Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:32, реферат
Современная российская политическая система определяется Конституци-ей Российской Федерации 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не от-вечает общепринятым критериям демократии. Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы го-сударства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Обладая при-знаками демократии, он еще не является демократическим.
В свете последних событий, произошедших в период подготовки к выбо-рам в президенты Российской Федерации, например таких как “Восстание на Болотной площади в Москве ”, “Марш миллионов”, считаю актуальным про-анализировать состояние политической системы страны и изменения, проис-ходящие в ней, связанные с передачей власти одним политическим деятелем другому.
Введение ……………………………………………………………………………......3
1. Соотношение политической системы и политического режима в современной России ……………………………………………………………………...……………4
2. Политический режим Б. Н. Ельцина.....……………………………………………….8
3. Политический режим В. В. Путина ...……………………………………………..…13
4. Недемократические тенденции в политическом режиме современной Рос-сии…..21
5. Демократические тенденции в политическом режиме современной Рос-сии……..24
Заключение……………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...............28
«Сочетание либеральной экономики, жесткой власти, открытой, независимой внешней политики характерно для консерватизма в его голлистской разновидности»27, - считает В.Никонов. Именно на этих столпах строил свою политику президент Франции Шарль де Голль, которая принесла ощутимые для страны результаты. Именно такой политике придерживается российский президент Владимир Путин. С одним лишь отличием: у России и Франции различный демократический опыт, несопоставимый как по временному интервалу, так и по качественным параметрам.
4. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России
Обеспокоенность значительной
части политологического
В современной России
еще сохранились некоторые
Сложность реформирования тоталитарной организации в России заключается в том, что для ее осуществления необходимо значительно поднять уровень оплаты труда наемной рабочей силы, для чего нужны обширные капиталовложения. В то же время для повышения эффективности экономики также необходимы значительные дополнительные инвестиции. Повысить уровень инвестирования экономики для ее модернизации и одновременно повысить оплату труда всей массе наемных работников без больших иностранных капиталовложений невозможно. Поэтому для реформируемой России требуется новая и мощная система мобилизации наемного персонала, который должен работать лучше, чем при социализме, за значительно меньше дореформенной оплату труда.
Неустойчивость сложившейся ситуации затрудняет процессы демократизации России и создает условия для усиления в стране авторитаризма.
Авторитарность заложена
в традициях российского
Свобода, не подкрепленная материальной составляющей, которую должно обеспечить социальное государство, является обузой для человека. Для того, чтобы хорошо жить в условиях свободы, необходимо проявлять инициативу, повышать профессиональный уровень, не надеяться на помощь государства, а самому, по возможности, решать жизненные проблемы. Для этого необходима психологическая готовность личности, а также помощь со стороны государства, которое с помощью правовых норм должно обеспечить реализацию свободы гражданина в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах. Соответствующим образом должны работать политические институты и бюрократия, которая в российских условиях является главным препятствием на пути становления демократических свобод.
Чувство неудовлетворенности в обществе объясняется не только неадекватным решением проблемы социальной справедливости, но и унижением чувства национального достоинства россиян, оскорбленного чувства патриотизма, которое всегда составляло фундамент духовной жизни России.
Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальные рычаги воздействия на его политику у других ветвей власти серьезно ограничены.
Усилению авторитарных тенденций способствуют так же такие факторы, как:
- распространение терроризма;
- перманентный рост преступности;
- природные катаклизмы;
- этнорегиональные и конфессиональные конфликты;
- нестабильность ситуации внутри правящих элит;
- военные действия в Чечне.
Надо отметить, что
тенденции к авторитаризму
Озабоченность по поводу
российского авторитаризма А.
5. демократические тенденции в политическом режиме современной России
С другой стороны, в современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти; отсутствует ведущая идеология; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.
В последние годы приняты законы, которые способствуют повышению значимости политических партий в политической жизни страны: выборы в Государственную Думу теперь проходят только по пропорциональной системе, а в законодательные органы субъектов федерации – по смешанной, причем не менее половины депутатов избираются по спискам политических партий; политическим партиям, победившим на выборах в региональный парламент, предоставляется право предлагать президенту кандидатуру для выдвижения на пост главы администрации субъекта федерации; с 2006 г. начала работать Общественная палата, одной из важнейших задач которой является проведение экспертизы наиболее значимых законопроектов в целях реализации интересов общества.
Для усиления в России
демократических тенденций
Ввиду неэффективности российской власти растет число сторонников внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую систему путем перераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства и премьера. Независимо от политических ориентаций многие из них выступают за предоставление парламентскому большинству права формирования правительства и контроля за его деятельностью.
