Демократическая политическая система современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:32, реферат

Описание

Современная российская политическая система определяется Конституци-ей Российской Федерации 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не от-вечает общепринятым критериям демократии. Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы го-сударства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Обладая при-знаками демократии, он еще не является демократическим.
В свете последних событий, произошедших в период подготовки к выбо-рам в президенты Российской Федерации, например таких как “Восстание на Болотной площади в Москве ”, “Марш миллионов”, считаю актуальным про-анализировать состояние политической системы страны и изменения, проис-ходящие в ней, связанные с передачей власти одним политическим деятелем другому.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………......3
1. Соотношение политической системы и политического режима в современной России ……………………………………………………………………...……………4
2. Политический режим Б. Н. Ельцина.....……………………………………………….8
3. Политический режим В. В. Путина ...……………………………………………..…13
4. Недемократические тенденции в политическом режиме современной Рос-сии…..21
5. Демократические тенденции в политическом режиме современной Рос-сии……..24
Заключение……………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...............28

Работа состоит из  1 файл

Реферат по политологии.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

«Сочетание либеральной  экономики, жесткой власти, открытой, независимой внешней политики характерно для консерватизма в его голлистской разновидности»27, - считает В.Никонов. Именно на этих столпах строил свою политику президент Франции Шарль де Голль, которая принесла ощутимые для страны результаты. Именно такой политике придерживается российский президент Владимир Путин. С одним лишь отличием: у России и Франции различный демократический опыт, несопоставимый как по временному интервалу, так и по качественным параметрам.

 

 

 

 

4. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России

 

Обеспокоенность значительной части политологического сообщества авторитарными тенденциями в формировании политического режима в современной России вполне очевидна. Некоторые из этих тенденций субъективны, а некоторые кроются в российском политическом менталитете и в недавней советской политической практике.

В современной России еще сохранились некоторые тоталитарные традиции, имеющие свою специфику. В этой связи принципиальное значение имеет тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превращения всей массы населения в наемных рабочих государства и тотальной экономии на оплате труда. Эта экономия, или сверхэксплуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого довоспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий.

Сложность реформирования тоталитарной организации в России заключается в том, что для ее осуществления необходимо значительно поднять уровень оплаты труда наемной рабочей силы, для чего нужны обширные капиталовложения. В то же время для повышения эффективности экономики также необходимы значительные дополнительные инвестиции. Повысить уровень инвестирования экономики для ее модернизации и одновременно повысить оплату труда всей массе наемных работников без больших иностранных капиталовложений невозможно. Поэтому для реформируемой России требуется новая и мощная система мобилизации наемного персонала, который должен работать лучше, чем при социализме, за значительно меньше дореформенной оплату труда.

Неустойчивость сложившейся  ситуации затрудняет процессы демократизации России и создает условия для усиления в стране авторитаризма.

Авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений. По данным правительства в 2004 г. разница в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных людей в России составляла 14,1 раза, в 2005 г. – 14,8 раза. То есть наблюдается не сокращение, а увеличение разрыва, который становится опасным. В развитых государствах разрыв составляет 4-7 раз. Исследователи считают, что при разнице в доходах в 7 раз в социально-экономической сфере начинают происходить позитивные качественные изменения, свидетельствующие о необратимости перемен.

Свобода, не подкрепленная  материальной составляющей, которую  должно обеспечить социальное государство, является обузой для человека. Для того, чтобы хорошо жить в условиях свободы, необходимо проявлять инициативу, повышать профессиональный уровень, не надеяться на помощь государства, а самому, по возможности, решать жизненные проблемы. Для этого необходима психологическая готовность личности, а также помощь со стороны государства, которое с помощью правовых норм должно обеспечить реализацию свободы гражданина в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах. Соответствующим образом должны работать политические институты и бюрократия, которая в российских условиях является главным препятствием на пути становления демократических свобод.

Чувство неудовлетворенности  в обществе объясняется не только неадекватным решением проблемы социальной справедливости, но и унижением чувства национального достоинства россиян, оскорбленного чувства патриотизма, которое всегда составляло фундамент духовной жизни России.

Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальные рычаги воздействия на его политику у других ветвей власти серьезно ограничены.

Усилению авторитарных тенденций способствуют так же такие  факторы, как:

- распространение терроризма;

- перманентный рост  преступности;

- природные катаклизмы;

- этнорегиональные и  конфессиональные конфликты;

- нестабильность ситуации  внутри правящих элит;

- военные действия  в Чечне.

Надо отметить, что  тенденции к авторитаризму усиливаются, когда перед обществом стоят  качественно новые задачи, требующие  времени и большого напряжения всех социальных ресурсов.

Озабоченность по поводу российского авторитаризма А.Яковлев  высказал следующим образом: «В силу многолетних традиций авторитарность в нашей стране перенасыщена психологией нетерпимости и догматизмом, не приемлющими перемен. Отсюда и тоска по Ленину, Сталину, Андропову, и возврат старого гимна, и новая цензура, и активность льстецов, и предложение восстановить памятник Дзержинскому, и обманчивые надежды на военных, способных, якобы, «навести порядок». Видимо у новой правящей элиты явно не хватает времени заглянуть в реальную историю страны»28.

 

5. демократические тенденции в политическом режиме современной России

 

С другой стороны, в современной  России все отчетливее проявляются  характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти; отсутствует ведущая идеология; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.

