Демократия как форма политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 21:20, реферат

Описание

Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые.

Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Сущность демократического политического режима……………………4

Основные формы демократии………………………………………………9

Теоретические модели демократии……………………………………….14

Заключение…………………………………………………………………..21

Литература………………………………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

реферат по политологии(Демократия как форма политического режима) .docx

— 53.19 Кб (Скачать документ)

Федеральное агенство морского и речного транспорта

Федеральное государственное  образовательное

учреждение  высшего профессионального  образования

«санкт-петербургский  государственный

университет водных коммуникаций» 

     Факультет Информационных технологий

 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

    «Демократия как форма политического режима» 
     
     
     
     
     
     
     
     

Выполнил:

студент 4-го курса

факультета ИТ 

Проверил: 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 г.

    Содержание: 
     
     

    Введение………………………………………………………………………3

    Сущность  демократического политического режима……………………4

    Основные  формы демократии………………………………………………9

    Теоретические модели демократии……………………………………….14

    Заключение…………………………………………………………………..21

    Литература………………………………………………………………….23 

 

    Введение 
     
     

     Понятие “демократии” затрагивали как в  Древнем мире, так и в современном  обществе. Про нее писали Геродот,  Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые.

     Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos  – народ,  kratos – власть). Это понятие впервые встречается в трудах Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, при которой власть принадлежит всем гражданам, которые пользуются равными правами по управлению государством. Оно стало одним из наиболее часто употребляемых слов не только в речах политических деятелей, но и в повседневных разговорах сотен миллионов людей. Особенно часто звучит оно теперь в нашей стране, которая переживает переломный момент своей многострадальной истории. С тех пор содержание этого термина существенно расширилось.

     В настоящее время демократию рассматривают  как форму устройства любой организации, как идеал общественного устройства и как тип политического режима.

      В современной трактовке демократия - сложное, многогранное явление. Ее можно  рассматривать как социально-политическое движение масс, и как форму государства, форму организации и осуществления  власти в обществе, и как политический режим, и как систему прав, свобод и обязанностей граждан.

      В мировой политологии существует много концепций демократии: традиционно-либеральная, плюралистическая концепция, элитарная  теория демократии, "экономическая  теория", критическая теория, концепция  партиципации, марксистская теория, системная версия, идентитарная, конкурентная теории и другие.

     Каждому историческому типу государства, соответствовала  своя форма демократии. Так и сейчас можно сказать:  «Сколько стран  столько и демократий». Каждая демократия различна. Нет двух одинаковых, так  как на политический строй влияет множество факторов. 
 

    1. Сущность  демократического политического  режима
 
 

     В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): govement of the people, by the people, for the people (правление народа, избранное народом и для народа). Но, несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящихся к содержанию и функционированию демократии. Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разных теорий демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория, или демократия участия), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории). Первое представление о демократии как форме правления возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как "правление всех". Но при рассмотрении истории становления демократии обнаруживается, что понятия "все" и "народ" не всегда совпадали. Из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была "первобытная демократия", где решения принимали все взрослые члены рода или племени. В период разложения первобытного общества возникает военная демократия, где народ, иными словами имеющие право участвовать в управлении и осуществлять правосудие, ограничивался только вооруженными мужчинами. В древних Афинах, подаривших миру опыт первой прямой политической демократии, под народом понимались только взрослые свободные мужчины. Именно они имели право лично участвовать в работе народного собрания и голосовать. Женщины, рабы, метеки (лично свободные переселенцы) политических прав не имели. Таким образом, в Афинах демократия распространялась только на несколько тысяч человек. Эта власть была далека от совершенства еще и потому, что подавляла инакомыслие, принимая форму тирании "большинства". Так, афинская демократия приговорила к смерти Сократа, а также могла предать любого непопулярного гражданина остракизму (изгнанию из города сроком на 10 лет). Известно, что из Афин был изгнан полководец и политик Фемистокл со словами: "Ты - лучше нас, а нам не нужно лучших". Этой участи едва избежал и известный сторонник афинской демократии Перикл. Наконец, отметим, что демократия древности существовала за счет института рабовладения. Столь же суженной была категория граждан-народа в средневековых муниципальных демократиях - в феодальных городах-республиках.

     Крупнейшими событиями, заложившими основы демократической  тенденции, явились Английская революция (1688 г.), Война за независимость Северной Америки (1775-1783 гг.) и Французская революция (1789 г.). В принятых в этот период документах: Билле о правах (Англия), Декларации независимости и Билле о правах (США), Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1791) - были выдвинуты демократические ценности и принципы, которые просматриваются и в современной практике функционирования системы представительства, взаимоотношения ветвей власти и законодательства в области прав человека.

