Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2011 в 20:23, контрольная работа
Фашизм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») — политологический термин, который является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, их идеологии, а также возглавляемых ими политических режимов диктаторского типа.
ВВЕДЕНИЕ
Фашизм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») — политологический термин, который является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, их идеологии, а также возглавляемых ими политических режимов диктаторского типа.
«Фашизм — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем»1.
В более узком историческом смысле под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920-е — начале 1940-х под руководством Б. Муссолини.
В историографии СССР, России и ряда других стран под фашизмом понимается также немецкий национал-социализм, франкизм, режим Нового государства в Португалии, венгерские, румынские, болгарские варианты фашизма и их производные, ультраправые политические движения в странах третьего мира.
В данной работе были выделены основные идеи и черты фашистских государств на основе произведений Бенито Муссолини «Доктрина фашизма» и Альфреда Розенберга «Миф ХХ века».
Бенито Муссолини (29 июля 1883 — 28 апреля 1945) — итальянский политический деятель, литератор, лидер фашистской партии (НФП), диктатор, вождь (ит. «дуче»), возглавлявший Италию (как премьер-министр) с 1922 по 1943. Муссолини был одним из основателей итальянского фашизма, включавшего в себя элементы корпоративизма, экспансионизма и антикоммунизма в сочетании с цензурой и государственной пропагандой.
Альфред Розенберг (12 января 1893 — 16 октября 1946 года) — немецкий государственный и политический деятель, один из наиболее влиятельных членов и идеолог Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП). Начальник Внешнеполитического управления НСДАП, уполномоченный фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием НСДАП, руководитель Центрального исследовательского института по вопросам национал-социалистической идеологии и воспитания.
ОСНОВНЫЕ
ИДЕИ Итальянского фашизма
Первая мысль книги «доктрина фашизма» определяет духовную составляющую человека фашизма и фашистской идеологии. Её можно определить как полную противоположность материалистическому пониманию истории и жизни. Муссолини пишет, что все действия, не обусловлены экономическими мотивами, и решительно отрицает, что классовая борьба может стать преобладающей силой общественного преобразования.
Фашизм определяет человека как индивида единого с нацией и отечеством, чтущего традиции и высоко морального гражданина готового, если надо отдать жизнь за идеалы государства. Это довольно пафосное определение человека фашизма, но, по-моему, именно этого и не хватает в нынешнем обществе, именно это утратило общество с воцарением идеологии либерализма и демократии (конечно не столь радикального как жертва собственной жизнью).
Фашизм отвергает возможность осуществления материалистической концепции счастью и отрицает отождествления благосостояния и счастья.
«Фашизм желает человека активного, со всей энергией отдающегося действию мужественно сознающего предстоящие ему трудности и готового их побороть. Он понимает жизнь, как борьбу, помня, что человеку следует завоевать себе достойную жизнь, создавая прежде всего из себя самого орудие (физическое, моральное, интеллектуальное) для ее устроения»2. Человек должен сделать себя сам что бы нормально существовать в обществе фашизма, и не должен вести приспособленческий образ жизни опираясь на материальные ценности и боготворя денежные отношения и капитализм. Иначе теряется культурный аспект человека как существа социо-культурного. В принципе что и произошло с государственными элитами. Понятие морали, чести, сострадания давно утеряны или поменяны на материальные ценности.
Доктрина фашизма призирает социализм, так как с течением времени от объединения пролетариата остаются одни синдикалистские идеи. Тем самым историческое развитие в социализме сводится к борьбе классов, что делает государство разобщенным. Но фашизм не отвергает реальные требования, из которых вытекает социалистическое движение и те же самые профсоюзы, но только если они согласованы с интересами государства.
Культ государства Муссолини определяет как основной пункт идеологии итальянского фашизма. Государство рассматривается как духовный и нравственный факт, как законное воплощение нации (потому что государство определяет нацию, а не нация – государство). И как в любом тоталитарном режиме, в фашизме, происходит подчинение индивидуальных и групповых интересов публичному интересу, а именно государству.
Фашистская Италия безусловно тоталитарное государство так как государственное влияние распространяется на все сферы национальной жизни и включает все политические, экономические и духовные силы нации. И. Мазуров к признакам тоталитаризма относит: однопартийность; отсутствие демократических институтов; наличие общественно-политического движения, являющегося массовой социальной базой режима; государственно организованный террор; экономическую автаркию3.
Также в режиме фашизма государство выступает в качестве арбитра между различными группами и классами, что означает, что это корпоративное государство, в котором представлены профсоюзы и предприниматели, решают свои проблемы под эгидой государственных и партийных чиновников. Довольно хорошее положение если не брать в расчет, что государство тоталитарное и оно будет решать все вопросы в свою пользу, а на словах почти смешанная экономика.
Поскольку фашистское государство антииндивидуалистично, то оно не уничтожает личность, а как бы умножает ее — индивид лишается всех бесполезных и вредных свобод и сохраняет только то, что существенно, а именно требует дисциплины, координации всех сил, глубокого чувства долга и самопожертвования.
Фашистское государство — воплощенная воля к власти и управлению, а значит для него характерна партия, которая всецело управляет нацией, а это один из факторов тоталитарного государства.
Религия в фашизме рассматривается как одно из проявлений человеческого духа, уважается, защищается и охраняется. Довольно демократично, не все государства того времени поддерживали политеизм, а некоторые и вообще прославляли атеизм. А вот фашизм потом сражался с безбожниками скорее всего потому, что этих людей было тяжело убедить идти на жертву во имя государства или каких либо сверхъестественных ценностей.
