Формы и методы политико-правового обеспечения функционирования политической журналистики. Комплекс правовых норм политической журналис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:50, реферат

Описание

В демократическом обществе журналистика не может существо­вать и функционировать иначе как на развитой правовой базе, оформленной и закрепленной законодательно. Каждый журналист должен действовать в строго очерченном правовом пространстве. В противном случае ему угрожает серьезная опасность попасть в ситуацию, когда вместо обеспечения информационных потребно­стей общества, последовательного выполнения гуманистически ос­мысленных функций журналистики на основе полной, достовер­ной и объективной информации он будет совершать недопусти­мые с точки зрения общества информационные проступки и даже преступления.

Работа состоит из  1 файл

!!!контрольная политология.doc

— 62.50 Кб (Скачать документ)


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

 

Кафедра социологии журналистики

 

 

 

 

Формы и методы политико-правового обеспечения функционирования политической журналистики.

Комплекс правовых норм политической журналистики.

 

 

 

Контрольная работа

студента 2 группы 3 курса

заочной формы обучения

Синяткина Романа Александровича

 

Научный руководитель:

кандидат филологических наук, доцент

Воробьёв Василий Петрович

 

 

 

 

МИНСК 2011

В демократическом обществе журналистика не может существо­вать и функционировать иначе как на развитой правовой базе, оформленной и закрепленной законодательно. Каждый журналист должен действовать в строго очерченном правовом пространстве. В противном случае ему угрожает серьезная опасность попасть в ситуацию, когда вместо обеспечения информационных потребно­стей общества, последовательного выполнения гуманистически ос­мысленных функций журналистики на основе полной, достовер­ной и объективной информации он будет совершать недопусти­мые с точки зрения общества информационные проступки и даже преступления.

Формированием строгой правовой базы занимаются практи­чески с момента зарождения журналистики. Разумеется, правовые системы прежних веков «обслуживали» общество с большими ог­раничениями, охраняя прежде всего интересы господствующих сил. Но вместе с тем возникали, развивались и проникали в законода­тельство нормы общедемократического характера. Таково, напри­мер, законодательное закрепление свободы для журналистики, права на получение и распространение информации и т.д. Вместе с тем фиксировались различные ограничения, квалифицируемые обычно как «злоупотребление свободой печати».

К середине XX в. сформировались три основные концепции. Ав­торитарная характеризуется жесткими законодательными ограниче­ниями «инакомыслия» и предоставлением широчайших возможнос­тей для деятельности стоящих у власти сил. Либеральная, наоборот, исходит из необходимости полной свободы деятельности СМИ. Кон­цепция ответственности утверждает свободу журналистики в ее слу­жении общественным интересам. Именно эта концепция и стала основой развития законодательной базы функционирования журна­листики демократических стран.

“Інфармацыйнае грамадства можа плённа і эфектыўна развівацца толькі на аснове грамадскай супольнасці, у якой забяспечваецца свабодны доступ усіх людзей да інфармацыі на любой стадыі аперыравання ёю. Грамадзянская ж супольнасць характарызуецца тым, што грамадзяне з’яўляюцца асноўным суб’ектам арганізацыі грамадскага жыцця і кіравання ім, у выніку чаго не дзяржава дае ім свабоду, а самі грамадзяне вызначаюць меру свабоды дзяржавы. Усеагульны ўдзел у кіраванні грамадствам забяспечваецца поўнай і ўсеабдымнай інфармаванасцю грамадзян, валоданнем сацыяльнай інфармацыяй і выкарыстаннем яе” [1 ,стр.16].

Новые информационные технологии полностью меняют характер информационного взаимодействия между обществом и государством. Технологии позволяют людям полнее участвовать в политической жизни страны, влиять на принятие решений и контролировать действия правительства. Человек становиться не только потребителем, но и носителем информации.

Главную роль в становлении крепкого информационного общества несомненно играет журналистика. Она определяет приемы и способы подачи материала определенной аудитории, учитывая качественные характеристики медийного окружения. Журналистика накапливает общественные интересы, тем самым превращая политику в медиапроцесс  и стимулирует политическую конкуренцию. Сложно представить информационное общество без журналистики как института формирующего политику. Сейчас СМИ определяют масштабы политических отношений. Из инструмента политики журналистика превратилась в её важный элемент.