     Но  более зрелых форм демократия достигла в середине ХХ в., когда стали реальностью  равные для всех слоев общества гражданские  и политические права. Отметим, что  современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей  и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.

     Современные политики подчас злоупотребляют, словом демократия. Большинство современных партий содержат в своем названии термин "демократическая". Практически все современные политические режимы, даже авторитарные, претендуют на демократичность. Подобная произвольность в употреблении понятия "демократия" и само разнообразие трактовок ее сущности побуждает отдельных авторитетных ученых сделать вывод, что демократия - это "понятие, решительно не поддающееся определению". Тем не менее, политологи, различные международные организации используют это понятие, согласившись относительно критериев, позволяющих отнести тот или иной режим к демократическому.

     Что представляет собой современная  политическая демократия? В самом  общем плане ее можно определить как режим, в котором народ  имеет возможность реализовать  свою волю непосредственно либо через  своих представителей, а власть несет  ответственность перед гражданами за свои действия.

     Сущность  демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и  процедур. Рассмотрим основные из них:

     1. Суверенитет народа. Признание этого  принципа означает, что народ  является источником власти, именно  он выбирает своих представителей  власти и периодически их сменяет.  Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления  могут быть изменены при всеобщем  согласии народа и по установленным,  закрепленным в законе процедурам.

     2. Периодическая выборность основных  органов власти позволяет обеспечить  четкий легитимный механизм преемственности  власти. Государственная власть  рождается из честных выборов,  а не посредством военных переворотов  и заговоров. Власть выбирается  на определенный и ограниченный  срок.

     3. Всеобщее, равное избирательное  право и тайное голосование.  Демократические выборы предполагают  реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин - один голос" раскрывает смысл политического равенства.

     4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют  принципы отношений между государством  и гражданами и определяются  как свободы. Свобода - это защищенность  личности от произвола других  людей и власти, защита от нищеты  и голода. В преамбуле Всеобщей  Декларации прав человека, принятой  Генеральной ассамблеей ООН в  1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти, а также другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав.

     5. Гражданские права. Этими правами  люди пользуются как частные  лица, и они защищают граждан  от произвола власти. К ним  можно отнести равенство всех  граждан перед законом, право  на частную жизнь, право не  подвергаться пыткам, наказанию  без суда, свободу вероисповедания  и др.

     6. Политические права дают гражданину  возможность участвовать в процессе  управления и влиять на принятие  решений законодательными и исполнительными  органами: право избирать и быть  избранным, свобода выражения  политических суждений, свобода  голосования, право на демонстрации, право на создание политических  и общественных организаций, право  подавать петиции властям.

     7. Социальные и экономические права.  Реализация этих прав - необходимое  условие обеспечения политического  равенства. Связано это с тем,  что провозглашение политического  равенства не устраняет сложившейся  практики, когда отдельные граждане  в силу своего общественного  статуса и благосостояния располагают  большими возможностями влиять  на власть, используя для этого  СМИ, непосредственные контакты  с правительственными чиновниками,  дружеские связи. Реализация социально-экономических  прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. Содержание экономических прав зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ.

     Рассматривая  перспективы развития демократии, ряд  авторов указывает на актуализацию в будущем требований гарантий равенства  в сфере экологии.

     Отметим, что свобода слова, свобода печати, доступ к средствам информации рассматриваются  демократической общественностью  как необходимые условия реализации других прав. Эти свободы позволяют  гражданам критиковать правительство, выражать протест против нарушения  каких-либо индивидуальных и коллективных прав, участвовать в дебатах по важнейшим общественным проблемам.

     Демократическая практика последних десятилетий  характеризуется признанием необходимости  гарантировать коллективные права  религиозных, этнических и языковых меньшинств. Они включают в себя гарантии против проявления дискриминации  в какой-либо форме, а также право  на сохранение самобытности. Декларация Генеральной ассамблеи ООН (1992 г.) к этим правам относит следующие: развивать свою культуру, исповедовать свою религию и обряды, использовать для общения свой язык, принимать участие в процессе принятия решений, касающихся этого меньшинства и др.

     Конституция - документ, закрепляющий права и  свободы граждан, обязательства  государства по защите этих прав и  предусматривающий механизм разрешения споров между личностью и государством.

     Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную в построении государственного аппарата позволяет избежать возможности злоупотреблений со стороны любой из ветвей власти.

     Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).

     Политический  плюрализм (рис.). Дает возможность легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным  партиям и организациям.

     Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование  и др.

          Принцип большинства предполагает  принятие решений большинством  голосов при одновременном признании  права меньшинства проявлять  несогласие. Меньшинство (оппозиция)  имеет право выступать с критикой  в адрес правящей власти и  выдвигать альтернативные программы,  создавать свои объединения.

     Разрешение  конфликтов мирным путем.

Информация о работе Демократия как форма политического режима