В отсутствие массового среднего класса, влиятельных самостоятельных партий и независимого от власти местного самоуправления перспективы демократической трансформации авторитарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов - от наличия в самой правящей элите влиятельных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся «транснациональное гражданское общество». Инициированные в 2006 г. Президентом России национальные проекты в области образования, здравоохранения, развития агропромышленного комплекса и строительства доступного жилья призваны стабилизировать общественно-политическую ситуацию и оказать помощь гражданам в получении жизненно важных услуг.
Вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.
Следует также отметить, что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.
Заключение
В качестве заключения хотелось бы привести предупреждение, прозвучавшее от аргентинского политолога Гильермо О`Доннелла, относительно гибели демократии. Исследователь выделяет два вида такой гибели: внезапная и медленная. Внезапная смерть происходит вследствие гражданской войны, государственного переворота или какого-либо еще заметного события, которое сразу же привлекает внимание и указывает на точную дату гибели демократии. Но враги демократии действуют и более тонкими и безопасными методами, позволяющими покончить с ней медленно. Постепенно и незаметно происходит эрозия демократических свобод, гарантий и процессов. При этом нельзя указать точную дату, когда демократию следует объявить усопшей. Можно лишь заметить задним числом период постепенного удушения, когда при каждом затягивании петли демократические деятели как внутри страны, так и за рубежом раз за разом упускали шанс дать отпор, поскольку каждый шаг сам по себе не казался достаточно серьезным для полной мобилизации сил. Медленная смерть коварна: насилие и репрессии, сопровождающие ее, могут быть столь же крупными, как и в случае внезапной смерти, но при этом умирающая демократия способна прикрыться претензиями на сохраняющуюся внутреннюю и международную легитимность, из-за чего оказывается затруднительным предпринять соответствующие и своевременные внутренние и международные меры.
Список использованной литературы
1. Гуторов В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность. Методологические аспекты // Полис. 2001. №3.
2. Красин Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей // Полис. 2004. №6. С.125.
3. Никонов В. Путинизм // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003.
4. Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России // Полис. 1997.№1.
5. Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. пособие. М., 2006. С.197.
6. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1982-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001.
7. Соловьев А.И. Технологии администрирования: политические резонансы в системе власти современной России // Полис. 2004. №6. С.105.
8. Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. М., 2005.
9. Шевцова Л.Ф. Смена Режима или Системы? // Полис. 2004. №1. С.47.
10. Шестопал Е.Б. Авторитарный запрос на демократию, или почему в России не растут апельсины // Полис. 2004. №1.
11. Яковлев А.Н. Реформация в России // Общественные науки и современность. 2005. №2. С.8.
1 Красин Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей. Полис, 2004. №6. С.125.
2 Яковлев А.Н. Реформация в России. Общественные науки и современность, 2005. №2. С.8.
3 Шевцова Л.Ф. Смена Режима или Системы? Полис, 2004. №1. С.47.
4 Гуторов В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность. Методологические аспекты. Полис, 2001. №3. С.80.
5 Соловьев А.И. Технологии администрирования: политические резонансы в системе власти современной России. Полис, 2004. №6. С.105.
6 Шестов Н.И. Идея единства страны и реформа российской политической системы. Полис, 2004. №6. С.112.
7 Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. пособие. М., 2006. С.197.
8 Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. М., 2005. С.27.
9 Ростоу Д. Переходы к демократии: попытка динамической модели. Полис, 1996. №5. С.9.
10 Смолин О.Н. Указ. соч. С.203-204.
11 Клиентела – совокупность клиентов какого-либо патрона; форма социальной зависимости, близкая к рабству.
12 Согрин В.В. Политическая история современной России. 1982-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001. С.238.
13 Яковлев А.Н. Указ. соч. С.12.
14
http://www.kremlin.ru/appears/
15
http://www.kremlin.ru/appears/
16 Урнов М., Касамара В. Указ. соч. С.26.
17 Шевцова Л.Ф. Указ. соч. С.47.
18 Там же. С.50.
19 Ачкасов В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество. Полис, 2001. №3. С.89.
20 Урнов М., Касамара В. Указ. соч. С.26-27.
21 Яковлев А.Н. Указ. соч. С.11.
22 Шевцова Л.Ф. Указ. соч. С.48.
23 Никонов В. Путинизм. Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003. С.29.
24 Шестопал Е.Б. Указ. соч. С.26.
25 Пастухов В.Б. Третий срок Путина как альтернатива политическому ханжеству. Реплика политического циника. Полис, 2006. №2. С.164.
26 Соловьев А.И. Указ. соч. С.105-108.
27 Никонов В. Указ. соч. С.37.
28 Яковлев А.Н. Указ. соч. С.13.
Информация о работе Демократическая политическая система современной России