Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:32, реферат
Цели данной работы:
рассказать об основных моментах становления и развития федерализма в России
раскрыть понятие федерализма
проанализировать реформы российского федерализма
Введение
1. Общая характеристика
2. Федерализм в советский период
3. Становление и развитие федерализма в период перестройки
4. Российский федерализм с 2000 года
Заключение
Список используемой литературы
Финансовый университет
при правительстве Российской Федерации
кафедра политологии
Реферат на тему: ”Федерализм в России”.
Выполнил студент Зуев М.А.,М1-4
Проверил кандидат философских наук,
доцент Седых Н.Н.
План:
Введение
1. Общая характеристика
2. Федерализм в советский период
3. Становление и развитие федерализма в период перестройки
4. Российский федерализм с 2000 года
Заключение
Список используемой литературы
Введение
История Российского федерализма насчитывает уже лет. Процесс объединения земель на территории нынешней Российской Федерации шел разными путями, охватывая добровольные союзы и спасительные присоединения, но не исключая и завоевания. Со временем Россия превратилась в государство, спаянное воедино не только общностью исторического пути народов, но и общими интересами — экономическими, социальными, культурными, политическими. Однако Россия — и это хотелось бы подчеркнуть — создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство. Чем более крепла царская власть, тем четче идеи единой и неделимой России принимали государственные формы.
От момента отказа от унитарной системы управления до наших дней Россия прошла долгий путь, переходя все к большей децентрализации. Однако даже этого времени не хватило, что бы найти и исправить все проблемы российского федерализма.
Цели данной работы:
Федеративное устройство - способ территориальной организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой.
Федеративное государство - это союзное государство, состоящее из ряда государств, национально-государственных или политико-территориальных образований, каждое из которых пользуется самостоятельностью за исключением тех прав, которые принадлежат всей федерации в целом.
В федерации, в отличие от унитарного государства, имеются две системы высших органов власти (федеральные органы и органы субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ. Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ конституционного строя.
Можно выделить некоторые общие черты, которые являются характерными для большинства федеративных государств:
-территория федерации
состоит из территорий её
- в союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
- в некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
- обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.
Виды федераций.
По особенностям конституционно-правового
статуса субъектов
В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных —конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Индия, Бразилия, Россия). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.
По особенностям формирования федерации выделяют:
По способу образования федерации делятся на:
Для основателей Советского государства федерализм был нежеланным, но неизбежным решением, способом умиротворения «национальных окраин» с целью создания государства «диктатуры пролетариата». С самого начала советский федерализм был способом решения национального вопроса, что оказалось несостоятельно на практике и заложило одну из коренных проблем российского федерализма.
Уже 2(15) ноября 1917 года Совет народных комиссаров в Петрограде принял Декларацию прав народов России. Этот документ провозгласил принципы равенства и суверенности народов, их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая была включена в Конституцию РСФСР 1918 года. Согласно декларации, Советская российская республика учреждалась «на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик». И так Россия юридически стала федерацией в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.
После завершения Гражданской
войны начинается формирование Союза
ССР. В 1920–1921 годах были подписаны
союзные договоры между РСФСР
и остальными советскими республиками
— Украиной, Белоруссией, Грузией, Азербайджаном,
Арменией. Несмотря на формальное признание
суверенности сторон, на практике проходило
складывание не федеративного, но унитарного,
централизованного
В 1920–1930 годах территория
Союза ССР расширяется.
С течением времени договорное начало в союзном государстве все более отступало на задний план. Конкретные полномочия ни союзных республик, ни автономных образований перечислены в Конституции не были.
Советский Союз имел крайне
сложную территориальную
Негативное отношение к региональному разнообразию, игнорирование региональной специфики прекрасно иллюстрирует тусклый, бедный топонимический ландшафт Советского Союза, который во многом сохраняется и до сих пор. Элементы реальной территориальной автономии в советское время возникали в основном явочным порядком, существовали неявным для Москвы образом (Москва могла снять первого секретаря обкома партии, но не могла жестко контролировать его повседневную работу) и осуждались ею как проявления местничества.
Весной 1990 года Литва, а затем Латвия, Эстония, Грузия, Молдавия декларировали свою независимость. Фактически разворачивается процесс постепенного распада союзного государства — СССР. Попытки спасти ситуацию — принятие законов об экономической децентрализации, в частности Закона «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», расширяющего права союзных и автономных республик, были запоздалыми и успеха не имели. Принятие Декларации о суверенитете Российской Федерации 12 июня 1990 года и последовавший референдум о независимости на Украине сделали распад Союза ССР необратимым. 12 декабря 1991 года Верховный Совет России ратифицировал Беловежские соглашения и денонсировал Союзный договор 1922 года.
В это же время внутри Российской Федерации разворачивается процесс, получивший название «парад суверенитетов». Речь идет об одностороннем повышении статуса национальных автономий. Вскоре после принятия Декларации о суверенитете, выступая в Татарстане, Президент России Б. Н. Ельцин произнес фразу, получившую самую широкую известность: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить». Автономии начинают принимать собственные декларации о суверенитете. Все автономные области, кроме Еврейской АО, декларировали свой статус республик в составе РФ. Автономные округа, в свою очередь, заявили о прямом вхождении в состав России, выйдя из-под подчинения краям или областям.
Многие декларации республик
нарушали принцип верховенства федерального
закона. Так, некоторые республики заявили
о возможности выхода из состава
России (Коми, Татарстан) либо провозгласили
себя суверенными государствами (Удмуртия,
Калмыкия). Две республики не употребили
в своих декларациях слов «в составе
Российской Федерации» (Татарстан и
Чечено-Ингушетия). Фактически многие
республики оформляли не федеративный,
но конфедеративный тип отношений
с Российской Федерацией. Таким образом,
в самом начале 90-х годов лозунги
федерализма служили прикрытием
и оправданием стихийной
• создание национальных республик и так называемой Русской республики;
• отказ от национального принципа выделения субъектов федерации и создание территориальных единиц на основе «губернизации»;
• создание федерации национальных республик и русских земель, обладающих равными правами.
Отметим, что выбор федеративной формы государственного устройства в России был обусловлен тремя основными причинами:
• необходимостью предотвратить территориальную дезинтеграцию страны по образцу Союза ССР;
• необходимостью реформировать национальные отношения;
• необходимостью ввести в
рамки расширяющийся процесс
стихийной экономической
31 марта 1992 года между
федеральным центром и
И сегодня, по прошествии более чем десятилетнего срока, Федеративный договор вызывает неоднозначные оценки специалистов. С одной стороны, подписание этого документа позволило достичь компромисса между центром и регионами, сняв угрозу для территориальной целостности страны. Помимо этого, договор распространил федеративные отношения на все регионы (а не только национальные), закрепив их положение в качестве субъектов федерации. Тем самым национальный принцип выделения субъектов федерации был дополнен территориальным (региональным), изменилась природа федеративных отношений — федерация стала «полной».