Демократические основы политической жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 04:53, контрольная работа

Описание

Идея гражданского общества восходит к политико-юридической мысли античности. Данное понятие выступает как синоним понятия «политическое общество», т.е. «государство». Быть членом общества означало быть гражданином - членом государства. Это обязывало действовать в соответствии с государственными законами, не нанося вреда другим гражданам. Такое положение вещей определялось тем, что в античности и средние века отдельный человек по сути дела не мыслил себя вне экономической, социальной, культурной, религиозной и иных сфер жизни общества.
Переход от средневековья к новому времени ознаменовался вызреванием гражданского общества и выявлением различий между общественными и сугубо государственными институтами. Идея индивидуальной свободы поставила на повестку дня вопрос о свободе человека как личности, как члена общества, независимого от государства.

Содержание

2. Введение
3. Основная часть
4. Заключение
5. Терминологический словарь
6. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 57.68 Кб (Скачать документ)

Принцип разделения властей  является предпосылкой верховенства права  и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического  и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это  означает, что никакая религия  не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется  так же и в том, что религиозные  объединения отделены от государства  и равны перед законом.

Политический плюрализм  предполагает наличие различных  социально-политических структур, функционирующих  в обществе, существование политического  многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной  власти, принятие государственных решений  и т.д. ). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление – деятельность независимых объединений  граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

 

 

Выборы – основа демократии.

 

