287,9

 

289,3

 

13,6

 

13,4

 

12,5

 

13,9

внешних причин смерти

 

348,5

 

318,7

 

315,9

 

244,5

 

15,8

 

14,3

 

13,7

 

11,8

болезней органов дыхания

 

108,8

 

102,1

 

94,7

 

79,5

 

4,9

 

4,6

 

4,1

 

3,8

болезней органов пищеварения

 

67,8

 

64,7

 

93,8

 

90,4

 

3,1

 

2,9

 

4,1

 

4,4

некоторых инфекционных и  паразитарных болезней

 

30,5

 

36,2

 

39,0

 

34,5

 

1,4

 

1,6

 

1,7

 

1,7

 

прочих болезней

 

186,0

 

174,3

 

173,1

 

151,7

 

8,4

 

7,9

 

7,5

 

7,3


 

Среди всех умерших почти 30% приходится на лиц трудоспособных возрастов (более 600 тыс. человек в  год), из них 80% - мужчины.

По-прежнему первое место  среди причин смерти трудоспособного  населения занимают внешние причины. По уровню смертности от этих причин выделяются самоубийства, транспортные травмы, отравления алкоголем, убийства. Они составляют более 50% умерших от всех внешних  причин смерти. Эти же причины являются главенствующими и для мужчин трудоспособных возрастов.

У женщин трудоспособного  возраста среди причин смерти на первом месте, в отличие от мужчин, стоят  причины, связанные с болезнями  системы кровообращения, внешние  причины - на втором, среди них главенствуют причины от транспортных травм.

Позитивную динамику в  последний межпереписной период демонстрируют показатели рождаемости. В 2008 году родилось 1,7 млн. детей, что на 103,8 тыс. человек (на 6%) больше, чем в 2007 году. По предварительной оценке суммарный коэффициент рождаемости составил 1,5 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста. Рост данного показателя за 2008 год оказался наибольшим за период с 2000 года, когда в России началось увеличение уровня рождаемости.17

Итак, подведем итог: на снижение численности населения России влияет такой фактор, как естественное движение населения (рождаемость и смертность). Проведя анализ статистических данных можно сделать вывод, что снижение смертности произошло по всем основным классам причин смерти. Вследствие этого вырос показатель ожидаемой продолжительности жизни у мужчин и женщин. Позитивную динамику демонстрируют и показатели рождаемости.

Глава 2. Задачи демографической политики.

Благодаря анализу демографической  ситуации в России можно поставить  ряд задач, осуществление которых  поможет вывести страну из столь  тяжелого положения. Перечислим их, опираясь на «Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»:

♦ сокращение уровня смертности граждан, прежде всего в трудоспособном возрасте;

♦ сокращение уровня материнской  и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

♦ сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности  активной жизни, создание условий и  формирование мотивации для ведения  здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально  значимыми и представляющими  опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

♦ повышение уровня рождаемости;

♦ укрепление института  семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

♦ регулирование внутренней и внешней миграции, привлечение  мигрантов в соответствии с потребностями  демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости  их социальной адаптации и интеграции.18

В статье «Демографический кризис в России: социально-политический анализ» представлены цели и задачи, которые играют не последнюю роль в формировании демографической  политики:

Прежде всего, это формирование гражданско-правового общества с  социально ориентированной экономикой. Постановка всех имеющихся ресурсов (особенно природных) на службу народу.19

Во-вторых, принятие федеральных  и региональных законов, которые  бы защищали духовно-нравственные основы нации, семьи и детей, от негативных тенденций и т.д. Очевидно внесение изменений и дополнений в законодательные акты, касающиеся семьи и брака, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, информационной защиты населения и в особенности детей.20

В-третьих, осуществить экономическое  обеспечение среднедетной семьи по добавлению приемлемого дохода, по снижению налогов и предоставлению кредитов для домохозяйств.21

В-четвертых, полностью прекратить финансирование всех программ по контрою над рождаемостью, выйти из международных соглашений и обязательств по контролю над рождаемостью, прекратить деятельность иностранных организаций и фондов по контролю над рождаемостью. Обязать СМИ сделать редакционную политику просемейной; всеми мерами поощрять усыновление детей-сирот гражданами России.22

В-пятых, отказаться от государственного вмешательства в личную жизнь  граждан в виде политики «Планирования  семьи» и «Полового воспитания»  детей. Запретить рекламу абортов  и ввести определенные ограничения  на них (по социальным показателям), взяв за образец законодательства таких  стран как Германия и Польша.23

В-шестых, завершить подготовку и принять Федеральный Закон  «О молодежи». Всячески поощрять открытие многопрофильных ювенологических центров, центров защиты семьи, материнства и детства, социальной и психологической помощи семье и ребенку. Расширить подготовку и осуществлять государственный заказ на специалистов по социальной работе с молодежью.24

В-седьмых, расширить финансовую поддержку (государственную и благотворительную) демографическим, ювенологическим и гендерным научным исследованиям. Национальной академией ювенологии, Национальной академией гендерной и семейной политики, РОО «Центр Демографических исследований» и других активизировать научную общественность на издание учебной и научно-популярной литературы демографической направленности.25

Наконец, видимо назрела  социально-политическая необходимость  создания, при Президенте РФ Совета по демографической политике с участием всех заинтересованных слоев и институтов общества.

 

Глава 3. Механизмы реализации демографической политики Российской Федерации. 

 

Реализацию демографической  политики Российской Федерации на период до 2025 года предполагается осуществлять путем:

♦ дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики с учетом мер по реализации демографической политики, общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Федерации, направленных на создание системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития;

♦ включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;

♦ учета задач демографической политики при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач демографической политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;

♦ методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление демографическими процессами;

♦ постоянного мониторинга и анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики;

♦ развития научных исследований в сфере народонаселения. 26

 

Глава 4. Прогнозы реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

 

4.1. Основные этапы. 

 

Говоря о реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года нужно отметить, что осуществление её запланировано в три этапа.

На первом этапе (2007-2010 годы)  реализация  мер, направленных на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития. А также осуществление основной части мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечнососудистых заболеваний. Проведение необходимых мероприятий по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов. Оказание государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей.27

Разработка специальных  мер по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшение условий труда, содействие занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечение местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин. А также разработка долгосрочных программ, направленных на популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности важных в геополитическом отношении регионов Российской Федерации.28

На этом этапе в субъектах Российской Федерации планировалась разработка региональных демографических программ, направленных на улучшение демографической ситуации, учитывающих специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованных с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства.29

При разработке указанных  программ первоочередное внимание было уделено наиболее острым проблемам народонаселения, характерным для конкретного региона субъекта Российской Федерации. Программы должны быть обеспечены необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением.

На первом этапе должны быть созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года.

В результате реализации мероприятий  первого этапа предполагалось снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост.

На втором этапе (2011-2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.30

К 2015 году предусматривается  существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих  детей.

В связи с реализацией  с 2010 года дополнительных мер государственной  поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала будут разработаны меры по расширению строительства доступного семейного жилья, развитию дополнительных образовательных услуг.

Информация о работе Демографическая политика и её задачи