Правда отношения между политикой и журналистикой нельзя рассматривать только как «Журналистика влияет на политику». Есть и обратное, государство формирует единое информационное пространство, а значит и информационную политику. Политическая журналистика затрагивает жизненно важные и специфические общественные интересы, поэтому для неё должны быть разработаны определённые нормы и правила. Нормы на  самом деле существуют – они формулируются в первую очередь обществом и государством. Но нормативное воздействие исходит и от самой профессиональной среды, на общенациональном и региональном уровнях, а также на уровне отдельных редакций, ассоциаций и групп журналистов. Но возникает вопрос: существуют ли особые требования к политической журналистике?

Одной из составляющих полноценного функционирования политической журналистики есть возможность доступа к государственным информационным ресурсам. Здесь важно сконцентрировать внимание на так называемом принципе информационной открытости, суть которого заключается в доступности для населения материалов о деятельности органов власти, а также других организаций и институтов – участников политического процесса. Государственная власть строится как публичная сфера, т. е. она должна быть открыта для общественности, в том числе и для политических корреспондентов. Однако всё не так просто. В большинстве официальных инстанций не имеют традиции отвечать на письменные запросы СМИ и фактически отказывают в информации, представляющей общественный интерес.

Но если официально зарегистрированная организация должна быть максимально открытой, то политический выбор отдельного человека остаётся его личным делом, и сведения об этом попадают под разряд конфиденциальной информации. Поэтому сведения, к примеру, о членах политической партии относятся к информации с ограниченным доступом.  И нередки судебные разбирательства в связи с распространением информации о политических и общественных деятелях. 

Для того  чтобы уберечь себя от судебных разбирательств, журналист должен понимать, где информация с ограниченным доступом, информация, составляющая государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

В Законе Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» в статье номер 53 есть точная формулировка, там говорится:

  «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, политических партий, общественных объединений, иных юридических лиц, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

2. Государственные органы, политические партии, общественные объединения, иные юридические лица, а также их должностные лица представляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и иными способами.

3. Редакция средства массовой информации имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, политических партий, общественных объединений, иных юридических лиц, а также их должностных лиц по вопросам политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, юридических лиц, их заместители, работники пресс-служб или другие уполномоченные на то лица в пределах их компетенции не позднее чем через десять дней после получения запроса».

В Резолюции Парламентской Ассамблеи 812 (1984) «Об отношении парламентов государств-членов Совета Европы со средствами массовой информации» отмечается, что парламентам необходимо освещение их деятельности в СМИ, чтобы о ней знала широкая общественность и при этом необходимо уважать как традиции и правила парламентов, так и свободу печати.

На пресс-службы органов власти возлагается обязанность вести, хранить и предоставлять журналистам аудио- и видеозапись важнейших официальных мероприятий. При этом не ограничивается право аккредитованных журналистов вести свою запись происходящего. В свою очередь СМИ должны освещать важные события  в деятельности органов власти – полностью либо в информационных программах или заметках.  Сообщения о работе высших органов власти СМИ передают отдельным блоком, тематические программы такого содержания не могут прерываться рекламными блоками.

В современном информационном обществе государственная власть строится как публичная сфера, то есть она открыта для общественности, прежде всего для ее «доверенных лиц» - политических корреспондентов.

Говоря о том, что государственные органы должны открывать доступ к информации для журналистов, нельзя не упомянуть и об обязанностях редакций и политических корреспондентов. Тонкая грань между свободой доступа к информации и ответственностью перед законом за ее использование привлекает к себе внимание правоведов. «Проблемы, которые должны быть решены на основе политики в области средств массовой информации можно сформулировать, как взаимное понимание и соблюдение порядка взаимодействия СМИ и органов государственной власти и иных институтов по поводу доступа к информации журналиста, открытость со стороны государства определенная законом, но одновременно и открытость со стороны органов массовой информации» [2, cтр. 207].