Фашизм не может полностью отказаться от идеи демократии в смысле влияния народа на политические дела. Фашизм — организованная, централизованная, властная демократия. Да, народ сам выбирал список представителей в партии, только вот список был один, и альтернативы ему не было. А так вполне демократично.
Осуществление целей фашизма — процесс суровой борьбы, применения силы — нетерпимость к врагам, борьба с ними, отождествление инакомыслящих с врагами. Идеи борьбы распространяются и на межгосударственные отношения. Для фашизма характерны этическое оправдание войн и империалистической политики, осуждение интернационализма и пацифизма. Муссолини в «Доктрине фашизма» пишет: «Только война напрягает до высшей степени все человеческие силы и налагает печать благородства на народы, имеющие смелость предпринять таковую. Все другие испытания являются второстепенными, так как не ставят человека перед самим собой в выборе жизни или смерти. Поэтому доктрина, исходящая из предпосылки мира, чужда фашизму. Также чужды духу фашизма все интернациональные организации общественного характера, хотя они ради выгоды при определенных политических положениях могут быть приняты. Как показывает история, такие организации могут быть развеяны по ветру, когда идейные и практические чувства взбаламучивают сердца народов»4.
Фашизм рассматривает государство как источник всех прав и ценностей для входящих в него индивидов. Никакие естественные права, никакая связанность государства правом не признаются. Государство творит право — один из признаков тоталитарного государства. Право на жизнь ничто, если иного не сказало государство, а это значит, что если государство не признает такового права, то те, кто хочет жить считаются вне закона. Так было и в СССР во время войны — бежавших с поля боя расстреливали на месте.
Что касается экономическая программа, то можно сказать, что первоначально она была объемная, но позднее от нее осталось только участие рабочих в управлении промышленностью, и то в итоге подмененное корпоративным государством — созданием корпораций рабочих и предпринимателей в каждой административной единице и регулирующих их органов. Утверждался государственный контроль и регулирование экономической жизни, запрещались стачки и накладывались ограничения на занятие предпринимательской деятельностью.
Идеи Немецкого национал-социализма
Итальянский фашизм, который основал Бенито Муссолини, получил дальнейшее развитие в немецком национал-социализме или попросту нацизме. Нацизм — более масштабное, последовательное и жестокое движение, нежели итальянский фашизм. Одно из существенных отличий нацизма от итальянского фашизма — это то, что нацизм руководствуется понятиями и принципами расы, нации, народа, — а в фашизме объектом и основой системы является государственность. Исходя из этого можно выделить высшую цель существования человека нацизма — сохранение национального характера.
Идеи расовых представлений нацизма — основная тема нацизма — превосходство арийской расы и угроза, исходящая от еврейской расы, постоянно строящей заговоры, чтобы подорвать высшие культуры и достигнуть мирового господства. Также в основе лежит и то, что ради обеспечения верховенства арийцев следует исключить их смешение с другими расами. Синтез тоталитарного режима и идеи о высшей расе привели нацистских идеологов к мысли, что арийская раса не должна стремиться к миру со своими соперниками, а ей надлежит бороться с ними во имя сохранения чистоты и власти. «Тогда государство прибегло в целях самосохранения к обороне — аналогично тому, как в настоящее время Германия, если не хочет погибнуть совсем, должна истребить пацифистское движение»5— пишет Альфред Розенберг в «Миф ХХ века».
Но в чем же проявляется превосходство арийской нации восхваляемое нацистской идеологией? А превосходство довольно не приметное — в готовности трудиться и рисковать своей жизнью во имя блага нации, в идеализме, противопоставляемом эгоизму.
В нацистской германии государство носит, прежде всего, расовый характер, а это означает, что политическая власть сосредоточена в руках утверждающей себя расы. А германской нации необходимо жизненное пространство, территория, а значит обеспечению этих целей подчинена вся внешняя политика нацистского государства. А цели в плане территориальной экспансии были довольно просты — победа над Францией, непримиримым врагом немецкого народа, также серьезные территориальные приобретения на Востоке, и Россия в том числе.
Отличительной чертой нацизма является философия насилия. Насилие восхвалялось, поощрялось, объявлялось долгом и доблестью человека. Насилие также представляло основное правило нацизма во внешней и во внутренней политике. «Непротивление злу насилием, подставление левой щеки, получив удар по правой и т.д. - это феминистское заострение вопроса, которое у Марка отсутствует. Это фальсифицирующие добавки других «авторов». Все существование Иисуса было пламенным противоречием самому себе. За это он должен был умереть. Значение трусливому учению придали только люди со смешанной кровью, как, например, Толстой, который именно это место сделал основой для своего пустого мировоззрения»6.
Политическая система нацизма основана на антидемократической основе, и как в любом милитаристском государстве, в нацистской Германии иерархия лидеров строится по военному образцу, каждый из которых обладает абсолютной властью над подчиненными и несет абсолютную ответственность перед лидерами более высокого уровня.
Что же обеспечивало диктаторскую власть лидера? Ничто иное как нацистская партия — важнейший элемент структуры тоталитарного государства. Функции партии довольно просты. Партия должна объединить наиболее энергичные и мужественные элементы нации в компактную боевую группу. Партия формируется вокруг фюрера, обладающего особыми качествами. Культ фюрера — важнейший компонент нацистской веры, характерный для тоталитарного режима.
Примечательно то, что пропаганда в нацистской Германии была рассчитана на народ и приспособлена к восприятию наименее интеллектуальными лицами из тех, к кому она обращена, а это значит, что задачи политика — сделать свои предложения понятными почти всем и заручиться их поддержкой. Это достигалось доходчивостью лозунгов и аргументов, а также тоталитарным контролем над СМИ.