Федерализм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:32, реферат

Описание

Цели данной работы:
рассказать об основных моментах становления и развития федерализма в России
раскрыть понятие федерализма
проанализировать реформы российского федерализма

Содержание

Введение
1. Общая характеристика
2. Федерализм в советский период
3. Становление и развитие федерализма в период перестройки
4. Российский федерализм с 2000 года
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Полит. реф..docx

— 38.55 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

Финансовый  университет

при правительстве Российской Федерации

 

кафедра политологии

Реферат на тему: ”Федерализм в России”.

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент Зуев М.А.,М1-4

          Проверил кандидат философских  наук,

 доцент  Седых Н.Н.

План:

Введение

1. Общая характеристика

2. Федерализм в советский период

3. Становление и развитие федерализма в период перестройки

4. Российский федерализм с 2000 года

Заключение

Список используемой литературы   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История Российского федерализма  насчитывает уже лет. Процесс  объединения земель на территории нынешней Российской Федерации шел разными  путями, охватывая добровольные союзы и спасительные присоединения, но не исключая и завоевания. Со временем Россия превратилась в государство, спаянное воедино не только общностью исторического пути народов, но и общими интересами — экономическими, социальными, культурными, политическими. Однако Россия — и это хотелось бы подчеркнуть — создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство. Чем более крепла царская власть, тем четче идеи единой и неделимой России принимали государственные формы.

От момента отказа от унитарной  системы управления до наших дней Россия прошла долгий путь, переходя все  к большей децентрализации. Однако даже этого времени не хватило, что  бы найти и исправить все проблемы российского федерализма.

Цели данной работы:

  • рассказать об основных моментах становления и развития федерализма в России
  • раскрыть понятие федерализма
  • проанализировать реформы российского федерализма

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика

 

Федеративное устройство - способ территориальной организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой.

Федеративное государство - это союзное государство, состоящее из ряда государств, национально-государственных или политико-территориальных образований, каждое из которых пользуется самостоятельностью за исключением тех прав, которые принадлежат всей федерации в целом.

В федерации, в отличие от унитарного государства, имеются две системы высших органов власти (федеральные органы и органы субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ. Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ конституционного строя.

Можно выделить некоторые общие черты, которые являются характерными для большинства федеративных государств:

-территория федерации  состоит из территорий её отдельных  субъектов: штатов, кантонов, республик.

- в союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

- в некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

- обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

Виды федераций.

По особенностям конституционно-правового  статуса субъектов федеративного  государства выделяют:

  • симметричные
  • асимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных —конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Индия, Бразилия, Россия). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

По особенностям формирования федерации выделяют:

  • территориальные
  • национальные
  • смешанные

По способу образования  федерации делятся на:

  • договорные
  • конституционные

 

  1. Федерализм в советский период

 

Для основателей Советского государства федерализм был нежеланным, но неизбежным решением, способом умиротворения  «национальных окраин» с целью  создания государства «диктатуры пролетариата». С самого начала советский федерализм был способом решения национального  вопроса, что оказалось несостоятельно на практике и заложило одну из коренных проблем российского федерализма.

Уже 2(15) ноября 1917 года Совет  народных комиссаров в Петрограде принял Декларацию прав народов России. Этот документ провозгласил принципы равенства  и суверенности народов, их право  на самоопределение вплоть до отделения  и образования самостоятельного государства. III Всероссийский съезд  Советов рабочих и солдатских депутатов принял Декларацию прав трудящегося  и эксплуатируемого народа, которая  была включена в Конституцию РСФСР 1918 года. Согласно декларации, Советская  российская республика учреждалась  «на основе свободного союза свободных  наций как федерация советских  национальных республик». И так Россия юридически стала федерацией в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

После завершения Гражданской  войны начинается формирование Союза  ССР. В 1920–1921 годах были подписаны  союзные договоры между РСФСР  и остальными советскими республиками — Украиной, Белоруссией, Грузией, Азербайджаном, Арменией. Несмотря на формальное признание  суверенности сторон, на практике проходило  складывание не федеративного, но унитарного, централизованного государственного порядка. 30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов утвердил образование  союзного государства - Союза Советских  Социалистических Республик. Конституция  СССР 1924 года определила систему федеральных  органов власти, законодательным  органом стал Съезд Советов СССР, который открытым голосованием избирал  Центральный исполнительный комитет  СССР. В свою очередь, комитет состоял  из Союзного совета и Совета национальностей  в составе 130 человек (по пять человек  от союзных и автономных республик, по одному от автономных областей РСФСР). Конституция впервые в мире закрепила  за союзными республиками право на самоопределение, хотя унитарная по сути форма государственного устройства не предполагала, естественно, реальной инициативы по выходу из Союза ССР. Важно отметить, что в РСФСР субъекты федерации (автономии различного статуса) создавались в местах компактного проживания этнических сообществ, территории же, заселенные преимущественно русским государствообразующим этносом, статуса субъектов федерации не получили. Совет национальностей формировался исключительно из представителей национальных регионов.