В последние годы приняты  законы, которые способствуют повышению  значимости политических партий в политической жизни страны: выборы в Государственную Думу теперь проходят только по пропорциональной системе, а в законодательные органы субъектов федерации – по смешанной, причем не менее половины депутатов избираются по спискам политических партий; политическим партиям, победившим на выборах в региональный парламент, предоставляется право предлагать президенту кандидатуру для выдвижения на пост главы администрации субъекта федерации; с 2006 г. начала работать Общественная палата, одной из важнейших задач которой является проведение экспертизы наиболее значимых законопроектов в целях реализации интересов общества.

Для усиления в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей: реформы административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы местного самоуправления, реформы здравоохранения и образования.

Ввиду неэффективности  российской власти растет число сторонников  внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую систему путем перераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства и премьера. Независимо от политических ориентаций многие из них выступают за предоставление парламентскому большинству права фор­мирования правительства и контроля за его деятельностью.

В отсутствие массового  среднего класса, влиятельных самостоятельных  партий и независимого от власти местного самоуправления перспективы демократической трансформации авторитарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов - от наличия в самой правящей элите влиятельных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся «транснациональное гражданское общество». Инициированные в 2006 г. Президентом России национальные проекты в области образования, здравоохранения, развития агропромышленного комплекса и строительства доступного жилья призваны стабилизировать общественно-политическую ситуацию и оказать помощь гражданам в получении жизненно важных услуг.

Вектором развития политической власти в современной России в  последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.

Следует также отметить, что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В качестве заключения хотелось бы привести предупреждение, прозвучавшее от аргентинского политолога Гильермо О`Доннелла, относительно гибели демократии. Исследователь выделяет два вида такой гибели: внезапная и медленная. Внезапная смерть происходит вследствие гражданской войны, государственного переворота или какого-либо еще заметного события, которое сразу же привлекает внимание и указывает на точную дату гибели демократии. Но враги демократии действуют и более тонкими и безопасными методами, позволяющими покончить с ней медленно. Постепенно и незаметно происходит эрозия демократических свобод, гарантий и процессов. При этом нельзя указать точную дату, когда демократию следует объявить усопшей. Можно лишь заметить задним числом период постепенного удушения, когда при каждом затягивании петли демократические деятели как внутри страны, так и за рубежом раз за разом упускали шанс дать отпор, поскольку каждый шаг сам по себе не казался достаточно серьезным для полной мобилизации сил. Медленная смерть коварна: насилие и репрессии, сопровождающие ее, могут быть столь же крупными, как и в случае внезапной смерти, но при этом умирающая демократия способна прикрыться претензиями на сохраняющуюся внутреннюю и международную легитимность, из-за чего оказывается затруднительным предпринять соответствующие и своевременные внутренние и международные меры.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Гуторов В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность. Методологические аспекты // Полис. 2001. №3.

2. Красин Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей // Полис. 2004. №6. С.125.

3. Никонов В. Путинизм // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003.

4. Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России // Полис. 1997.№1.

5. Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. пособие. М., 2006. С.197.

6. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1982-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001.

7. Соловьев А.И. Технологии администрирования: политические резонансы в системе власти современной России // Полис. 2004. №6. С.105.

8. Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. М., 2005.

9. Шевцова Л.Ф. Смена Режима или Системы? // Полис. 2004. №1. С.47.

10. Шестопал Е.Б. Авторитарный запрос на демократию, или почему в России не растут апельсины // Полис. 2004. №1.

11. Яковлев А.Н. Реформация в России // Общественные науки и современность. 2005. №2. С.8.

1 Красин Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей. Полис, 2004. №6. С.125.

2 Яковлев А.Н. Реформация в России. Общественные науки и современность, 2005. №2. С.8.

3 Шевцова Л.Ф. Смена Режима или Системы? Полис, 2004. №1. С.47.

4 Гуторов В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность. Методологические аспекты. Полис, 2001. №3. С.80.

5 Соловьев А.И. Технологии администрирования: политические резонансы в системе власти современной России. Полис, 2004. №6. С.105.

6 Шестов Н.И. Идея единства страны и реформа российской политической системы. Полис, 2004. №6. С.112.

7 Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. пособие. М., 2006. С.197.

8 Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. М., 2005. С.27.

9 Ростоу Д. Переходы к демократии: попытка динамической модели. Полис, 1996. №5. С.9.

10 Смолин О.Н. Указ. соч. С.203-204.

11 Клиентела – совокупность клиентов какого-либо патрона; форма социальной зависимости, близкая к рабству.

12 Согрин В.В. Политическая история современной России. 1982-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001. С.238.

13 Яковлев А.Н. Указ. соч. С.12.

14 http://www.kremlin.ru/appears/2004/05/64879.shtml

15 http://www.kremlin.ru/appears/2005/04/25/1223_type63372type82634_87049.shtml

16 Урнов М., Касамара В. Указ. соч. С.26.

17 Шевцова Л.Ф. Указ. соч. С.47.

18 Там же. С.50.

19 Ачкасов В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество. Полис, 2001. №3. С.89.

20 Урнов М., Касамара В. Указ. соч. С.26-27.

21 Яковлев А.Н. Указ. соч. С.11.

22 Шевцова Л.Ф. Указ. соч. С.48.

23 Никонов В. Путинизм. Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003. С.29.

24 Шестопал Е.Б. Указ. соч. С.26.

25 Пастухов В.Б. Третий срок Путина как альтернатива политическому ханжеству. Реплика политического циника. Полис, 2006. №2. С.164.

26 Соловьев А.И. Указ. соч. С.105-108.

27 Никонов В. Указ. соч. С.37.

28 Яковлев А.Н. Указ. соч. С.13.

Информация о работе Демократическая политическая система современной России