Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:28, реферат
Исходя из вышеизложенных факторов напрашивается вопрос - является ли демократия будущим человечества, либо это явление западной цивилизации? Поиски ответа на этот вопрос поднимают массу кардинальных проблем современного мирового развития, некоторые из которых я попытаюсь рассмотреть в своей работе.
1. Введение
2. Черты демократии
3. Государственная система при демократии
Парламент
Система “сдержек и противовесов”
4. Возможна ли демократия в странах Ближнего Востока?
5. Будущее демократии
6. Заключение
7. Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию и печати
РОССИЙСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Д.И. Менделеева
Дата регистрации
Регистрационный №
РЕФЕРАТ
"Демократия - будущее человечества или явление западной цивилизации?"
Выполнил: студент курса, группа
Зачетная книжка № 09068
Проверила:
Москва 2011г.
Содержание:
1. Введение
2. Черты демократии
3. Государственная система при демократии
Парламент
Система “сдержек и противовесов”
4. Возможна ли демократия в странах Ближнего Востока?
5. Будущее демократии
6. Заключение
7. Список литературы
Введение
С середины 70-х годов развертыванием революционных движений в странах южной Европы - Греции, Испании и Португалии против господствующих там диктаторских режимов началась своего рода демократическая волна, охватившая как будто всю планету. Поистине гигантский прорыв всемирно-исторического значения в этом направлении был сделан с крахом Советского блока и реализацией антитоталитарных революций в Восточной Европе и на пространстве бывшего Советского Союза. Обращение бывших коммунистических стран к западу убедило многих в том, что всюду демократия приходит на смену тоталитарным и авторитарным режимам, расширение и консолидация демократии стало господствующей и долговременной тенденцией мирового развития.
Эта волна охватила как будто весь мир. В Африке буквально за несколько лет после 1989 г. господствовавшие там авторитарные или однопартийные режимы вступили в полосу глубокого кризиса и, казалось, демократия добилась внушительных успехов. На Филиппинах, Тайване, в Южной Корее, Пакистане и Бангладеш на смену авторитарным режимам пришли демократически избранные правительства. Аналогичные сдвиги произошли в арабских странах - Йемене и Иордании, а также Албании, Монголии, Непале, и Бенине. Подытоживая эти факты, организация "Фридом Хаус", которая публикует ежегодные результаты анализа состояния свободы в мире, зафиксировала, что если в 1972 г. в мире насчитывалось 42 свободные страны, то в 1991 г. их число возросло до 75. Гаджиев К.С. «Эпоха демократии?»// «Вопросы философии»,1996, сентябрь №9.
В последние месяцы обострилась ситуация в странах Северной Африки и Ближнего Востока. Правителей, десятилетиями находившихся у власти, свергают или хотя бы пытаются свергнуть. Возможно в эти страны в скором времени тоже придет демократия.
Исходя из вышеизложенных факторов напрашивается вопрос - является ли демократия будущим человечества, либо это явление западной цивилизации? Поиски ответа на этот вопрос поднимают массу кардинальных проблем современного мирового развития, некоторые из которых я попытаюсь рассмотреть в своей работе.
Черты демократии
Сегодня принципы демократии признаны всем человечеством, за исключением некоторого числа диктаторских режимов. Они закреплены во Всеобщей декларации прав человека и гражданина, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.
Можно возразить, что демократия в Японии отличается от демократии в США. А шведская демократия не совпадает в деталях с французской. Это так. Но во всех демократиях есть нечто общее.
Прежде всего, в конституциях и законах демократических стран закреплены личные и политические права и свободы граждан. Провозглашено и обеспечивается равенство людей перед законом и судом. Гражданам предоставлены равные возможности обустроить свою жизнь. Конечно, это не исключает экономического и социального неравенства. Но нравится нам это или нет, объективно рынок, основанный на частной собственности, - лучший способ
производства товаров и согласования интересов людей. Он обеспечивает наемным работникам жизнь лучшую, чем в тех странах, где всех пытались уравнять в бедности.
Еще одна общая черта демократии - разделение властей. 3аконодательную, исполнительную и судебную власти в этих государствах осуществляют разные и вполне самостоятельные органы. Одни принимают законы, другие по этим законам управляют, третьи судят. Люди, обращаясь в суд, могут не только разрешать споры между собой, но и оспорить неправомерные действия чиновников. Разделение властей подразумевает не просто разделение
полномочий между органами власти, но и их взаимный контроль, когда одна ветвь власти побуждает другую исполнять закон.
Полномочия центральных органов власти в демократических странах также отличаются от полномочий региональных властей, а те в свою очередь - от полномочий органов местного самоуправления. Иными словами, каждый уровень власти самостоятельно решает вопросы в рамках своей компетенции. Это закреплено законами и разделением средств в государственном и местных бюджетах.
Государство не может считаться демократическим, если самоуправление не гарантировано законом; если мэров, старост и других должностных лиц назначает губернатор, губернаторов - президент, а столичная бюрократия решает, дать ли денег на решение местных проблем или направить средства в другую область.
Поэтому так важна и такая общая черта демократии как выборность президента, членов законодательных собраний, глав исполнительной власти, органов местного самоуправления. Выборы только тогда считаются демократическими, когда выбирают среди нескольких соперников-кандидатов, а не просто голосуют за единственного кандидата. Поскольку каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным, значит все равны в реализации верховной власти народа.
