Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:32, контрольная работа
Демократия (греч. – власть народа) – народовластие. Такое её понимание отражает скорее идеал, чем реальность. В современной политической жизни распространённой формой демократического общественно-государственного устройства является представительная демократия. Характерные её черты: народное представительство; закон большинства; охрана прав несогласного меньшинства, наличие конструктивной политической оппозиции; право на несогласие и неповиновение; поддержка правительства народом; политическое равенство всех граждан, закреплённое законом.
1 .Понятие демократии.
2. Сущность демократии как государственно-политического строя.
3. Свобода и ответственность как сущностные элементы демократии.
ТЕМА. Демократия: теория и реальность. Популизм и охлократия.
Оглавление.
1 .Понятие демократии.
2. Сущность демократии как государственно-политического строя.
3. Свобода и ответственность как сущностные элементы демократии.
1.Понятие демократии.
Демократия (греч. – власть народа) – народовластие. Такое её понимание отражает скорее идеал, чем реальность. В современной политической жизни распространённой формой демократического общественно-государственного устройства является представительная демократия. Характерные её черты: народное представительство; закон большинства; охрана прав несогласного меньшинства, наличие конструктивной политической оппозиции; право на несогласие и неповиновение; поддержка правительства народом; политическое равенство всех граждан, закреплённое законом.
Появление понятия «демократия» относится к античным временам. Происхождение его - греческое; оно возникло, с одной стороны, как название конкретной политической практики ряда греческих городов и, с другой стороны, как оппозиция терминам «аристократия», «монархия», «тирания». Термин «демократия» состоит из двух слов: демос – народ и кратос – власть, т.е. народовластие. Именно это содержание «демократии» было закреплено в ряде теоретических работ, составляющих гордость греческой политической мысли, прежде всего у Аристотеля, по мнению которого «демократией нужно считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, будут иметь верховную власть в своих руках».
В современной политологии термин
«демократия» имеет несколько значений.
Во-первых, под демократией понимают
то же самое, что и древние греки,
т.е. такую систему правления, где
народ сам осуществляет властные
функции. Это так называемая непосредственная
демократия, при которой граждане
лично и добровольно принимают
периодическое участие в
Во-вторых, термин «демократия» используется
для обозначения такой формы
государственно-политического
В–третьих, демократию сегодня рассматривают
не только как разновидность
В-четвертых,
демократическим называют общество
или общественное устройство, основанное
на определенной системе ценностей
(демократическом идеале), к которым
относятся свобода и
С
древних времен существуют два главных
подхода в толковании демократии:
нормативный (преобладал вплоть до ХХ
века) и описательно-эмпирический. Нормативный
предполагает конструирование идеальной
модели демократии и анализ путей
осуществления демократического идеала.
Второй, описательно-эмпирический подход,
абстрагируется от идеалов и анализирует
демократию в том виде, в каком
она существует в действительности.
В соответствии с эмпирически
выявленными свойствами уточняется,
а порою и пересматривается понятие
демократии и ее теория. В большинстве
концепций о демократии эти два
подхода тесно переплетаются. Теории
демократии различаются в зависимости
от того, кто имеет приоритет и
является основным субъектом в осуществлении
власти – личность, социальная группа
или народ как целостная
Коллективистские теории исходят из следующих принципиальных положений:
- принадлежность
всей власти народу или
- гомогенность
(однородность) народа по своему
составу, устраняющая почву
- отсутствие
частных интересов (есть
- неограниченность
власти большинства, которая
Индивидуалистические концепции в отличие от коллективистских теорий демократии выделяют личность из общества и государства: а) личность признается главным источником власти; б) права личности приоритетны над правами государства; г) индивидуальная свобода понимается как отсутствие ограничений; д) сфера деятельности государства ограничивается преимущественно охраной общественного порядка и обеспечения безопасности граждан.
Эти теория чрезмерно завышают роль личности и ее свободы в политической жизни общества, что в реальности приводит к углублению социального неравенства и нарастанию социальных конфликтов, а также не позволяет увидеть главного субъекта реальной политической жизни – группу.
Сторонники теории «плюралистической демократии» отрицают прежде всего классовое содержание политической власти и в качестве реального творца политики выделяют социальную группу. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности индивида. С помощью социальной группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов.
Прямая
(непосредственная) демократия отличается
тем, что все население
В современных развитых обществах непосредственная демократия осуществляется в следующих основных формах:
- всенародное
обсуждение проектов законов
и других государственных
- прямые выборы гражданами депутатов, руководителей государства и местных органов власти;
- участие
трудящихся в контроле за
- отчеты
должностных лиц перед
- осуществление
приема должностными лицами
- рассмотрение
органами управления и
- участие
населения в общественном
Представительная демократия существует во многих современных странах и базируется на следующих исходных принципах:
- Народное
представительство. Граждане
- Закон большинства.
Если правительство является
органом, выражающем волю
- Право на
несогласие и неповиновение.
- Поддержка
правительства народом. Это
- Политическое
равенство. В демократическом
обществе каждый гражданин
- Наличие
оппозиции. Соблюдение этого
Информация о работе Демократия: теория и реальность. Популизм и охлократия