   Демократический строй характеризуется политической свободой граждан. Свободой выражать свое мнение, свободной выбирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Демократия нераздельная с выборами, поскольку народовластие в гражданском правовом государстве не может осуществляться иначе как через выборных представителей населения в органах власти. Для реализации народом своих избирательных прав в различных демократических государствах применяются три избирательных системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.  
Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления и определения результатов голосования.  
На протяжении всей истории существования демократических государств получили наибольшее распространение мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы. Прежде чем проанализировать практику применения каждой из них, имеет смысл дать хотя бы общие характеристики.  
Мажоритарная избирательная система. Мажоритарной (от фр. majorité – большинство) называется система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей.  
Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос. При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины – 2/3, 3/4 и т.д.  
Пропорциональная избирательная система. В отличие от мажоритарной (для избрания кандидат должен получить большинство голосов избирателей в избирательном округе), здесь действует принцип пропорциональности, или относительного соответствия между голосами и депутатскими мандатами. Вследствие этого система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (депутатские мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.  
Смешанная избирательная система, как следует из ее названия, представляет собой сочетание двух моделей: мажоритарной и пропорциональной.  
Определение достоинств и недостатков конкретных избирательных систем, которые, как показывает опыт многих стран, выявляются лишь в ходе нескольких избирательных циклов, позволяет минимизировать риск серьезных потрясений в политической и общественной жизни, который возможен в связи с резкими изменениями избирательной системы, особенно в политически нестабильной ситуации. Почти трехвековой путь становления и развития применяемых сегодня в разных странах избирательных систем дает возможность аналитикам выявить недостатки двух основных форм участия граждан в формировании органов государственной власти: мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, а также проанализировать и выявить природу возникновения тенденции объединения избирательных систем в современных демократических государствах.  
Применяемая сегодня в таких странах, как США, Канада, Австралия, Великобритания, Индия мажоритарная избирательная система является исторически первой избирательной системой, в основу которой лег принцип большинства при определении результатов голосования. Именно с нее начали проводиться выборы в парламенты. Она способствует созданию стабильного правительства, опирающегося на партию большинства.  
За довольно долгий исторический срок применения мажоритарной системы сложились три ее варианта, три вида большинства: квалифицированное, абсолютное и относительное. На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому¬либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время при выборах депутатов конгресса США.  
Данная система имеет свои преимущества – такие, как простота, возможность участия избирателей в процедуре выдвижения кандидатов, поименное знание всех кандидатов. Однако выборы по подобной системе исключают влияние малочисленных партий в парламенте, поскольку способствуют образованию системы больших взаимозависимых, сравнительно стабильных партийных блоков. Происходит вытеснение многих политических сил за пределы активной парламентской деятельности.  
Политическим следствием применения такой системы является постоянное чередование у власти двух крупных утвердившихся в государстве политических партий, тогда ответственность за управление фактически несет правящая партия, а проигравшая партия переходит в оппозицию. Еще одним существенным недостатком мажоритарной системы является то, что значительная часть избирателей страны может оказаться непредставленной в органах власти, чем нарушаются как основные принципы избирательного права, так и демократии.  
Существует мнение, что мажоритарная система наиболее удобна для манипулирования политической волей избирателей, и это в действительности отчасти подтверждается тем, что выборы в большой степени зависят от раскройки избирательных округов. При так называемой «нарезке» округов создается возможность для проведения разного рода искажений и прямых махинаций – таких, как неравная численность избирателей в округах или «избирательная география»: установление территориальных границ между двумя округами так, чтобы в обоих большинство составлял электорат определенной партии (кандидата).  
Такое положение исключается при применении пропорциональной избирательной системы, в основу которой положен принцип пропорционального представительства в законодательном органе различных существующих в обществе политических взглядов, течений и выражающих их партий.  
Пропорциональная избирательная система на столетие моложе мажоритарной. В конце XIX века она была введена в ряде кантонов Швейцарии, затем принята в Бельгии – и в 1906 году – в Финляндии (входившей в то время в состав Российской Империи). Сегодня эта система существует более чем в 60 странах мира, преобладая в Западной Европе. Все пропорциональные системы рознятся между собой, имея в каждой стране свои значительные особенности.  
В классическом виде содержание пропорциональной избирательной системы заключается в том, что каждая партия получает в представительном органе число депутатских мест, пропорциональное количеству поданных за нее голосов избирателей. Самое сложное при пропорциональной системе заключается в том, чтобы точно подсчитать, сколько мест причитается той или иной партии.  
Часто распределение осуществляется путем установления избирательной квоты (избирательного метра), которая определяется путем деления общего числа действительных голосов на число мандатов, приходящихся на данный избирательный округ.  
Приведем маленький пример. Если, скажем, между кандидатами победивших партий необходимо распределить 100 депутатских мандатов, а на выборах проголосовало 60 млн избирателей, то количество поданных голосов надо поделить на 100. Таким образом, избирательная квота (метр) на этих выборах составила 600 тыс. голосов на 1 место в парламенте.  
Очевидно, что количество депутатских мандатов, полученных каждой партией, должно быть пропорционально количеству поданных за нее голосов. Соответственно, от каждого партийного списка мандаты получают столько человек, сколько раз избирательная квота укладывается в собранное партией число голосов. Допустим, за партию проголосовало 1,5 млн избирателей. Если поделить эту цифру на 600 тыс. (избирательная квота на этих выборах), получится 2,5 места. Возникает вопрос: как учесть такие остатки?  
На выборах в Госдуму ФС РФ эта проблема решена следующим образом. Сумма голосов избирателей, участвовавших в выборах, делится на 450 – число депутатских мест в Государственной Думе. Полученный результат представляет собой так называемое первое избирательное частное.  