   Рассмотрим источники права, исходя из понятия нормативно­го правового акта, как официального документа установленной формы, принятого (изданного) в пределах компетенции уполно­моченного государственного органа (должностного лица) или пу­тем референдума с соблюдением установленной законодатель­ством Республики Беларусь процедуры, содержащего обязатель­ные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Основным источником права массовой информации являет­ся Конституция Республики Беларусь, которая закрепляет пра­ва каждого свободно выражать свои мнения и убеждения, полу­чать и распространять информацию, устанавливает условия ограничения этого права (статьи 23, 28, 33, 34, 62). Конститу­ционные нормы имеют приоритет, как в правотворческой дея­тельности, так и в правоприменительной практике. Правовым актом, предопределяющим систему «Право массовой информа­ции», является Закон «О печати и других средствах массовой информации». К источникам права также относятся законы, которые регулируют деятельность журналиста в сфере авторского права и рекламы: Закон Республики Беларусь «Об автор­ском праве и смежных правах» и Закон Республики Беларусь «О рекламе». Ряд норм содержится в Законе Республики Бела­русь «О государственных секретах», Законе Республики Бела­русь «Об оперативно-розыскной деятельности». Эти законы оп­ределяют пределы права при распространении информации, от­носящейся к государственным секретам. Пределы права в рас­пространении информации также устанавливают: Закон Рес­публики Беларусь «Об адвокатуре», Закон Республики Бела­русь «Об обращениях граждан», Закон «О государственной службе в Республике Беларусь», Кодекс о браке и семье. Неко­торые законы определяют принципы прозрачности деятельнос­ти государственных органов, что позволяет журналистам полу­чить доступ к информации. К таким законам относятся: Закон Республики Беларусь «О прокуратуре», Закон Республики Бе­ларусь «О милиции», Закон Республики Беларусь «О судоус­тройстве и статусе судей», Избирательный кодекс.

Имеется целый ряд норм, устанавливающих ответственность журналистов. Они содержатся в Гражданском кодексе Республи­ки Беларусь, Уголовном кодексе Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Имеют отношение к праву массовой информации и отдельные нормы процессуального права, содержащиеся в Гражданском процессуальном кодексе, Уголовно-процессуальном кодексе, Хо­зяйственно-процессуальном кодексе. Здесь для журналистов пред­ставляют интерес нормы о гласности судопроизводства.

К источникам права относятся декреты и указы Президента Республики Беларусь, подзаконные акты: постановления прави­тельства, акты, принятые Министерством информации Республи­ки Беларусь. Иногда прямое отношение к праву массовой инфор­мации имеют нормативные правовые акты других министерств, если они касаются распространения информации, например, По­ложение о порядке публичной демонстрации киноаудиовизуаль­ных произведений, выпуска печатной продукции эротического характера, а также продукции сексуального назначения, их рас­пространения и рекламирования юридическими и физическими лицами, которое утверждено постановлением Министерства куль­туры Республики Беларусь.

Политические журналисты активно участвуют в политических процессах. Сюда можно отнести освещение выборов и референдумов. Как и сами эти процессы, их освещение регулируются большой совокупностью нормативных правовых документов (ст.33 Конституции, гарантирующей свободу мнений, убеждений и их свободного выражения; Постановление Совета Министров РБ «О порядке пользования  кандидатами в Президенты  РБ средствами массовой информации, ст. 46 Избирательного кодекса»). Все они содержат нормы, определяющие порядок предвыборной агитации и освещения в прессе выборов или референдумов. Во-первых, СМИ обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений кандидатов. Эта обязанность касается  государственные СМИ, СМИ, частично финансируемые из государственного бюджета, а также СМИ, одним из учредителей которых выступают госорганы или организации. Во-вторых, если речь идёт о печатных СМИ, то предвыборная программа должна составлять не более 5-ти машинописных страниц, и должна быть предоставлена не позднее чем за 20 дней до выборов. В-третьих, необходимо соблюдать очередность поступления предвыборных программ.

Несомненно, роль средств массовой информации в предвыборной агитации проявляется в активном их участии. Однако закон не даёт чёткого определения предвыборной агитации, что, соответственно не позволяет отделить её от информационных и аналитических материалов, подготовленных журналистами на тему выборов. Следовательно, в день голосования журналисту следует проявлять особую осторожность. В противном случае, за нарушение таких правил как призывы к бойкотированию выборов, проведение агитации в день выборов, воспрепятствованию работе избирательной комиссии, должностные лица и журналисты могут быть привлечены к административной ответственности.

Информация о работе Формы и методы политико-правового обеспечения функционирования политической журналистики. Комплекс правовых норм политической журналис