Формы государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:45, контрольная работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в значимости изучения форм государственного управления на современном этапе.
Цели данной работы состоит в изучении форм государственного управления.
При написании данной работы были определены следующие задачи:
1) охарактеризовать монархию как форму правления;
2) рассмотреть республику как форму правления;
3) проанализировать характеристики форм правления в РФ.
При написании данной работы были использованы следующие методы: аналитический, логический и исторический.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Монархия как форма правления. 4
Раздел 2. Республика как форма правления. 9
Раздел 3. Характеристика форм правления в Российской Федерации 17
Заключение 23
Список источников и литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Политология (all).docx

— 251.48 Кб (Скачать документ)

При подготовке новой Конституции  России отчетливо выделились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о  форме правления. Суть дискуссий  сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления. Возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.

Форма правления, то есть порядок организации  и взаимоотношения высших органов  государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т. д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в РФ в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей:

во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что парламент может выразить недоверие Правительству, но это не влечет правовых последствий: решение об отставке правительства принимает Президент. Он вправе не согласиться с парламентом. В России нижняя палата парламента неоднократно оценивала работу Правительства как неудовлетворительную, и никаких последствий это не влекло. Если же в России парламент попытается настаивать и в течение трех месяцев вторично выразит недоверие Правительству, то тем самым поставит под удар: президент вправе выбрать и уволить правительство в отставку или распустить нижнюю палату парламента.

во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом. В Конституцию РФ заложена идея об арбитражной власти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов. Президент стремится усилить свои полномочия и за счет парламента (регулирование указами Президента таких вопросов, для которых нужен закон), и за счет правительства (регулярные вызовы раз в неделю премьер-министра для отчета, прямые указания ему и министрам, непосредственное руководство Президента так называемыми силовыми и некоторыми другими министрами). В этих целях президент имеет и укрепляет собственный аппарат – Администрацию президента, которая, по существу, поставлена над правительством. Огромная роль этого органа в России несопоставима с ролью подобных органов – «дома президента» во Франции, администрации Белого дома в США и тем более скромной Канцелярии президента в Германии. Положение парламента принижено (в том числе путем использования финансовых и других материальных рычагов парламента и парламентариев), роль Правительства в основном ограничена хозяйственными вопросами, оно не является центром политического руководства страной и средоточием исполнительной сласти: ее главой на деле является президент, хотя это не предусмотрено Конституцией. Однако такая большая власть концентрируется главным образом в центре. Субъекты Федерации, их многие губернаторы часто выступают с независимых позиций, иногда посылая нечто вроде ультиматумов Президенту.

Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может быть отраженной в механизме государственной  власти, особенно с учетом того, что  в ряде ее республик также существует институт президентства.

Современной форме правления в  РФ предшествовал недолго просуществовавший симбиоз власти Советов и зарождающейся президентской власти в Советской Союзе.

Прошло два срока правления  первого российского президента, легитимно его сменил другой. Этот период был сложным, президентская форма правления (смешанная форма правления с доминированием президента) выдержало серьезные испытания. В ее развитии можно выявить «маятниковые» колебания от «точки» всевластия Советов до «точки» слияния движений «Единство» и «отечество – вся Россия». Президентская форма правления стабилизировалась, прошла нереволюционная передача власти. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, главы субъектов Федерации больше не образуют мощное объединение в Совете Федерации. По существу система президентской власти в России – это уже сформировавшаяся структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся.

Таким образом, в основу организации  государственной власти Российской Федерации положена модель президентской республики с достаточно широкой компетенцией Президента, который избирается непосредственно гражданами России.

Как глава государства Президент  наделяется необходимыми полномочиями по обеспечению суверенитета и государственной целостности Российской Федерации, согласованного функционирования государственных органов. Формально не являясь главой исполнительной власти, Президент России обладает значительными полномочиями по определению основных направлений государственной политики, формированию состава Правительства и федеральных органов исполнительной власти.

Президент находится как бы над  законодательной, исполнительной и  судебной ветвями власти, обеспечивая  координацию и согласованность  их действий.

 

 

Заключение

 

Термин "форма правления" содержится во многих основных законах стран  мира. В некоторых конституциях этого  термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления - монархия или республика. Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов "монархия" или "республика". Классификация форм правления, являющиеся, как правило, доктринальными (в конституциях такие определения почти не употребляются), отражают взаимоотношения высших органов государства и их роль. Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики, а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованная конституция, консультативная монархия).

В процессе изучения данной темы были сделаны следующие выводы:

   во-первых:  монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и обычно передаётся по наследству. Монарх не несёт ответственности за свои деяния.

   во-вторых: республика – представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок. Применительно к республиканской форме правления в качестве оснований для ее подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне развития государств, степени причастности всего населения или его части к процессу осуществления государственной власти, положении в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов, в частности института президентства или парламента, и др.

   в-третьих: основу организации государственной власти Российской Федерации положена модель президентской республики с достаточно широкой компетенцией Президента, который избирается непосредственно гражданами России. Формально не являясь главой исполнительной власти, Президент России обладает значительными полномочиями по определению основных направлений государственной политики, формированию состава Правительства и федеральных органов исполнительной власти.

При написании данной работы цели были достигнуты по средствам решения  выбранных задач.

 

Список источников и литературы

 

1. Конституция Российской Федерации  [Текст] : [принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года с учётом Законов об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы и о контрольных полномочиях Государственной думы в отношении Правительства РФ].

2. Божанов, В. А. Политология:  мир современной политики: учеб. пособие [Текст] / В. А. Божанов. М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2010. – 328 с.

3. Желтов, В. В. Геополитика: история  и теория: учеб. пособие [Текст] / В.  В. Желтов. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 448 с.

4. Козырев, Г. И. Политическая  конфликтология: учеб. пособие [Текс] / Г. И. Козырев. М.: ИД «ФОРУМ»:  ИНФРА-М, 2008. – 432 с.

5. Козырев, Г. И. Политология:  учеб. пособие [Текс] / Г. И. Козырев.  М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 368 с.

6. Махнач, В. Л. Политика. Основные  понятия: справочник, словарь [Текст] / В. Л. Махнач, С. О. Елишев. –  М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 288 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формы государственного правления