Допустим, проголосовало 100 млн россиян. Делим на 450 = 222.222. Далее число голосов избирателей, отданных за каждый федеральный список партий, преодолевших избирательный барьер (кстати, на думских выборах 2011 года он составит не 7, а 5 процентов) делится на первое избирательное частное.  
Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.  
Допустим, избирательный барьер преодолели три партии: X, Y, Z.  
За партию Х проголосовало 50 млн избирателей. Делим на 222.222= 225,000023. То есть кандидата из списка партии Х должно быть передано 225 депутатских мандатов в Госдуму.  
За партию Y проголосовало 22 млн человек. Делим на 222.222= 99,000099. Соответственно – 99 мандатов.  
За партию Z проголосовало 15 млн. Делим на 222.222= 67,500067. Получается 67 мандатов.  
Таким образом, партиям передается 390 мандатов. Нераспределенными остались 60 мандатов.  
Следующим этапом становится вторичное распределение оставшихся мандатов, которые по одному передаются тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате первичного распределения.  
В приведенном нами примере сначала партии Z, затем партии Y, затем – Х. В результате каждая из этих трех партий получает при вторичном распределении еще по 20 мандатов. Но если бы оставался 61 мандат, то партия Z получила бы 21 дополнительный мандат, а две другие – по 20 мандатов. После этого места в нижней палате Российского Парламента распределяются внутри каждого списка. При этом общефедеральная часть списка имеет приоритет перед региональной.  
Достоинствами пропорциональной избирательной системы считаются примерно равное представительство политических сил в представительном органе в зависимости от популярности у избирателей и возможность меньшинства иметь своих представителей в парламенте. Она позволяет более полно учесть разнообразные интересы и ценности, существующие в данном обществе. В отличие от мажоритарной, пропорциональная система позволяет группам и слоям избирателей, поддержавшим кандидата, не получившего большинства в масштабе избирательного округа (страны, региона), располагать своими представителями в законодательном органе.  
Однако, несмотря на бесспорное преимущество перед мажоритарной системой относительно соблюдения демократических принципов и международных норм избирательного права, у пропорциональной системы также есть ряд существенных недостатков и спорных аспектов. Например, возможность частичной утраты связи депутатов с избирателями и с конкретными регионами.  
Наиболее сложная проблема, с которой сталкивается любое государство при проведении пропорциональной системы, заключается в том, что данный метод определения исхода парламентских выборов для создания стабильного большинства требует все же наличия крупных и влиятельных партий, способных заручиться поддержкой 50% голосов электората и выше. Это условие особенно важно для стран, где правительство формируется в соответствии с волей парламентского большинства (Германия, Испания, Швеция, Латвия) или может быть смещено парламентом путем вынесения ему вотума недоверия (Франция, Польша, Россия).  
Отсутствие же влиятельной партии с абсолютным большинством в парламенте чревато частыми правительственными кризисами. В данном контексте крайне показателен опыт Италии, в которой пропорциональная система используется более 40 лет. Избиратели на протяжении десятков лет голосуют за одни и те же полюбившиеся им партии, партии выдвигают одних и тех же кандидатов, которые много лет заседают в парламенте, что ведет к коррупции.  
Огромное количество мелких партий, неспособных создать устойчивые коалиции, привело к смене в этой стране более 56 кабинетов министров, что дало политологам основания назвать такую ситуацию «кризисом итальянского пропорционализма». История наглядно показывает, что частые правительственные кризисы и многочисленность досрочных выборов препятствуют формированию в государстве самостоятельного и дееспособного правительства и эффективному функционированию исполнительной ветви власти, чем создают опасность дестабилизации обстановки в государстве и обществе в целом.  
С целью избежать этого ряд стран применяет обе системы: и мажоритарную и пропорциональную. Такая система проведения выборов, называемая смешанной, позволяет избирателю выбирать и конкретного политического деятеля, и партию, политическая позиция которой на устройство жизни в стране представляется ему наиболее близкой или эффективной.  
Смешанная избирательная система основана на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Ее суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть – в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.  
На основе смешанной избирательной системы в России до 2007 года проходило формирование Государственной Думы: 225 депутатов избирались по мажоритарной системе относительного большинства, 225 – по пропорциональной избирательной системе. Сейчас, как уже отмечалось выше, используется пропорциональная избирательная система.  
В Австралии смешанная система проявляется по¬иному: одна палата парламента избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а другая – по пропорциональной системе. В Египте смешанная система представляет собой сочетание голосования по партийным спискам и индивидуального баллотирования: в каждом округе избирается один депутат, выдвинувший свою кандидатуру индивидуально, а остальные мандаты распределяются среди тех, кто включен в партийные списки.  
В Мексиканских Соединенных Штатах палата депутатов Федерального конгресса состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства, и из 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства.  
Таким образом, смешанная избирательная система, построенная на едином принципе – сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной систем, имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны.  
Система подсчета голосов избирателей на выборах, являясь на первый взгляд чисто организационно¬технической процедурой, оказывает обратное воздействие на политические процессы в обществе и влияет на партийно¬политическую систему каждой страны.  
По мнению французского политолога М. Дюверже, который сформулировал «три социологических закона» взаимосвязи партийной и избирательной систем, пропорциональная избирательная система обуславливает возникновение и существование многопартийной системы, характеризующейся автономностью партий и их жесткой структурой.  
Абсолютная мажоритарная система способствует формированию многопартийной системы, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к поиску консенсуса и компромисса. В то же время относительная мажоритарная или смешанная избирательные системы порождает двухпартийную систему.  
Эта взаимосвязь обуславливает воздействие избирательной системы не только на форму демократии, но и на ее судьбу. Опыт многих государств свидетельствует, что смешанная система проведения выборов позволяет максимально обеспечить формальные условия, необходимые для выполнения парламентом его главной функции: выработки законов и совершенствования законодательной системы страны, гарантируя тем самым устойчивость демократических институтов. 

