Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:51, доклад
Понятие формы государства.
Форма правления.
Форма государственного устройства .
Государственный (политический) режим.
Республика как форма правления возникла только в конце XVIII в. (лат. res publika – «дело согласия народа»). Республикой называлось любое государство, строящее свою деятельность на основе права, на правовых началах. Республиканская форма правления предполагала осуществление управления государством на основе принципа разделения властей, что, по мнению авторов этой идеи, должно было обеспечить качество принимаемых законов и их исполнение, а контроль исполнения этих законов был возложен на судебную власть. В странах с развитой экономикой и высоким уровнем политико-правовой культурой идея разделения властей функционирует успешно, обеспечивая стабильность и процветание общества.
Республики подразделяются на президентские и парламентские. Для президентской республики характерно то, что президент, будучи главой государства, во-первых, возглавляет исполнительную власть, назначает и освобождает от должности членов правительства; во-вторых, правительство несет политическую ответственность перед президентом; в-третьих, здесь в классическом варианте действует принцип разделения властей (например, в США, Аргентине, Бразилии).
В президентских республиках
глава государства – президент
избирается на определенный срок: путем
прямых выборов гражданами государства
(в России, Бразилии, Египте и др.);
косвенными выборами (в США, Аргентине
граждане выбирают выборщиков, а последние
– президента). Президентом может
быть только гражданин данного государства,
достигший определенного
В парламентских республиках
исполнительная власть возглавляется
премьер-министром (председателем правительства),
правительство назначается
Выделяются и республики
(Франция, Финляндия), где сочетаются
черты парламентской и
В Российской Федерации существует
республиканская форма
Форма государственного устройства
Под формой государственного
устройства в юридической науке
понимается административно-
Унитарное государство (от латинского
unitas – «единство») – это единое государство,
не имеющее в своем составе иных государственных
образований на правах его субъектов.
Такое государство может делиться только
на административно-
Разновидностью унитарных государств можно считать государства, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования.
Например, это такие государства, как Китай (имеет в своем составе ряд автономий – Тибет, Гонконг и др.), Испания (Область басков), Украина (Крымская автономная республика) и др.
Федеративное государство характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой государственная власть разделена между центральными, т. е. федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов, входящих в федерацию. Федерация (от латинского foedus – «союз») – это союз нескольких государственных образований (государств), основанный на договоре. Субъекты федерации – территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства (например, конституцией, законодательными органами). Поэтому современное понимание федерации означает, что это такое государство, в состав которого входят территориальные образования – субъекты федерации (штаты, кантоны, провинции), обладающие определенным суверенитетом, т. е. относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Таким образом, субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными государственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами власти субъектов федерации, представляющими интересы данных регионов и проживающего там населения.
Все субъекты федерации являются
равноправными ее членами. Наряду с
общими для всех членов федерации
федеральными высшими органами государственной
власти аналогичные органы власти имеются
в каждом субъекте, входящем в федерацию.
Соотношение между высшими
Важным признаком
Выделяют различные виды федераций:
дуалистические федерации, основанные на дуализме суверенитета (штаты и центр в США), взаимной координации их деятельности;
национально-территориальные федерации;
договорно-конституционные федерации;
симметричные федерации;
асимметричные федерации, т. е. в которых не соблюдается принцип равенства субъектов федерации.
Основной проблемой любой
федерации является разграничение
предметов ведения и полномочий
между федеральным центром и
субъектами федерации. От решения этого
вопроса зависит правовой статус
субъектов в составе федерации
и характер взаимоотношений между
федеральным центром и
Согласно Конституции
Российская Федерация состоит из
89 субъектов федерации, равноправных
в отношениях с федеральными органами.
К ним относятся республики, края,
области, города федерального значения,
автономная область, автономные округа.
Разнообразие форм составляющих федерацию
образований — результат
Федеративное устройство
Российской Федерации основано на ее
государственной целостности, единстве
системы государственной
Конфедерация (от латинского confoederatio – «сообщество») представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Например, страны Европейского Союза, прежде всего, преследуют экономические и политические цели для обеспечения наиболее благоприятных условий для экономического и политического сотрудничества.
Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется на основе договора по принципу добровольности и согласия всех членов. В конфедеративных государствах для достижения поставленных целей создаются необходимые органы управления. Однако здесь нет центрального государственного аппарата, отсутствует единая система права. Все государства, объединившиеся в конфедерацию, обладают суверенитетом и имеют полную политическую самостоятельность. Обладает ли сама конфедерация суверенитетом? На этот счет в юридической литературе есть разные точки зрения. Хотя в конфедерациях и имеются высшие органы власти, но решения этих органов не являются обязательными для государств, входящих в этот союз, если эти решения не одобрены их парламентами. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Учитывая все это, конфедерацию обычно не считают суверенным государственным образованием.
Конфедерация в основном носит временный характер. История знает несколько примеров конфедерации. Например, союз Севера с Югом после гражданской войны в США с 1776 по 1787 г., союз кантонов в Швейцарии в 1815–1848 гг. На сегодняшний день конфедераций так таковых не существуют, но есть союзы, обладающие определенными признаками конфедерации (Европейский Союз).
В современной юридической
литературе выделяют и содружество
как форму объединения
Истории известна также такая
форма государственного устройства,
как империя – сложное
Государственный (политический) режим
Политический режим
Демократия (от греч. demos – «народ» и kratos – «власть») – народовластие – означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти.
Признаки демократического политического режима:
широкий круг прав и свобод личности, их конституционные гарантии;
наличие у властных органов мандата народа;