При демократии гарантируется свобода действий в рамках закона различных политических партий и объединений. Соблюдаются права меньшинства, права оппозиции. Не случайно в Великобритании, чтобы подчеркнуть роль оппозиции в развитии государства, ее называют оппозицией ее Величества.
Представительная демократия не исключает демократию прямую. Законом закреплено право народа высказаться по волнующим его вопросам на местном и национальных референдумах. Причем решение народа считается выше законов, принятых парламентом.
Если же собрать все воедино, то демократия - это, прежде всего, надежный правовой порядок, когда все подчинено закону, а не воле того или иного начальника или вождя.
Государственная система при демократии
Парламент
Выборного, президента, глав администраций, органов местного самоуправления - важная черта демократии. Но ее стержнем по праву считается парламент, представляющий весь народ и действующий в его интересах.
В словаре парламент определен как группа избранных народом граждан, которые наделены полномочиями принимать законы. Однако нормативные акты, обязательные к исполнению всеми гражданами и организациями, могут издавать и другие государственные органы и должностные лица: президент вправе подписывать указы, правительство принимать постановления.
Почему же законы, принятые парламентом, в демократических государствах имеют высшую силу? Потому что определяющая черта парламента - представительство, то есть непосредственная связь с народом. Английский философ Джон Стюарт Милль писал в середине прошлого века, что законодательный орган в представительной демократии действует как глаза,
уши и голос народа.
Законотворчество - важнейшая, но далеко не единственная функция
парламента. Он обязан также осуществлять надзор и контроль за правительством, обсуждать любые правительственные решения, в отношении которых у народа могут быть сомнения. Представляя интересы налогоплательщиков, парламент должен не только утверждать бюджет, но и контролировать, как и на что правительство, министерства и ведомства расходуют деньги налогоплательщиков. Депутаты парламента равны между собой, хотя некоторые из них занимают кресла спикера, его заместителей, председателей комитетов, но каждый из депутатов при принятии законов обладает всего одним голосом. Если в системе исполнительной власти решения принимаются руководителем соответствующего уровня, то в парламенте они принимаются коллективно. В этом особенность парламента.
Система “сдержек и противовесов”
Власть людей развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно. Именно поэтому еще в средние века возникла идея разделить властные полномочия так, чтобы никто не мог узурпировать всю власть. Рассуждали так: раз человек слаб, раз, обретая власть, он может воспользоваться ею в личных
целях, то надо сдержать его возможные поползновения, уравновесить их интересами других людей, работающих в других органах власти. Поэтому разделение властей и трактуют как систему "сдержек и противовесов".
Власть в демократических государствах разделена так, что одна ветвь власти - парламент - принимает законы и контролирует бюджетные расходы, а управляет страной по этим законам другая ветвь власти - президент или правительство. Споры же между органами власти, между гражданами и государством разрешает третья ветвь власти - суд, ответственный только перед законом, наконец, газеты, радио и телевидение, рассказывая гражданам об ошибках и злоупотреблениях трех ветвей власти, способствуют их очищению от преступников. Не случайно средства массовой информации порой называют "четвертой властью".
Власть полезно делить не только "вдоль", но и "поперек" – между Федерацией и ее субъектами (республиками, краями, областями). У президента России должны быть одни полномочия, а у губернатора области другие, чтобы и задачи они решали разные.
Разделение власти на ветви и на центральную и региональную власть, а также органы местного самоуправления, способствует утверждению в обществе законности. Разделение властей заставляет каждую из них действовать строго по законам. Кроме того, разделение властей позволяет максимально использовать лучшие стороны каждой.
Исполнительная власть построена на единоначалии. Она лучше справляется с управлением, хорошо реализует уже принятые решения. Зато с поиском лучших вариантов решений у этой власти гораздо хуже. Ибо чиновников часто волнуют не только интересы дела, но и возможность выслужиться. Они не столько ищут, как сделать лучше, сколько пытаются угадать, что желает начальство.
У третьей власти - суда - свои преимущества. Он разрешает конфликты или ведет уголовные дела так, что истец и ответчик, обвинитель и защитник вынуждены состязаться, доказывая суду свою правоту. Причем суд обязан строго следовать закону и в своих решениях не вправе подменять парламент или правительство.
Демократии бывают парламентские и президентские. В парламентской демократии разделение властей выражено не столь ярко, как в президентской, и у парламента более широкие права. Граждане в ходе выборов избирают депутатов, и лидеру партии, добившейся большинства, поручается сформировать правительство. Меньшинство же переходит в оппозицию.
Классическая страна парламентской демократии - Великобритания. В ней соперничают за право сформировать правительство консервативная и лейбористская партии. В Германии, Австрии и Италии за голоса избирателей борются большее число партий. Причем, одна партия редко добивается на выборах абсолютного большинства (больше 51 процента голосов), поэтому
несколько партий вынуждены договориться о формировании коалиционного правительства. Такие правительства неустойчивы. Именно поэтому, например, в Италии часто возникают правительственные кризисы.
В президентской демократии президент, избираемый народом, является одновременно главой правительства. Пример президентской республики - США. Президент там независим от Конгресса, хотя и действует строго в рамках принятых Конгрессом законов. Он, конечно, должен получить от депутатов одобрение своих политических планов, но может добиться этого, даже если его партия в Конгрессе в меньшинстве, так как в президентской республике отношение депутатов к конкретным экономическим проблемам важнее их партийная принадлежность.
Список литературы
1. Азаркин П.Н., Левченко В.Н., Мартышкин О.В. История политических учений.
М., 1994.
2.
Информация о работе Демократия - будущее человечества или явление западной цивилизации?