Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:47, реферат
Появление приказов – органов центрального отраслевого управления - связано с созданием единого Русского государства. Первые приказы упоминаются в источниках с конца XV в. Однако процесс образования приказной системы управления был длительным и занял всю первую половину XVI в.
Образовавшееся во второй половине XV в. единое Русское (Московское) государство формировалось как сословная монархия, в которой великий князь делил власть с представителями господствующего сословия – боярами, удельными и служилыми князьями, а также с церковью.
Введение
1. Формирование системы государственного управления в Московской Руси.
2. Приказная система государственного управления. Этапы ее развития.
3. Общегосударственные приказы и их роль в государственной системе.
4. Аппарат управления приказов.
5. Преобразование местного управления
6. Судебник Ивана III 1497 года.
7. Судебник Ивана IV 1550 года.
Заключение
Судебник не только являлся обобщением правовых норм, существовавших до этого в отдельных феодальных центрах, но и представлял собой новый этап в развитии общерусского феодального права. Основная часть статей Судебника касалась упорядочения судопроизводства и судоустройства Русского государства. В нем регламентировался порядок деятельности центральных судебных органов, находившихся в руках боярства. Судебные функции наместников ограничивались благодаря введению обязательного участия в наместничьем суде представителей верхов посадского населения и черносошного крестьянства.
Важной чертой Судебника является классовый характер норм права. Покушение на жизнь и собственность феодалов отнесено к важнейшим уголовным преступлениям, которые карались смертной казнью и другими тяжелыми наказаниями узаконили наступление феодалов на общинные земли. Специальной статьей 57 сужалось право крестьянского "выхода". Отныне крестьянин мог покинуть своего господина только раз в году (в течение недели до и после Юрьева дня осеннего, т.е.26 октября), уплатив ему "пожилое" (плату за пользование двором). В этом постановлении нашла яркое отражение крепостническая сущность законодательства феодальной эпохи, когда все законы сводились в основном к одному - удержать власть помещика над крепостным крестьянином.
Судебник 1497 года отразил также изменения в экономической и социальной жизни страны: увеличение роли городов и городского населения, появление поместной формы условного землевладения. Кодификация норм феодального права, в свою очередь, содействовала дальнейшей централизации государственного управления и способствовала борьбе со своеволием феодальной аристократии.
7. Судебник Ивана IV 1550 года.
Более детально развиты нормы Судебника 1497 года в следующем «законе» — Судебнике 1550 года.
Судебник 1550г. - второй кодекс права Русского централизованного государства, составленный по заданию царя Ивана IV Грозного взамен Судебника 1497 г. и утвержденный Собором в 1550 г. Этот Судебник называют также Царским судебником. В нем заложены правовые основания ряда реформ 50-х гг. XVI в., проведенных Иваном IV в пользу дворянства в период борьбы с боярством за окончательную ликвидацию феодальной раздробленности. В интересах дворянства С. 1550 г. осложнил уход крестьян от феодалов в Юрьев день, запретил прием в холопы «детей боярских», т.е. дворян (кроме отстраненных от царской службы).
Регулируя кабальное холопство, С. 1550 г. имел задачей оградить от закабаления тех поместных дворян, которые впали в нужду. С. 1550 г. еще более ограничивал холопство, допуская полное холопство только с «доклада наместнику».
Особое внимание составители С. 1550 г. уделили упорядочению судов и судопроизводства. Нормы Судебника ограничили боярский произвол в судах. Наместникам и волостелям разрешалось производить суд лишь в присутствии представителей местного дворянства - выборных старост и целовальников. С. 1550 г. установил порядок подачи жалоб на наместников и порядок рассмотрения этих жалоб, что усиливало ответственность наместников и обеспечивало контроль поместного дворянства над наместничьим судом. С. 1550 г. строго регламентировал размер судебных пошлин.
Он состоит из 100 статей и по разнообразию регулируемых ситуаций и богатству правовых институтов значительно превосходит Судебник 1497 г. В регулировании гражданско-правовых отношений главные изменения коснулись договора займа. Он мог заключаться с «кабалой на служение» и без «кабалы» с обычными процентами. Во 2-м случае лицо оставалось полностью свободным и отвечало лишь имуществом (ст. 36). Заем с «кабалой», т.е. обращение в «кабальное холопство», был разновидностью феодального найма и оформлялся соответствующим документом. Поэтому С. 1550 г. запрещал «холопить» детей боярских, - они предназначались для службы государю (ст. 81, 82). Услужение в городах в любом случае не вело к зависимости без соответствующего договора (ст. 81). Кроме того, запрещались сделки с родовыми вотчинами (ст. 85), и злостный купец-банкрот уже не обращался в рабство, а отрабатывал долг до погашения (ст. 85, 90). Таким образом, имущественная ответственность по обязательствам в С. 1550 г. укрепляется с появлением феодального варианта зависимости должника в виде долговой кабалы и отработки долга «до искупа»
Заключение
Создание приказной
системы управления имело принципиальное
значение для развития Московского
государства. С ее помощью центральная
власть надеялась покончить с
дезорганизацией правительствен
Список используемой литературы
2. История государственного управления в России: учеб./под общ. ред. Р. Г. Пихои. М., 2003
3. Альшиц Д.И. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. Л., 1988
4. Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. М., 1975
5. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России (XV- начало XX в.) М., 1983
6. Кизеветтер А.А. Местное самоуправление в России IX-XIX вв. М., 1910
Информация о работе Формирование приказной системы управления в конце XV – XVI вв