Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:57, реферат
В современном мире до 1/3 населения планеты проживает в государствах, которые в той или иной мере исповедуют федеративные принципы государственно-территориального устройства. Во многом федеративные принципы устройства, по свидетельствам ряда специалистов, проявляются достаточно четко даже в Великобритании, Испании и Италии, которые формально федеративными не являются.1 Более того, можно говорить о вхождении федерации в еще более крупные федеративные образования и о сближении политических, экономических, финансовых и оборонных структур в единое целое. Например, Объединенная Германия - ФРГ в октябре 1990 г. вошла в состав Объединенной Европы.
Парламент состоит из двух палат – верхней Раджья Сабха, или Совета штатов, и нижней Лок Сабха, или Народной палаты.
Депутаты
Лок Сабха, которых в 1998 насчитывалось
545, выбираются (кроме двух – от общины
англо-индийцев) прямым, всеобщим и тайным
голосованием в избирательных округах,
образуемых в штатах и союзных территориях.
Одним из членов парламента является также
президент страны. Квота каждой административно-
Максимальное число членов Раджья Сабха 245. Почти все они (за исключением 12) выбираются в законодательных собраниях штатов и союзных территорий. Остальные назначаются президентом с учетом их вклада в литературу, науку, искусство и их общественной деятельности. Раджья Сабха не может быть распущена, но в конце каждого второго года происходит ротация палаты на одну треть. В результате депутатский корпус полностью сменяется через каждые 6 лет.
Законодательные акты должны проходить через обе палаты парламента. Раджья Сабха располагает правом вето на те из них, которые касаются финансовых вопросов, хотя не исключается внесение палатой рекомендации о повторном рассмотрении. Прочие расхождения обсуждаются на совместной сессии, на которой члены палат имеют по одному голосу, что обеспечивает преимущество Лок Сабхи.
Изменения
в Конституции могут вноситься
при условии, что за них в каждой
палате парламента выскажется не менее
двух третей состава депутатов, присутствующих
на заседании и принимающих
Центр и штаты: разделение власти
Разграничение властных полномочий между столицей и штатами регулируется тремя реестрами. В первом из них перечислены ок. 100 возложенных на федеральные органы функций, включая оборону, внешнюю политику, денежное обращение и налогообложение. Во втором содержатся 66 статей, отражающих задачи, поручаемые администрации штатов, в т.ч. поддержание общественного порядка, полицейские мероприятия, судопроизводство, местное управление, обеспечение развития образования, здравоохранения, сферы социального обслуживания и сельского хозяйства. Кроме того, правительство страны зависит от провинции в реализации почти всех программ развития сельской местности. В третьем реестре указаны те направления деятельности, за которые несут ответственность и центр, и штаты.
Сбор наиболее важных налогов находится в ведении центрального правительства, что укрепляет его позиции при рассмотрении вопросов о распределении полученных средств между столицей и штатами, которым оно выделяет дотации и займы для реализации различных проектов развития. Тем не менее баланс сил складывается благоприятно для правительства Индии лишь в тех случаях, когда у руководства штатом стоит та же партия, которая управляет страной, а премьер-министр пользуется популярностью и может апеллировать непосредственно к электорату.
Это соотношение властных полномочий между центром и периферией меняется при объявлении чрезвычайного положения. Вводя его декретом в каком-либо штате, президент (совместно с индийским парламентом, если события происходят во время сессии) получает возможность издавать законодательные акты для данного штата. Парламент должен одобрить решение главы государства в течение двух месяцев и затем подтверждать свою прежнюю позицию каждые полгода. Чрезвычайное положение может вводиться на срок не более трех лет. В 1970–1980-е годы смещение президентом Индии правительств в штатах и установление прямого правления из Дели было не раз использовано на местах для того, чтобы не допустить к власти оппозиционные партии.
Местные органы управления. В годы британского правления основной административной единицей стал округ (зила), возглавляемый чиновником из Индийской административной службы. Округа, насчитывающие не менее 1,3 млн. жителей, сохранили свое значение и в независимой Индии. Однако ключевой структурой стал «блок развития» (их в стране ок. 6000), охватывающий примерно 100 деревень, вместе насчитывающих 100 тыс. жителей. Возглавляют подобные блоки ок. 6000 должностных лиц, в подчинении которых находятся штаты специалистов для проведения инженерных работ и распространения передовых методов хозяйствования. В дополнение к этому с конца 1950-х годов правительство поощряет формирование местных органов самоуправления на базе деревенских советов – панчаятов. Новая система приобрела стандартизованную структуру: нижний уровень – образованные посредством голосования в деревнях панчаяты, средний – панчаятные комитеты, выбираемые косвенным путем в «блоках», и верхний – окружные советы (зила паришад), в которые указанные комитеты направляют своих представителей, чтобы согласовывать программы действий.
Несмотря на различия, обусловленные историческими и культурными традициями, федерализм, как принцип построения государства, является общим и для Индии, и для России. Изучение особенностей становления и развития Индии как федерации, способы и средства решения ею государственно - правовых, политических, религиозных проблем, несомненно, могут оказаться полезными и для Российской государственности. Накопленный индийским государством опыт может помочь российским ученым, политикам, государственным деятелям выявить новые возможности в решении насущных проблем.
Таким образом, на сегодняшний день Индия, равно как и Россия, присутствует в двух стратегических треугольниках, что уже само по себе заставляет обратить внимание на потенциально значимую роль, отводимую этой стране в мировой политике.
В заключении сформулированы общие выводы по работе и подведены итоги исследования.
Становление федеративной системы в Индии происходило через ряд этапов. Первый этап (1919-1935 гг.) стал временем оглашения федеративных принципов со стороны колониальной администрации и их осмысления лидерами национального движения. Второй этап (1937-1947 гг.) характеризуется попытками внедрения элементов федеративных принципов на уровне провинций Британской Индии. Третий этап (1949-1956 гг.) – стал периодом формирования основ федеративной системы по линии «центр - штаты». Четвёртый период (1957-1977 гг.) оказался важным с точки зрения плавного реформирования федерации с учётом этнических, лингвистических и иных особенностей регионов.
Судьба
будущего государственно-
Основной
закон страны определял форму государственно-
Индийская модель федерализма представляется системой, которая гармонично сочетает три фактора, определяющие её стабильность. Во-первых, единство и неделимость территорий. С вступлением княжеств Британской Индии в состав Республики Индии они утратили способность выйти из федерации. Во-вторых, важной прерогативой центра стало принятие чрезвычайных решений в рамках отдельных территорий и всего государства, если того требуют политические обстоятельства. Это предполагало полное или частичное замещение органов управления на всех уровнях власти. В-третьих, широкие, но небезграничные полномочия штатов в решении региональных вопросов. Незыблемым остается право за легислатурами штатов решать бюджетные вопросы без вмешательства со стороны центрального правительства.