Заключение.

 

Рассмотрев некоторые  из многочисленных моделей и теорий демократии, можно сделать следующие  выводы.

Основа демократии - не абсолютный консенсус, а зыбкий баланс между  принудительным единообразием (которое  может вести к своего рода тирании) и непримиримой враждебностью (которая чревата расколом и гражданской войной). В процессе зарождения демократии тот элемент, который можно назвать консенсусом, должен присутствовать по крайней мере трижды. Во-первых, должно присутствовать априорное чувство общности, желательно такой общности, которая воспринимается как неоспоримая данность, а не является результатом «осознанного» соглашения. Должно иметь место сознательное одобрение демократических правил, причем воспринимаемых не как объект веры, а как функциональный механизм, используемый вначале по необходимости, а затем - в силу привычки. И, наконец, само использование этого механизма должно шаг за шагом расширять сферу консенсуса - по мере того как демократия охватывает все более широкие слои населения.

Однако новые проблемы всегда будут возникать, и новые  конфликты будут ставить под  угрозу уже достигнутые соглашения. Характерными признаками демократии становятся предвыборная риторика, отбор кандидатов, фракционная парламентская борьба, вотумы доверия и недоверия, т.е. множество способов отражения конфликтов и их последующего разрешения. Сущность демократии - в регулярной практике разногласий и примирений по постоянно  меняющимся проблемам в условиях постоянно меняющейся расстановки  сил. Лидеры тоталитаризма, прежде чем  перейти к решению других проблем, должны силой навязать единодушие по важнейшим принципам и процедурам. Демократия же, напротив, представляет собой такую форму правления, когда власть может осуществляться даже при несогласии с ней почти  половины управляемых.

В итоге хочу подчеркнуть, что демократия как сложная форма  взаимоотношений власти и граждан  является уязвимой в изменяющихся условиях, но эффективной в высокоорганизованных, плюралистических обществах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Терминологический словарь.

Демократия – форма государственного управления, воплощающая источник власти – народ; свободные выборы от низу до верху; равноправие граждан; гарантия прав и свобод личности и др.

 

Авторитаризм – политический режим, при котором власть сконцентрирована в руках одного органа или человека. Этот режим является промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами.

 
Плюрализм -  (от лат. pluralis – множественный) – модель политической системы, вид демократии, концепция, согласно которой политико-властные процессы в обществе рассматриваются через призму борьбы и компромиссов различных организовайных 
интересов, а также динамического баланса социально-политических институтов и сил и т.д.

Федерализм (фр. federalisme, от лат. feodus — договор, союз[1]) — основной принцип федерации, признание политическим идеалом федеративной организации государства, стремление либо объединить несколько отдельных государств в одну федерацию, либо обратить государство унитарное в государство федеративное. Федералисты — сторонники федеративной организации либо их государства, либо всех государств вообще. В первой половине XIX века среди демократов и радикалов было довольно широко распространено верование в наступление такого времени, «когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся»; таково, по словам Пушкина, было убеждениеМицкевича, так думали и многие другие; убежденным сторонником этой идеи был Мадзини. Однако в таком общем виде это верование не послужило к созданию на его почве какой бы то ни было организованной группы; только в применении к определенным государствам федерализм не раз являлся объединяющим началом сильных партий.

Народовластие — власть народа. Дословный перевод с др.-греч. δημοκρατία («демократия»)

 

Литература.

 

1. Политология / Под редакцией В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. - М.: Юрайт - Издат, 2006.

2. Смирнов Г.Н., Петренко  Е.Л., Сироткин В.Г., Бурсов А.В. Политология. Учебник - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006, 336 с.

3. Желтов В.В. Политология: Учебное пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 512 с.

4. Политология / Учебник  под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарика, 2006. - 588 с.

5. Белогурова Т.А. Политология. Курс лекций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Демократические основы политической жизни общества