 В 1920–1930 годах территория  Союза ССР расширяется. Согласно  Конституции 1936 года, в состав  Союза входит уже 11 союзных  республик. Законодательная власть осуществлялась Верховным Советом СССР, состоящим из двух палат: Совета Союза и Совета национальностей (выборы в этот орган по-прежнему проходили только в этнотерриториальных образованиях).

С течением времени договорное начало в союзном государстве  все более отступало на задний план. Конкретные полномочия ни союзных  республик, ни автономных образований  перечислены в Конституции не были.

Советский Союз имел крайне сложную территориальную структуру: накануне распада он включал 15 союзных  республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей, 10 автономных округов, 6 краев  и 123 области. Советское государство  являлось федерацией по некоторым формальным признакам (наличие квазигосударственных институтов в регионах, двухпалатный парламент), однако реально оно характеризовалось предельно высоким уровнем централизации властных полномочий и жестко иерархической структурой управления. Федералистское начало («единство в разнообразии») не присутствовало в советской идеологии, которая была нацелена, напротив, на выравнивание всех и всяческих различий.

Негативное отношение  к региональному разнообразию, игнорирование  региональной специфики прекрасно  иллюстрирует тусклый, бедный топонимический ландшафт Советского Союза, который  во многом сохраняется и до сих  пор. Элементы реальной территориальной  автономии в советское время  возникали в основном явочным  порядком, существовали неявным для  Москвы образом (Москва могла снять  первого секретаря обкома партии, но не могла жестко контролировать его повседневную работу) и осуждались ею как проявления местничества.

 

  1. Становление и развитие федерализма в период перестройки

Весной 1990 года Литва, а затем  Латвия, Эстония, Грузия, Молдавия декларировали  свою независимость. Фактически разворачивается  процесс постепенного распада союзного государства — СССР. Попытки спасти ситуацию — принятие законов об экономической децентрализации, в частности Закона «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», расширяющего права союзных и автономных республик, были запоздалыми и успеха не имели. Принятие Декларации о суверенитете Российской Федерации 12 июня 1990 года и последовавший референдум о независимости на Украине сделали распад Союза ССР необратимым. 12 декабря 1991 года Верховный Совет России ратифицировал Беловежские соглашения и денонсировал Союзный договор 1922 года.

 

В это же время внутри Российской Федерации разворачивается  процесс, получивший название «парад суверенитетов». Речь идет об одностороннем повышении  статуса национальных автономий. Вскоре после принятия Декларации о суверенитете, выступая в Татарстане, Президент  России Б. Н. Ельцин произнес фразу, получившую самую широкую известность: «Берите  суверенитета столько, сколько сможете  проглотить». Автономии начинают принимать  собственные декларации о суверенитете. Все автономные области, кроме Еврейской  АО, декларировали свой статус республик  в составе РФ. Автономные округа, в свою очередь, заявили о прямом вхождении в состав России, выйдя  из-под подчинения краям или областям.

Многие декларации республик  нарушали принцип верховенства федерального закона. Так, некоторые республики заявили  о возможности выхода из состава  России (Коми, Татарстан) либо провозгласили  себя суверенными государствами (Удмуртия, Калмыкия). Две республики не употребили в своих декларациях слов «в составе  Российской Федерации» (Татарстан и  Чечено-Ингушетия). Фактически многие республики оформляли не федеративный, но конфедеративный тип отношений  с Российской Федерацией. Таким образом, в самом начале 90-х годов лозунги  федерализма служили прикрытием и оправданием стихийной децентрализации, то есть массового присвоения регионами  функций и полномочий федерального центра. Реформа федеративных отношений  в России была неизбежной, при этом пути переустройства предлагались в  начале 90-х годов следующие:

• создание национальных республик  и так называемой Русской республики;

• отказ от национального  принципа выделения субъектов федерации  и создание территориальных единиц на основе «губернизации»;

• создание федерации национальных республик и русских земель, обладающих равными правами.

Отметим, что выбор федеративной формы государственного устройства в России был обусловлен тремя  основными причинами:

• необходимостью предотвратить  территориальную дезинтеграцию  страны по образцу Союза ССР;

• необходимостью реформировать  национальные отношения;

• необходимостью ввести в  рамки расширяющийся процесс  стихийной экономической децентрализации.

31 марта 1992 года между  федеральным центром и регионами  был заключен Федеративный договор,  включенный в Конституцию РФ  и представляющий собой по сути первый документ, описывающий федеративный порядок России.

И сегодня, по прошествии более чем десятилетнего срока, Федеративный договор вызывает неоднозначные оценки специалистов. С одной стороны, подписание этого документа позволило достичь компромисса между центром и регионами, сняв угрозу для территориальной целостности страны. Помимо этого, договор распространил федеративные отношения на все регионы (а не только национальные), закрепив их положение в качестве субъектов федерации. Тем самым национальный принцип выделения субъектов федерации был дополнен территориальным (региональным), изменилась природа федеративных отношений — федерация стала «полной».

Информация о работе Федерализм в России